Всеволод Мейерхольд: жизнь в ритме эпох

Авторы

  • Vladimir Babenko

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2024.2.904

Ключевые слова:

В. Э. Мейерхольд, русский театр начала XX в., авангард в искусстве, сценическое движение актера, режиссура

Аннотация

Рассмотрена личность В. Э. Мейерхольда как многоликого национального гения, наследие которого остается неисчерпаемым источником познаний о театральном искусстве. Этапы его более чем сорокалетнего творческого пути (1896–1939) сегодня по-прежнему требуют внимания и изучения. Цель статьи – с учетом новейших работ о режиссере, об эволюции российского театрального искусства дать его человеческий и творческо-профессиональный портрет на фоне эпохальных социальных перемен, показать движение его постановочных идей, которые и были его главной, истинной жизнью (идея студии, сценического конструктивизма, сочетание горизонтальных передвижений с вертикальными, устремление актера от жеста и движения к образу). В задачу автора входят определение особенностей его общественной позиции после октября 1917 г., выделение наиболее значимых событий жизни и творчества Мейерхольда 1920–1930‑х гг., причин жесткой критики, которой он подвергался, реакции режиссера. Используется метод исторической реконструкции театрального процесса в его тесной связи с личной судьбой.

Биография автора

Vladimir Babenko

доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

vlad.gavrilovich.b@yandex.ru

Библиографические ссылки

Alpers, B. V. (1977). Teatral’nye ocherki v 2 t. [Theatre Essays. 2 Vols.]. Moscow, Iskusstvo. Vol. 2. Teatral’nye prem’ery i diskussii. 519 p.

Anastas’ev, A. (1962). Vsevolod Vishnevskii [Vsevolod Vishnevsky]. Moscow, Sovetskii pisatel’. 160 p.

Annenkov, Yu. (2000). “Uvidev chistuyu formu, ya stal odinokim”. Teatr do kontsa [“Seeing the pure form made me lonely.” Theatre to the End] / ed. by E. M. Strutinskaya. In Ivanov, V. V. (Ed.). Mnemozina. Dokumenty i fakty iz istorii otechestvennogo teatra XX veka. Istoricheskii al’manakh. Iss. 2. Moscow, Editorial URSS. 639 p.

Babenko, V. G. (2011). Arlekin i P’ero. Nikolai Evreinov i Aleksandr Vertinskii. Sud’by artistov. (Dokumenty. Razmyshleniya. Literaturnye fantazii) [Harlequin and Pierrot. Nikolai Evreinov and Alexander Vertinsky. Fates of Artists. (Documents. Reflections. Literary Fantasies)]. 2nd Ed. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. 368 p.

Bowlt, J. (1990). Khudozhniki russkogo teatra. 1880–1930 [Russian Theatre Artists. 1880–1930]. Moscow, Iskusstvo. 420 p.

Chekhov, A. P. (1978). Chaika [Seagull]. In Chekhov, A. P. Sochineniya v 18 t. Moscow, Nauka. Vol. 13, pp. 3–61.

Chekhov, M. A. (2017). Put’ aktera [The Actor’s Path]. Moscow, AST. 512 p.

Elagin, Yu. (1998). Vsevolod Meierkhol’d. Temnyi genii [Vsevolod Meyerhold. Dark Genius]. Moscow, Vagrius. 361 p.

Gaevskii, V. (2006). Ukor vladeyushchei sud’be. Nemirovich, Meierkhol’d i dva chekhovskikh spektaklya [Reproach for Destiny’s Power. Nemirovich, Meyerhold and Two Chekhov’s Plays]. In Nashe nasledie. No. 79–80, pp. 222–235.

Hoover, M. (1974). Meyerhold. The Art of Conscious Theatre. Amherst, Univ. of Massachusetts Press. 280 p.

Khort, A. (2018). Smekhachi Meierkhol’da [Meyerhold’s Laughter]. Moscow, Molodaya gvardiya. 382 p.

