Творческое наследие Максима Грека и процесс формирования духовно значимых для старообрядчества текстов

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2024.2.901

Ключевые слова:

Максим Грек, соловецкие иноки, рукописные сборники, XVIII в., старообрядчество, Тимофей Лысенин

Аннотация

Рассматривается проблема начального этапа оформления у старообрядцев канона священных текстов, который определял их систему книжных авторитетов, что актуализируется необходимостью получить более полное представление о формировании религиозно-общественного движения, получившего наименование «старообрядчество». Особое внимание обращено на важный аспект исследования идеологии движения, которая определялась системой книжных авторитетов. Защитники старого обряда продолжили традиции книжников Древней Руси, сохранили особое отношение к тексту, граничившее с его сакрализацией. С первых шагов реформаторов они обратились к рукописям и старопечатным книгам с целью найти свидетельства о незаконности введения новшеств в обряд и богослужебную практику Русской церкви. «Сказание како знаменоватися крестным знамением» Максима Грека приводилось противниками церковной реформы в качестве аргумента при защите отрицательной точки зрения на введение патриархом Никоном троеперстия. Показано, что соловецкие иноки, авторы сочинений и рукописных сборников второй половины XVII – начала XVIII в., во многом определили отношение к «Сказанию». Они не только копировали его, но и начали защиту авторитета Максима Грека после того, как представителями официальной церкви было высказано сомнение в искренности сформулированного автором мнения по поводу двуперстия. Следующие поколения старообрядцев продолжили поиск свидетельств о почитании афонца вселенскими патриархами и Русской церковью, убеждая читателей в его святости. Рассмотрение старообрядческих сборников дало возможность получить представление о вполне научном подходе к поискам аргументов, что позволило старообрядцам в начале XVIII столетия получить доступ к достаточно полному кругу источников о жизни и деятельности афонца в России, скопировать их и сделать известными единоверцам. Это придало особую значимость его произведениям и предоставило возможность включить их в канон священных текстов. Авторами сочинений и составителями сборников была проделана большая работа по усилению авторитета афонца в среде старообрядцев, а его сочинения вошли в их систему книжных авторитетов.

Биография автора

Natalya Gurianova

доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Институт истории Сибирского отделения РАН.

630090, Россия, Новосибирск, ул. Николаева, 8.

ORCID 0000-0002-8957-2018

gurian@academ.org

Библиографические ссылки

Belyaeva, O. K. (1990). K voprosu ob ispol’zovanii pamyatnikov drevnerusskoi pis’mennosti v staroobryadcheskikh polemicheskikh sochineniyakh pervoi chetverti XVIII v. [To the Question of Use of Ancient Russian Texts in the Old Believers’ Polemical Writings of the First Quarter of the 18th Century]. In Likhachev, D. S. (Ed.). Obshchestvennoe soznanie, knizhnost’, literatura perioda feodalizma. Novosibirsk, Nauka, pp. 9–16.

Bubnov, N. Y. (2006). Pamyatniki staroobryadcheskoi pis’mennosti. Sochineniya Gerontiya Solovetskogo. Istoriya o patriarkhe Nikone [Old Believer Literature. Works of Geronty Solovetsky. Story of Patriarch Nikon]. St Petersburg, Russkaya simfoniya. 320 p.

Bubnov, N. Yu. (1995). Staroobryadcheskaya kniga v Rossii vo vtoroi polovine XVII v. Istochniki, tipy i evolyutsiya [Old Believer Book in Russia in the Second Half of the 17th Century. Sources, Types, and Evolution]. St Petersburg, Biblioteka Akademii nauk. 435 p.

Chumicheva, O. V. (1992). “Otvet vkrattse Solovetskogo monastyrya” i Pyataya solovetskaya chelobitnaya (vzaimootnoshenie tekstov) [Short Answer of Solovetsky Monastery and the Fifth Solovetsky Petition (Correlation of the Texts)]. In Romodanovskaya, E. K. (Ed.). Issledovaniya po istorii literatury i obshchestvennogo soznaniya feodal’noi Rossii. Novosibirsk, Nauka, pp. 59–69.

Guryanova, N. S. (2009). Maksim Grek i staroobryadtsy [Maksim Grek and the Old Believers]. In Pochinskaya, I. V. (Ed.). Ural’skii sbornik. Istoriya. Kul’tura. Religiya. Iss. 7. Part 2. Problemy knizhnoi kul’tury. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta, pp. 120–134.

