«Природа вся персональна»: Франциск Ассизский в онтологии Михаила Пришвина

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2024.2.892

Ключевые слова:

М. М. Пришвин, св. Франциск Ассизский, Серебряный век, онтологизм, персонализм, жизнетворчество

Аннотация

Представлен анализ францисканских идей в творчестве М. Пришвина 1908–1953 гг. в контексте европейской и русской францискианы Серебряного века. В текстах выявляются прямые и скрытые отсылки к образу св. Франциска Ассизского и францисканским текстам («Гимн Брата Солнца», «Первое житие» Фомы Челанского, «Цветочки св. Франциска»). Устанавливается, что францисканские тексты становятся для Пришвина источником непосредственного, онтологического и персоналистического переживания мира как прекрасной и чудесной целостности, в которой рождается райская гармония человека и всего творения. Чувство жалости к природе в житиях св. Франциска становится одним из творческих импульсов «Жень-Шеня » (1933) и «Золотого Рога» (1934). Францисканское переживание природы в ее живой реальности и персоналистической уникальности (природа как субъект, а не объект) – один из важнейших источников «родственного внимания», главного онтологического и жизнетворческого принципа Пришвина. Писатель полемизирует с противоположным францисканству – с утилитарным, объектным отношением к природе в советской практике, в которой живая, онтологическая и персональная реальность природы воспринимается как объект и подменяется «патриотической» и утилитарной идеологией. В 1940‑е гг. Пришвин возвращается к культурному мифу о св. Франциске как ренессансной личности, сложившемуся в русском религиозно-философском Ренессансе рубежа ХIХ–ХХ вв.; в этом контексте св. Франциск своим приятием и оправданием мира как Божьего творения преодолевает средневековый аскетический дуализм (материя как зло, разрыв плоти и духа) и выражает гуманистические ценности (персонализм и онтологизм), тем самым соединяя Бога и мир, христианство и природу, христианство и культуру. Св. Франциск становится одним из ключевых источников пришвинской концепции целостности бытия (единства земного и небесного, плоти и духа). Со св. Франциском Пришвина сближает чувство радости, которая переживается писателем как сущностная основа бытия. Образ св. Франциска становится не только литературным, но и экзистенциальным, онтологическим и жизнетворческим ответом писателя на вызовы времени. Подводя итог своей жизни, Пришвин определяет свою жизнетворческую стратегию и миссию в трагическом ХХ в. в духе св. Франциска («жизнь есть счастье»).

Биография автора

Aleksandr Medvedev

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет.

625003, Россия, Тюмень, ул. Ленина, 23.

ORCID 0000-0002-7450-5373

amedv1@yandex.ru

Библиографические ссылки

Dostoevsky, F. M. (1976). Polnoe sobranie sochinenii v 30 t. [Complete Works. 30 Vols.]. Leningrad, Nauka. Vol. 14. 510 p.

Frank, S. L. (1996). Russkoe mirovozzrenie [Russian Worldview]. St Petersburg, Nauka. 736 p.

Frank, S. L. (1997). Real’nost’ i chelovek [Reality and Man]. Moscow, Respublika. 479 p.

Ger’e V. (1908). Frantsisk. Apostol nishchety i lyubvi [St Francis. Apostle of Poverty and Love]. Moscow, Tovarishchestvo “Pechatnya S. P. Yakovleva”. 346 p.

Il Cantico di Frate Sole. In Letteratura Italiana-Libro Aperto [website]. P. 6. URL: http://www.pubblicascuola.it/letteraturareligiosa%201.2.pdf (accessed: 12.11.2023).

Isupov, K. G. (2010). Frantsisk iz Assizi v pamyati russkoi kul’tury [St Francis of Assisi in the Memory of Russian Culture]. In Isupov, K. G. Sud’by klassicheskogo naslediya i filosofsko-esteticheskaya kul’tura Serebryanogo veka. St Petersburg, Russkaya khristianskaya gumanitarnaya akademiya, pp. 264–302.

