Язык запаха в мистическом дискурсе прозы Владимира Набокова французского периода

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.596

Ключевые слова:

В. Набоков, мистика, сенсорная поэтика, ольфакторные галлюцинации, одорическая образность, язык запаха, перцепция

Аннотация

Рассматриваются мистические коннотации ольфакторных образов в прозе В. Набокова французского периода (1937–1940). Авторы анализируют соотношение мистико-философской и эстетической концепций Набокова и демонстрируют, что мистический опыт не передается писателем напрямую: он связан с организацией повествования и с рецепцией мистического кода в литературе и философии (Н. Гоголь, П. Успенский, А. Бергсон и др.). Работа опирается на исследования, доказывающие метафикциональную природу набоковской мистики, ее связь с сенсорной поэтикой. Основные результаты исследования связаны с выявлением двойственного значения одорической образности: запах является элементом сенсорных галлюцинаций наблюдателей, формой влияния на их восприятие потустороннего мира, а также средством осмысления возможностей самого языка в передаче не только запахов, но и сверхчувственных ощущений. Важнейшими характеристиками запаха в прозе Набокова служат временная и пространственная дистанция между его источником и субъектом восприятия, зависимость от точки зрения наблюдателя, специфика наименования. В частности, магическое значение образов запаха, организующих сюжет о героях-солипсистах, связано с рецепцией гротескной природы обоняния. Делается вывод о мистике как атрибуте фикционального мира В. Набокова. Мистическое значение запаха проявляется в его иррациональности и трансгрессивности: трудности вербализации обоняния связаны с возможностью запахов преодолевать границы вымышленных миров, фикциональной реальности и повествования о ней.

Биографии авторов

Natalia Rogacheva

доктор филологических наук, профессор, Тюменский государственный университет.

625003, Россия, Тюмень, ул. Ленина, 23.

ORCID 0000-0001-8424-1861

n.a.rogacheva@utmn.ru

Anastasia Drozdova

аспирант, Тюменский государственный университет.

625003, Россия, Тюмень, ул. Ленина, 23.

ORCID 0000-0001-5728-142X

a.o.drozdova@utmn.ru

Библиографические ссылки

Alexandrov, V. E. (1995). Nabokov and Uspensky. In Alexandrov, V. E. (Ed.). The Garland Companion to Vladimir Nabokov. N. Y., Oxon, Routledge, pp. 548–553.

Averin, B. (2003). Dar Mnemoziny. Romany Nabokova v kontekste russkoi avtobiograficheskoi traditsii [The Gift of Mnemosyne: Nabokov’s Novels in the Context of the Russian Autobiographical Tradition]. St Petersburg, Amfora. 399 p.

Babikov, A. A. (2018). Pis’mo V. Nabokova k E. Malozemovoi [V. Nabokov’s Letter to E. Malozemova]. In Literaturnyi fakt. No. 10, pp. 385–392. DOI 10.22455/2541-8297-2018-10-385-392.

Barabtarlo, G. (2011). Sochinenie Nabokova [Nabokov’s Creation]. St Petersburg, Izdatel’stvo Ivana Limbakha. 464 p.

Belyi, A. (1990). Nachalo veka. Vospominaniya v 3 kn. [The Beginning of the Century. 3 Books]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. Book 2. 687 p.

Bouchet, M., Loison-Charles, J., Poulin, I. (2020). “Do the Senses Make Sense?”. An Introduction. In Bouchet, M., Loison-Charles, J., Poulin, I. (Eds.). The Five Senses in Nabokov’s Works. Cham, Palgrave Macmillan, pp. 2–11. DOI 10.1007/978-3-030-45406-7_1.

Boyd, B. (2020). Senses, Minds, Meanings, and Values in Nabokov: Do the Senses Make Sense? In Bouchet, M., Loison-Charles, J., Poulin, I. (Eds.). The Five Senses in Nabokov’s Works. Cham, Palgrave Macmillan, pp. 15–33. DOI 10.1007/978-3-030-45406-7_2.

Buks, N. (1998). Eshafot v khrustal’nom dvortse. O russkikh romanakh Vladimira Nabokova [A Scaffold in a Crystal Palace. About Russian Novels by Vladimir Nabokov]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 208 p.

Connolly, J. W. (1992). Nabokov’s Early Fiction: Patterns of Self and Other. Cambridge, Cambridge Univ. Press. 279 p.

Couturier, M. (2020). Sensuality and the Senses in Nabokov. In Bouchet, M., Loison-Charles, J., Poulin, I. (Eds.). The Five Senses in Nabokov’s Works. Cham, Palgrave Macmillan, pp. 175–189. DOI 10.1007/978-3-030-45406-7_11.

Dmitrienko, O. A. (2017). Poetika russkoyazychnoi prozy V. V. Nabokova reprezentatsiya religiozno-filosofskikh i religiozno-misticheskikh idei [The Poetics of V. V. Nabokov’s Russian-Language Prose: The Representation of Religious-Philosophical and Religious-Mystical Ideas]. Avtoref. … dokt. filol. nauk. St Petersburg, S. n. 36 p.

Dolinin, A. (2004). Istinnaya zhizn’ pisatelya Sirina. Raboty o Nabokove [The Real Life of Sirin the Writer: Works on Nabokov]. St Petersburg, Akademicheskii proekt. 400 p.

Florensky, P. A. (1914). Stolp i utverzhdenie istiny: opyt pravoslavnoi teoditsei v dvenadtsati pis’makh [The Pillar and Ground of the Truth: An Essay on Orthodox Theodicy in Twelve Letters]. Moscow, Tovarishchestvo tipografii A. I. Mamontova, 814 p.