Kostina, E. M. (2002). Khudozhniki stseny russkogo teatra XX veka [Stage Artists of the Russian Theatre of the 20th Century]. Moscow, Russkoe slovo, 414 p.

Kuchkina, O. (2011). Zinaida Raikh [Zinaida Reich]. Moscow, Iskusstvo – XXI vek. 232 p.

Kugel’, A. (1967). Teatral’nye portrety [Theatrical Portraits]. Leningrad, Iskusstvo. 382 p.

Levitin, M. (2009). Tairov [Tairov]. Moscow, Molodaya gvardiya. 360 p.

Litovskii, O. (1963). Glazami sovremennika [Through the Eyes of a Contemporary]. Moscow, Sovetskii pisatel’. 348 p.

Markov, P. (1939). Teatral’nye portrety. Sbornik statei [Theatrical Portraits. Collection of Articles]. Moscow, Iskusstvo. 232 p.

Matafonova, Yu. (2016). Kak Meierkhol’d priezzhal k rabochim [How Meyerhold Visited the Workers]. In Ural [website]. No. 5. URL: https//magazines.gorky.media/ural/216/5kak-meyerhold-priezzal-k-rabochim.html (accessed: 03.02.2024).

Meyerhold, V. E. (1968). Stat’i, pis’ma, rechi, besedy v 2 ch. [Articles, Letters, Speeches, Conversations. 2 Parts]. Moscow, Iskusstvo, Part 1. 350 p. Part 2. 643 p.

Muzei-kvartira Vs. Meierkhol’da [V. Meyerhold’s Apartment Museum]. In Bakhrushinskii muzei [website]. URL: https://www.gctm.ru/branch/mkm/ (accessed: 18.04.2024).

Ryaposov, A. Yu. (2022). Rezhisserskaya metodologiya Meierkhol’da [Meyerhold’s Directing Methodology]. St Petersburg, Lan’, Planeta muzyki. 406 p.

Sidorina, E. V. (2001). “Amazonki avangarda” i “kvadratura konstruktivizma” [“The Amazons of Avant-garde” and “the Quadrature of Constructivism”]. In Amazonki avangarda. Moscow, Nauka, pp. 81–98.

Solntseva, A. (2024). “Pochemu mne, tonuvshemu, nikto ne protyanul ruku?”: zhizn’ i smert’ Meierkhol’da v pis’makh i dokumentakh [“Why didn’t anyone reach out to me, who was drowning?”: Meyerhold’s Life and Death in Letters and Documents]. In Arzamas [website]. URL: https://arzamas.academy/mag/1238‑meierhold?ysclid=lw9kzkj7g1630811851 (accessed: 12.04.2024).

Stepanova, G. (2011). Merkur’ev, vnuk Meierkhol’da [Merkuryev, Grandson of Meyerhold]. In Sovershenno sekretno. Mezhdunarodnyi ezhemesyachnik rassledovanii [website]. 24 November. URL: http://sovsecretno.ru/magazines/article/1243 (accessed: 12.04.2024).

Stroeva, M. N. (1973). Rezhisserskie iskaniya Stanislavskogo. 1898–1917 [Stanislavsky’s Directorial Quest. 1898–1917]. Moscow, Nauka. 375 p.

Telyakovskii, V. A. (1965). Vospominaniya [Memoirs]. Moscow, Iskusstvo. 484 p.

Trotskii, L. D. (1989). Stat’i ob iskusstve [Articles About Art]. In Teatr. No. 8, pp. 82–103.

Yutkevich, S. (1973). Shekspir i kino [Shakespeare and the Cinema]. Moscow, Nauka. 272 p.

Загрузки

Опубликован

2024-06-29

Как цитировать

Babenko, V. (2024). Всеволод Мейерхольд: жизнь в ритме эпох. Quaestio Rossica, 12(2), 709–726. https://doi.org/10.15826/qr.2024.2.904

Выпуск

Раздел

Hereditas: nomina et scholae