Conradi, V. G. (1912). Kniga o sv. Frantsiske. Celano. Speculum. Fioretti [The Book of St Francis. Celano. Speculum. Fioretti] / transl. by V. G. Conradi. St Petersburg, Ogni, Sirius. 242 p.

Medvedev, A. (2023). Athena versus Gaia : Ideology and Being in Russian Literature of the Nineteenth and Twentieth Centuries (Turgenev, Dostoevsky, Prishvin, Andrei Tarkovsky). In Tabachnikova, O. (Ed.). A Culture of (Dis)continuity? Russian Cultural Debates in Historical Perspective. Berlin, Bruxelles, Lausanne, N. Y., Oxford, Peter Lang Group, Intern. Acad. Publ., pp. 65–99.

Medvedev, A. A. (2015). “Serdtse miluyushchee”: obrazy pravednikov v tvorchestve F. M. Dostoevskogo i sv. Frantsisk Assizskii [“Merciful Heart”: The Images of Righteous People in F. M. Dostoevsky’s Creative Work and St Francis of Assisi]. In Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. No. 2 (139), pp. 222–233.

Medvedev, A. A. (2018). “Nikto, kak ty, ne podoshel k Evangeliyu blizko”: retseptsiya Evangeliya v russkoi frantsiskiane Serebryanogo veka (D. Merezhkovskii, S. Durylin, S. Solov’ev) [“No One Else Got Closer to the Gospel Than You”: The Reception of Gospels in the Russian Franciscana of the Silver Age (D. Merezhkovsky, S. Durylin, S. Solovyov)]. In Novozavetnye obrazy i syuzhety v kul’ture russkogo modernizma. Moscow, Indrik, pp. 200–220.

Medvedev, A. A. (2020). Frantsiskiana religiozno-filosofskogo Renessansa i russkaya emigratsiya (P. M. Bitsilli, G. P. Fedotov) [The Franciscana of the Religious-Philosophical Renaissance and Russian Emigration (P. M. Bizilli, G. P. Fedotov)]. In Russkaya emigratsiya vo Frantsii i srednevekovaya kul’tura Evropy: tvorcheskaya vstrecha, issledovaniya, perevody. Moscow, Dom russkogo zarubezh’ya imeni A. Solzhenitsyna, pp. 137–157.

Merezhkovsky, D. S. (2000). Stikhotvoreniya i poemy [Poems]. St Petersburg, Akademicheskii proekt. 926 p.

Pimenova, E. K. (1896). Frantsisk Assizskii, ego zhizn’ i obshchestvennaya deyatel’nost’: biograficheskii ocherk [St Francis of Assisi, His Life and Social Activities: Biographical Sketch]. St Petersburg, Tipografiya P. P. Soikina. 77 p.

Prishvin, M. M. (1969). Nezabudki: iz dnevnikovykh zapisei 1905–1954 gg. [Forget-menots: From Diary Entries of 1905–1954]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. 303 p.

Prishvin, M. M. (1982–1986). Sobranie sochinenii v 8 t. [Complete Works. 8 Vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura.

Prishvin, M. M. (1995). Dnevniki. 1920–1922. Kniga 3 [Diaries. 1920–1922. Book 3]. Moscow, Moskovskii rabochii. 334 p.

Prishvin, M. M. (2003). Dnevniki. 1926–1927. Kniga 5 [Diaries. 1926–1927. Book 5]. Moscow, Russkaya kniga. 592 p.

Prishvin, M. M. (2004). Tsvet i krest [Colour and the Cross]. St Petersburg, Rostok. 606 p.

Prishvin, M. M. (2007). Rannii dnevnik 1905–1913 [Early Diary 1905–1913]. St Petersburg, Rostok. 800 p.

