«Трагедия правды» в географии Чащи Михаила Пришвина

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2024.2.890

Ключевые слова:

М. М. Пришвин, северные путешествия, «Берендеева чаща», очерки, «Корабельная чаща», повесть-сказка, дневник, тема правды

Аннотация

Предметом рассмотрения в статье является тема леса («чащи») в произведениях и дневниках Михаила Пришвина, неотрывно связанная для него не только с проблемами экологии, но и с осознанием русским человеком своего исторического пути и предназначения, с пониманием концепта «правда» и его смысловым наполнением в умах разных людей. Сопоставляются книга очерков Пришвина «Берендеева чаща» (1935–1936), повесть-сказка «Корабельная чаща» (1953) и дневники писателя, отразившие его впечатления от путешествия в Архангельскую область в 1935 г. Отправляясь на Север, Пришвин не только выполнял задание Наркомата лесной промышленности (осуществить надзор над лесозаготовками), но и стремился достичь заветного заповедного лесного края – «неприкосновенной Чащи», о которой он слышал немало рассказов в пути. Чаща выступает для Пришвина идеальным местом, не тронутым «топором антихриста». И тем ярче этому идеальному мифологическому топосу противопоставляется ужасающая реальность лесозаготовок, увиденная и отраженная Пришвиным в его очерках и дневнике. Заповедная Чаща, которой достигают путешественники неподалеку от границы с Коми, также оказывается обречена на смерть. В текстах Пришвина остаются непримиренными контрастные представления о лесе – лесе поэтическом и лесе «круглом», то есть идущем под топор. Чаще-мечте писатель посвящает свою последнюю книгу «Корабельная чаща», где он в качестве автора предпринимает попытку спасения «своей» сказочной Чащи. Рассматриваются разные варианты заглавия финального произведения Пришвина, отразившие движение его творческого сознания. Одно из них – «Повесть о правде» (или «Правда истинная»). Тема правды, трагедия правды – едва ли не центральная в размышлениях Пришвина последних лет, как и ряда его писателей-современников; в повести он доверяет поиски «правды-истины» своим героям. Корабельная чаща, которую бережет народ коми и на которую покушается война, становится в книге многозначным образом-символом, в том числе символом правды, объединяющим общее и личное, природное и человеческое, прошедшее и будущее.

Биография автора

Elena Sozina

доктор филологических наук, заведующий центром истории литературы, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН; профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620990, Россия, Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-7462-4153

elenasozina1@rambler.ru

Библиографические ссылки

Dvortsova, N. P. (1998). Mikhail Prishvin: “Zhizn’ kak utverzhdenie” [Mikhail Prishvin: “Life as a Statement”]. In Dvortsova, N. P., Ryazanova, L. A. (Eds.). Mikhail Prishvin i russkaya kul’tura XX veka. Sbornik statei. Tyumen, Vektor Buk, pp. 134–164.

Florensky, P., priest. (2004). Filosofiya kul’ta. (Opyt pravoslavnoi antropoditsei) [Philosophy of Cult (The Experience of Orthodox Anthropodicy)]. Moscow, Mysl’. 685 p.

Gorky, A. M. (1949–1955). Sobranie sochinenii v 30 t. [Collected Works. 30 Vols.]. Moscow, Gosizdat. Vol. 30. 820 p.

Khudenko, E. A. (2023). M. Prishvin o M. Gor’kom: “nesvoevremennye mysli” v epokhu proletarskogo iskusstva [Prishvin about M. Gorky: “Untimely Thoughts” in the Era of Proletarian Art]. In Atamanova, E. T. (Ed.). Mikhail Prishvin i XXI vek. Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 140‑letiyu so dnya rozhdeniya pisatelya. Elets, Eletskii gusudarstvennyi universitet, pp. 35–44.

Ovchinnikova, L. V. (2009a). “Skazka – eto vykhod iz tragedii”? (osobennosti tvorcheskikh poiskov M. M. Prishvina 1940–1950‑kh gg.) [“A Fairy Tale is a Way out of Tragedy”? (Features of M. M. Prishvin’s Creative Searches in the 1940s–1950s)]. In Vestnik Moskovskogo Universiteta imeni M. Sholokhova. Filologicheskie nauki. No 1, pp. 15–27.

Ovchinnikova, L. V. (2009b). “Sovremennost’ v ee vysshem smysle” (“Korabel’naya chashcha” M. M. Prishvina kak skazochno-ideologicheskaya povest’) [“Modernity in its highest sense” (Shiptimber Grove by M. M. Prishvin as a Fairytale and Ideological Story)]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova. No 1, pp. 88–93.

Prishvin, M. M. (1982–1986). Sobranie sochinenii v 8 t. [Complete Works. 8 Vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura.

Prishvin, M. M. (2009). Dnevniki. 1932–1935. Kn. 8 [Diaries. 1932–1935. Book 8] / ed. and commentaries by Ya. Z. Grishina. St Petersburg, Rostok. 1008 p.

Prishvin, M. M. (2017). Dnevniki. 1952–1954. Kn. 17 [Diaries. 1952–1954. Book 17] / ed. by Ya. Z. Grishina, L. A. Ryazanova, commentaries by Ya. Z. Grishina. St Petersburg, Rostok. 832 p.

Saltykov-Shchedrin, M. E. (1974). Sobranie sochinenii v 20 t. [Complete Works. 20 Vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. Vol. 16. Book 1. 528 p.

Sozina, E. K. (2010). Simvolika etnolandshafta komi v russkoi literature [Symbolism of the Komi Ethnic Landscape in Russian Literature]. In Cherashnyaya, D. I. (Ed.). Kormanovskie chteniya. Stat’i i materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Izhevsk, aprel’ 2010 g.). Iss. 9. Izhevsk, Udmurtskii gosudarstvennyi universitet, pp. 145–155.

Svyatoslavskii, A. V. (2018). Maksim Gor’kii v literaturnoi sud’be Mikhaila Prishvina [Maxim Gorky in the Literary Fate of Mikhail Prishvin]. In Verkhnevolzhskii filologicheskii vestnik. No. 3, pp. 29–36. DOI 10.24411/2499–9679–2018–10133.

Загрузки

Опубликован

2024-06-29

Как цитировать

Sozina, E. (2024). «Трагедия правды» в географии Чащи Михаила Пришвина. Quaestio Rossica, 12(2), 473–491. https://doi.org/10.15826/qr.2024.2.890

Выпуск

Раздел

Problema voluminis