The False Dmitry and James the Old Pretender: Mary Pix’s The Czar of Muscovy

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.601

Ключевые слова:

Мэри Пикс, Россия XVII в., Англия XVII в., самозванцы, Смутное время

Аннотация

Пьеса «Царь Московии» (1701) британского драматурга Мэри Пикс (1666–1709) не получила достаточного освещения в литературоведении, в отличие от других ее произведений. Настоящая статья предлагает новый подход к анализу пьесы, которая повествует о правлении самозванца Дмитрия I Ивановича (1605–1606), убитого в результате мятежа. Произведение сосредоточено вокруг Лжедмитрия I, Смутного времени и драматической роли главного героя как метафорической параллели католика Джеймса Фрэнсиса Эдуарда Стюарта (Джеймса Старого Претендента). Пикс манипулирует общественным и личным образом Лжедмитрия I, чтобы достичь другой цели – подорвать попытки Джеймса Старого Претендента захватить английский трон: сюжет следует воспринимать через сопоставление публичных образов русского и английского самозванцев, которые обладают существенным сходством. Образу Лжедмитрия свойственны женоподобие и склонность к тирании, проявляющиеся в том, как он обращается с женщинами, сыгравшими ключевую роль в его жизни, – царицей Марией, его предполагаемой матерью императрицей Софией и пленницей Зарряной. Каждая из них помогает ему достичь цели и взойти на престол, только чтобы в итоге его уничтожить. Обращаясь к своей женской аудитории и побуждая ее не допустить восстановления самозванца на престоле, автор пьесы изображает этих героинь как могущественных персонажей, сталкивающихся с угнетением, но побеждающих. Можно сделать вывод, что русская история выступает в пьесе в качестве динамической объединяющей силы, которая преодолевает границы времени и географии.

Биография автора

Samia Al-Shayban

PhD, доцент, Университет имени короля Сауда.

11451, Саудовская Аравия, Эр-Рияд.

ORCID 0000-0003-3229-0834

samia700@hotmail.com

Библиографические ссылки

Anderson, M. S. (2014). Peter the Great. L., Routledge. 244 p.

Anisimov, E. (2015). The Reforms of Peter the Great: Progress through Coercion in Russia. L., Routledge. 344 p.

Ashley, M. (1966). The Glorious Revolution of 1688. L., Hodder and Stoughton. 224 p.

Backscheider, P. (1993). Spectacular Politics: Theatrical Power and Mass Culture in Early Modern England. Baltimore, John Hopkins Univ. Press. 360 p.

Bartels, E. (1993). Spectacles of Strangeness. Philadelphia, Pennsylvania Univ. Press. 234 p.

Beauvoir, S. (1972). The Second Sex. L., Penguin. 880 p.

Broad, J. (2015). The Philosophy of Mary Astell: An Early Modern Theory of Virtue. Oxford, Oxford Univ. Press. 205 p.

Bussow, C. (1994). The Disturbed State of the Russian Realm, 1617. Montreal, McGill-Queen’s Univ. Press. 288 p.

Cross, A. (2000). Peter the Great through British Eyes: Perception and Representation of the Tsar since 1698. Cambridge, Cambridge Univ. Press. 172 p.

Cuder-Domingez, P. (2016). Stuart Women Playwrights, 1613–1713. L., Ashgate. 158 p.

Daems, J. (2006). Seventeenth Century Literature and Culture. L., Continuum. 160 p.

Dunning, Ch. (2001). Russia First Civil War: The Time of Trouble and the Founding of the Romanov Dynasty. Pennsylvania, Pennsylvania State Univ. Press. 672 p.

Edwards, C. (1993). The Politics of Immorality in Ancient Rome. Cambridge, Cambridge Univ. Press. 244 p.

Engelstein, L. (2003). Old and Low: Straw Horsemen of Russian Orthodoxy. In Kivelson, V. A., Greene, R. H. (Eds.). Orthodox Russia: Belief and Practice under the Tsars. Pennsylvania, Pennsylvania State Univ. Press, pp. 23–32.

Finberg, M. C. (2008). Introduction in Eighteenth-century Women Dramatists. Oxford, Oxford Univ. Press. 448 p.

Finke, L. (1984). The Satire of Women Writers: The Female Wits. In Restoration. Vol. 8. No. 2, pp. 64–71.

Glozier, M. (2007). Huguenot Soldiers in Russia: A Study in Military Competence. In Glozier, M., Onnekink, D. (Eds.). War, Religion and Service Huguenot Soldiering, 1685–1713. L., Routledge, pp. 229–244.

Gregg, E. (2001). Queen Anne. N. Haven, Yale Univ. Press. 483 p.

Haight, R. (2004). Christian Community in History: Historical Ecclesiology. N. Y., Continuum. 464 p.

Harris, T. (2006). The Revolution: The Great Crisis of the English Monarchy, 1685–1720. L., Penguin. 622 p.