Prishvin, M. M. (2009). Dnevniki. 1932–1935. Kniga 8 [Diaries. 1932–1935. Book 8]. St Petersburg, Rostok. 1008 p.

Prishvin, M. M. (2010). Dnevniki. 1936–1937 [Diaries. 1936–1937]. St Petersburg, Rostok. 992 p.

Prishvin, M. M. (2012). Dnevniki. 1940–1941 [Diaries. 1940–1941]. Moscow, ROSSPEN. 880 p.

Prishvin, M. M. (2013). Dnevniki. 1946–1947 [Diaries. 1946–1947]. Moscow, Novyi khronograf. 968 p.

Prishvin, M. M. (2014). Dnevniki. 1948–1949 [Diaries. 1948–1949]. Moscow, Novyi khronograf. 824 p.

Prishvin, M. M. (2016). Dnevniki. 1950–1951 [Diaries. 1950–1951]. St Petersburg, Rostok. 736 p.

Prishvin, M. M. (2017). Dnevniki. 1952–1954 [Diaries. 1952–1954]. St Petersburg, Rostok. 832 p.

Prishvin, M. M., Prishvina, V. D. (2003). My s toboi. Dnevnik lyubvi [You and I. Diary of Love]. St Petersburg, Rostok. 256 p.

Prishvina, V. D. (1981). Krug zhizni. Ocherki o M. M. Prishvine [Circle of Life. Essays about M. M. Prishvin]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. 239 p.

Remizov, A. M. (2003). Sobranie sochinenii v 15 t. [Complete Works. 15 Vols.]. Moscow, Russkaya kniga. Vol. 10. 592 p.

Rozanov, V. (2011). Sobranie sochinenii v 30 t. [Complete Works. 30 Vols.]. Moscow, Respublika. Vol. 21. Terror protiv russkogo natsionalizma. (Stat’i i ocherki 1911 g.). 416 p.

Sabatier, P. (1895). Zhizn’ Frantsiska Assizskogo [Life of St Francis of Assisi]. Moscow, Posrednik. 354 p.

Semenova, S. G. (1989). Preodolenie tragedii. Vechnye voprosy v literature [Overcoming Tragedy. Eternal Questions in Literature]. Moscow, Sovetskii pisatel’. 440 p.

Semenova, S. G. (2001). Russkaya poeziya i proza 1920–1930‑kh godov. Poetika – Videnie mira – Filosofiya [Russian Poetry and Prose of the 1920s–1930s. Poetics – Vision of the World – Philosophy]. Moscow, Institut mirovoi literatury RAN, Nasledie. 590 p.

Skazaniya o bednyake Khristove. (Kniga o Frantsiske Assizskom). So snimkami s kartin Dzhiotto [Tales of Christ’s Pauper. (Book about St Francis of Assisi). With Photographs of Giotto’s Paintings]. (1911). Moscow, Izdanie A. P. Pechkovskogo. 111 p.

Tsvetochki Frantsiska Assizskogo (Fioretti). Legendy [Little Flowers of St Francis (Fioretti). Legends] / transl. by O. S. (1904). In Novyi put’. No. 4, pp. 145–173. No. 5, pp. 116–145. No. 6, pp. 35–64. No. 7, pp. 68–87.

Tsvetochki sv. Frantsiska Assizskogo. Reprintnoe vosproizvedenie izdania (Moskva, Musaget, 1913) [Little Flowers of St Francis. Reprint (Moscow, Musaget, 1913)] / transl. by A. Pechkovsky, foreword by S. Durylin. (1990). Moscow, Vsya Moskva. 208 p.

Загрузки

Опубликован

2024-06-29

Как цитировать

Medvedev, A. (2024). «Природа вся персональна»: Франциск Ассизский в онтологии Михаила Пришвина. Quaestio Rossica, 12(2), 506–522. https://doi.org/10.15826/qr.2024.2.892

Выпуск

Раздел

Problema voluminis