Florensky, P. A. (1996). Izbrannye trudy po iskusstvu [Selected Works on Art]. Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo. 333 p.

Grishakova, M. (2006). The Models of Space, Time and Vision in V. Nabokov’s Fiction: Narrative Strategies and Cultural Frames / ed. by S. Salupere. Tartu, Tartu Univ. Press. 322 p.

Hansen-Love, A. A. (2003). Russkii simvolizm. Sistema poeticheskikh motivov. Mifopoeticheskii simvolizm. Kosmicheskaya simvolika [Russian Symbolism. The System of Poetic Motifs. Mythopoetic Symbolism. Cosmic Symbolism]. St Petersburg, Akademicheskii proekt. 816 p.

James, W. (2017). Mnogoobrazie religioznogo opyta. Issledovanie chelovecheskoi prirody [The Varieties of Religious Experience. A Study in Human Nature]. Moscow, Akademicheskii proekt. 415 p.

Kulakovskii, M. N. (2016). Odorativnaya leksika v lirike V. V. Nabokova [Smell Lexis in V. V. Nabokov’s Lyrical Poetry]. In Verhnevolzhskii filologicheskii vestnik. No. 2, pp. 17–22.

Kuperman, V., Zislin, I. (2003). Obonyanie kak instrument vizionera [Olfaction as a Visioner’s Tool]. In Vainshtein, O. B. (Ed.). Aromaty i zapakhi v kul’ture v 2 kn. [Fragrances and Smells in Culture. 2 Books]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. Book 1. pp. 206–213.

Mayakovski, V. V. (1957). Polnoe sobranie sochinenii v 13 t. [Complete Works. 13 Vols.]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury. Vol. 4. 451 p.

Metzger, S. (2020). Undulations and Vibrations, Tonalities and Harmonies: Nabokov, Acoustics and the Otherworld. In Bouchet, M., Loison-Charles, J., Poulin, I. (Eds.). The Five Senses in Nabokov’s Works. Cham, Palgrave Macmillan, pp. 275–293. DOI 10.1007/978-3-030-45406-7_17.

Meyer, P. (2002). Dolorous Haze, Hazel Shade: Nabokov and the Spirits. In Grayson, J., McMillin, A., Meyer, P. (Eds.). Nabokov’s World. 2 Vols. N. Y., Palgrave. Vol. 1. The Shape of Nabokov’s World, pp. 88–103.

Nabokov, V. V. (2002–2009). Sobranie sochinenii russkogo perioda v 5 t. [Collected Works of the Russian Period. 5 Vols.]. St Petersburg, Simpozium. Vol. 4. 784 p. Vol. 5. 832 p.

Nabokov, V. V. (2004). Sobranie sochinenii amerikanskogo perioda v 5 t. [Collected Works of the American Period. 5 Vols.]. St Petersburg, Simpozium. Vol. 1. 608 p.

Nabokov, V. V. (2016). Lektsii po russkoi literature [Lectures on Russian Literature]. St Petersburg, Azbuka, Azbuka-Attikus. 448 p.

Ouspensky, P. D. (2000). Tertium Organum. “Klyuch k zagadkam mira” [Tertium Organum. “Key to the Mysteries of the World”]. Moscow, EKSMO-Press. 688 p.

Rutledge, S. D. (2011). Nabokov’s Permanent Mystery. The Expression of Metaphysics in His Work. Jefferson, North Carolina, L., McFarland and Company. 200 p.

Senderovich, S., Shvarts, E. (2000). The Ghost in the Novel: André Chénier in Vladimir Nabokov. In The Slavonic and East Europ. Rev. Vol. 78. No. 3, pp. 487–509.

Shakhovskaya, Z. (1981). V. I. Pol’ i “angel’skie stikhi” Vl. Nabokova [V. I. Pohl and Vladimir Nabokov’s “Angelic Verses”]. In Russkii al’manakh, pp. 231–235.

Sisson, J. B. (1994). Nabokov’s Cosmic Synchronization and “Something Else”. In Nabokov Studies. Vol. 1, pp. 155–177. DOI 10.1353/nab.2011.0097.

Stegner, P. (1967). Escape into Aesthetics: The Art of Vladimir Nabokov. L., Eyre and Spottiswoode. 141 p.

Toker, L. (2016). Nabokov: The Mystery of Literary Structures. Ithaca, L., Cornell Univ. Press. 243 p.

Willis, O. (2008). Printsipy organizatsii i funktsii gorodskogo prostranstva v rannei proze V. V. Nabokova berlinskogo perioda [Principles of the Organization and Functions of City Space in Nabokov’s Early Prose from the Berlin Period]. In Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 9: Filologiya. No. 3, pp. 62–68.

Zlochevskaya, A. V. (2014). Ot modernizma k metaproze XX v.: mistikometafiktsional’naya proza G. Gesse, V. Nabokova i M. Bulgakova (na materiale romanov “Stepnoi volk”, “Dar” i “Master i Margarita”) [From Modernism to Metaprose of the 20th Century: Mystical-Metafictional Prose of Hermann Hesse, Vladimir Nabokov, and Mikhail Bulgakov (with Reference to the Novel Steppenwolf, Gift, and The Master and Margarita)]. In Stephanos. No. 1 (3), pp. 164–177.

Загрузки

Опубликован

2021-06-21

Как цитировать

Rogacheva, N., & Drozdova, A. (2021). Язык запаха в мистическом дискурсе прозы Владимира Набокова французского периода. Quaestio Rossica, 9(2), 562–575. https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.596

Выпуск

Раздел

Problema voluminis