Nikol’skii, N. (1916). Sochineniya solovetskogo inoka Gerasima Firsova po neizdannym tekstam. (K istorii severno-russkoi literatury XVII veka) [Writings of the Solovetsky Monk Gerasim Firsov (Unpublished Texts). (To the History of North Russian Literature of the 17th Century)]. Petrograd, Tipografiya M. A. Aleksandrova. 233 p.

OR RGB [Department of Manuscripts of the Russian State Library]. Stock 98 (Sobranie E. E. Egorova). No. 383. Sbornik staroobryadcheskii. 1711. 4°. 298 p. No. 706. Sbornik staroobryadcheskii. 1660s. 8°. 412 p.

OR RNB [Manuscripts Department of the National Library of Russia]. Stock 550 (Osnovnoe sobranie rukopisnoi knigi). Q.XVII.187. Sbornik smeshannogo soderzhaniya. 4º. 2nd Half 17th Century. 272 p.; Stock 588 (Sobranie M. P. Pogodina). No. 1256. Sbornik staroobryadcheskii. 1°. Last Quarter of the 18th Century. 435 p.; Stock 717 (Biblioteka Solovetskogo monastyrya). Sergii Shelonin. Sbornik. 1º 1650s. 670 p.

Panchenko, O. V. (2003). Iz arkheograficheskikh razyskanii v oblasti solovetskoi knizhnosti. I. “Pokhval’noe slovo russkim prepodobnym” – sochinenie Sergiya Shelonina [From the Archaeological Research in the Field of Solovetsky Booklore. I. “Word of Praise to the Russian Reverend” – Work of Sergiy Shelonin]. In Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. St Petersburg, Dmitrii Bulanin. Vol. 53, pp. 547–592.

Panchenko, O. V. (2004). Iz arkheograficheskikh razyskanii v oblasti solovetskoi knizhnosti. II. “Kanon vsem svyatym, izhe v Velitsei Rossii v poste prosiyavshim” – sochinenie Sergiya Shelonina [From the Archaeographic Research in the Field of Solovetsky Literature. II. “The Canon to All Saints Who Shone in Fasting in Great Russia” – Work of Sergiy Shelonin]. In Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. St Petersburg, Dmitrii Bulanin. Vol. 56, pp. 453–480.

Panchenko, O. V. (2010). Khronograf Sergiya Shelonina [Chronograph by Sergiy Shelonin]. In Panchenko, O. V. (Ed.). Knizhnye tsentry Drevnei Rusi. Knizhnoe nasledie Solovetskogo monastyrya. St Petersburg, Nauka, pp. 361–512.

Pokrovskii, N. N. (1973). O roli drevnikh rukopisnykh i staropechatnykh knig v skladyvanii sistemy avtoritetov staroobryadchestva [Role of Ancient Handwritten and Old Printed Books in the Formation of the System of Old Believer Authorities]. In Nauchnye biblioteki Sibiri i Dal’nego Vostoka. Novosibirsk, Gosudarstvennaya publichnaya nauchno-tekhnicheskaya biblioteka Sibirskogo otdeleniya RAN. Iss. 14, pp. 19–40.

Sapozhnikova, O. S. (2010). Russkii knizhnik XVII v. Sergii Shelonin. Redaktorskaya deyatel’nost’ [Russian Writer of the 17th Century. Sergiy Shelonin. Editorial Activity]. Moscow, St Petersburg, Al’yans-Arkheo. 560 p.

Shashkov, A. T. (2013). Izbrannye trudy [Selected Works]. Yekaterinburg, Basko. 736 p.

Sinitsyna, N. V. (1977). Maksim Grek v Rossii [Maksim Grek in Russia]. Moscow, Nauka. 332 p.

Ukhanova, E. V. (2010). K voprosu o razreshitel’nykh gramotakh vostochnykh patriarkhov v Rossii: novye ehkzemplyary v fondakh GIM [On the Issue of the Permits of the Eastern Patriarchs in Russia: New Copies in the Archives of State Historical Museum]. In Kapterevskie chteniya. Iss. 8, pp. 91–114.

Uspenskii, B. A. (2006). Krest i krug. Iz istorii khristianskoi simvoliki [Cross and Circle. From the History of Christian Symbolism]. Moscow, Yazyki slavyanskikh kul’tur. 488 p.

Загрузки

Опубликован

2024-06-29

Как цитировать

Gurianova, N. (2024). Творческое наследие Максима Грека и процесс формирования духовно значимых для старообрядчества текстов. Quaestio Rossica, 12(2), 660–673. https://doi.org/10.15826/qr.2024.2.901

Выпуск

Раздел

Disputatio