Hensbergen, C. V. (2019). The Female Wits: Gender, Satire, Satire and Drama. In Bullard, P. (Ed.). The Oxford Handbook of Eighteenth-century Satire. Oxford, Oxford Univ. Press, pp. 74–90.

Hosking, G. (2003). The State and Identity Formation in Russia: Historical Account. In Scharpe, F., Malfliet, K. (Eds.). The Concept of Russia Pattern for Political Development in Russian Federation. Leuven, Leuven Univ. Press, pp. 21–34.

Hughes, D. (1996). English Drama, 1660–1700. Oxford, Clarendon Press. 520 p.

Ihalainen, P. (2005). Protestant Nations Redefined: Changing Perceptions of National Identity in the Rhetoric of the English, Dutch and Swedish Public Churches, 1685–1772. Leiden, Brill. 664 p.

Ivanits, L. (1992). Russian Folk Belief. L., Routledge. 272 p.

Johnson, A. (2005). The Gender Knot: Unravelling our Patriarchal Legacy. Delhi, Pearson Ed.. 322 p.

Julicher, P. (2003). Renegades, Rebels and Rogues under the Tsars. L., McFarland and Company Publ. 318 p.

Kiste, V. D. (2008). William and Mary: Heroes of the Glorious Revolution. Stroud, Sutton Publ. 288 p.

Lenman, B. (1980). The Jacobite Risings in Britain 1689–1746. Methuen, Methuen Publ. 320 p.

Lynn, J. (2013). The Wars of Louis XIV, 1667–1714. L., Routledge. 421 p.

Marsden, J. (2006). Fatal Desires: Women, Sexuality and the English Stage, 1660–1720. L., Cornell Univ. Press. 232 p.

Mihoko, S. (2011). Recognizing Women’s Dramas as Political Writings: The Plays of 1701 by Wiseman, Pix and Trotter. In Women’s Writing. Vol. 18. No. 4, pp. 547–564.

Miller, J. (2000). James II. New Haven, Yale Univ. Press. 304 p.

Nolan, C. (2017). The Allure of Battle: A History of How Wars have been Won and Lost. Oxford, Oxford Univ. Press. 728 p.

O’Ciardha, E. (2002). Ireland and the Jacobite Cause, 1685–1766. Dublin, Four Courts. 468 p.

Orr, B. (2001). Empire on the English Stage. Cambridge, Cambridge Univ. Press. 350 p.

Orr, B. (2020). British Enlightenment Theatre: Dramatizing Differences. Cambridge, Cambridge Univ. Press. 285 p.

Owen, S. (1996). Restoration Theatre in Crisis. Oxford, Clarendon Press. 343 p.

Owen, S. (2002). Perspective on Restoration Drama. Manchester, Univ. of Manchester Press. 208 p.

Park, H. (1695). Lachryme Sacerdotis: A Pindarick Poem Occasion’d by the Death of that Most Excellent Princess, our Late Gracious Sovereign Lady, Mary the Second, of Glorious Memory. L., John Dunton. 8 p.

Pincus, S. (2011). 1688: The First Modern Revolution. New Haven, Yale Univ. Press. 664 p.

Platonov, S. (1985). The Time of Troubles: A Historical Study of the Internal Crisis and Social Struggle in the Sixteenth and Seventeenth-century Muscovy. Kansas, Univ. of Kansas. 216 p.

Poe, M. T. (2018). A People Born to Slavery: Russia in Early Modern European Ethnography, 1476–1748. Ithaca, Cornwell Univ. Press. 312 p.

Pushkareva, N. (2015). Women in Russian History: From the Tenth to the Twentieth Century. L., Routledge. 300 p.

Rubik, M. (1998). Early Women Dramatist, 1550–1800. L., MacMillan. 225 p.

Smith, H. (2007). Mary Astell, А Serious Proposal to the Ladies (1694), and Anglican Reformation of Mannerism in Late Seventeenth-Century England. In Kolbrener, W., Michelson, M. (Eds.). Mary Astell: Reason, Gender, Faith. L., Routledge, pp. 31–48.

Terpstra, N. (2019). Lives Uncovered: A Sourcebook of Early Modern Europe. Toronto, Univ. of Toronto Press. 304 p.

The London Gazette. (1685). No. 2051. 13 July.

Troost, W. (2017). William III: The Stadholder-King: A Political Biography. L., Routledge. 380 p.

Yebra, J. M. (2014). The Flourishing of Female Playwriting on the Augustan Stage: Mary Pix’s The Innocent Mistress. In J. of English Studies. Vol. 12, pp. 149–167.

Загрузки

Опубликован

2021-06-21

Как цитировать

Al-Shayban, S. (2021). The False Dmitry and James the Old Pretender: Mary Pix’s The Czar of Muscovy. Quaestio Rossica, 9(2), 647–665. https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.601

Выпуск

Раздел

Disputatio