Мыслить свет: творчество Эрика Булатова
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2024.2.888Ключевые слова:
изобразительное искусство XX–XXI в., Эрик Булатов, пространство картины, свет, В. Фаворский, П. Флоренский, К. МалевичАннотация
Статья посвящена вопросу белого, света и предела картины в творчестве современного художника Эрика Булатова. Автор стремится показать, как Булатов исходя из теоретических и практических знаний о картине Малевича и Фаворского создает на своих холстах пространство картины, развивающееся в обе стороны от ее поверхности: и к зрителю, и в глубину. Для этого он использует слово, адресованное зрителю и условно находящееся между зрителем и картиной («Слава КПСС», «Опасно», «Не прислоняться»), за счет чего освобождается пространство самой картины. В нем совершается прорыв за пределы социального пространства, который осуществляется с помощью слов поэта Всеволода Некрасова: «Иду», «Живу, вижу», «Свобода есть». Работая над структурированием пространства картины, Булатов также опирается на хрестоматийные положения П. Флоренского о линейной и обратной перспективе («Иконостас»), о замкнутости Вселенной и открытости эмпирея («Мнимости в геометрии»), а также на супрематические манифесты Малевича, требовавшие освободить картину от рамы, то есть от вещности, зависящей от потребительского отношения к живописи. В связи с этим Булатов разрабатывает теорию двух видов света: света поверхности картины (освещенности этой поверхности светом окружающего картину пространства – лампы, окна и т. д.) и света из глубины картины – света пространства, который и есть белый свет, то есть свет абсолютной бесконечности.
Библиографические ссылки
Agamov-Tupitsyn, V. (2018). Erik Bulatov. Beregis‘ vysokikh platform [Erik Bulatov. Beware of High Platforms]. In Agamov-Tupitsyn, V. Bespoletnoe vozdukhoplavanie. Stat’i, retsenzii i razgovory s khudozhnikami. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 187–194.
Bulatov, E. (2013a). Vot [Here]. In Bulatov, E. Gorizont. Vologda, Biblioteka moskovskogo kontseptualizma Germana Titova, pp. 80–124.
Bulatov, E. (2013b). Vsevolod Nekrasov i zhivopis’ [Vsevolod Nekrasov and Painting]. In Bulatov, E. Gorizont. Vologda, Biblioteka moskovskogo kontseptualizma Germana Titova, pp. 231–233.
Bulatov, E. (2013c). Iz stat’i “Poverkhnost’ – prostranstvo – svet” [From the Article “Surface – Space – Light”]. In Bulatov, E. Gorizont. Vologda, Biblioteka moskovskogo kontseptualizma Germana Titova, pp. 38–39.
Bulatov, E. (2013d). O V. A. Favorskom [About V. A. Favorsky]. In Bulatov, E. Gorizont. Vologda, Biblioteka moskovskogo kontseptualizma Germana Titova, pp. 234–250.
Bulatov, E. (2013e). O kartine i o sebe [About the Picture and about Myself]. In Bulatov, E. Gorizont. Vologda, Biblioteka moskovskogo kontseptualizma Germana Titova, pp. 61–68.
Bulatov, E. (2013f). O russkom iskusstve [About Russian Аrt]. In Bulatov, E. Gorizont. Vologda, Biblioteka moskovskogo kontseptualizma Germana Titova, pp. 129–142.
Bulatov, E. (2013g). Ob otnoshenii Malevicha k prostranstvu [On Malevich’s Attitude to Space]. In Bulatov, E. Gorizont. Vologda, Biblioteka moskovskogo kontseptualizma Germana Titova, pp. 40–49.
Bulatov, E. (2010). Za gorizont [Beyond the Horizon]. In Kizeval’ter, G. (Ed.). Eti strannye semidesyatye, ili Poterya nevinnosti. Esse, interv’yu, vospominaniya. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 44–57.
Favorsky, V. (1986a). O shrifte [About the Font]. In Favorskii, V. Ob iskusstve, o knige, o gravyure. Moscow, Kniga, pp. 130–139.
Favorsky, V. (1986b). Ob izobrazitel’noi ploskosti kak osnove izobrazheniya [About the Pictorial Plane as the Basis of the Image]. In Favorskii, V. Ob iskusstve, o knige, o gravyure. Moscow, Kniga, pp. 82–90.
Florensky, P. (1922). Mnimosti v geometrii [Imaginaries in Geometry]. Moscow, Pomor’e. 74 p.
Florensky, P. (1996a). Ikonostas [Iconostasis]. In Florenskii, P. Sochineniya v 4 t. Moscow, Mysl’. Vol. 2, pp. 419–526.
Florensky, P. (1996b). Nebesnye znameniya. (Razmyshlenie o simvolike tsvetov) [Heavenly Signs. (Reflections on the Symbolism of Flowers)]. In Florenskii, P. Sochineniya v 4 t. Moscow, Mysl’. Vol. 2, pp. 414–418.
Florensky, P. (2000). Obratnaya perspektiva [Reverse Perspective]. In Florenskii, P. Sochineniya v 4 t. Moscow, Mysl’. Vol. 3. Part 1, pp. 46–101.
Groys, B. (2016). Russkii khudozhnik vos’midesyatykh godov, ili Zhizn’ bez Edipova kompleksa [Russian Artist of the Eighties, or Life without the Oedipus Complex]. In Otkrytie Rossii. Desyatiletie novogo internatsionala. 1986–1996. Moscow, Garazh, pp. 287–297.
Kabakov, I. (1999). 60‑e – 70‑e… Zapiski o neofitsial’noi zhizni v Moskve [60s – 70s…Notes on Unofficial Life in Moscow.]. Wien, Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 47. 267 p.
Kabakov, I., Groys, B. (1999). Dialog sed’moi. Pustota [The Seventh Dialogue. Emptiness]. In Il’ya Kabakov, Boris Grois. Dialogi (1990–1994). Moscow, Ad Marginem, pp. 99–104.
Kholmogorova, O. (1994). Erik Bulatov [Erik Bulatov]. In Kholmogorova, O. Sots-art. Moscow, Galart. N. p.
Malevich, K. (1995a). Suprematizm. 34 risunka [Suprematism. 34 Drawings]. In Malevich, K. Sobranie sochinenii v 5 t. Moscow, Gileya. Vol. 1. Stat’i, manifesty, teoreticheskie sochineniya i drugie raboty. 1913–1929, pp. 185–207.
Malevich, K. (1995b). Ustanovlenie A v iskusstve [Establishment of A in Art]. In Malevich, K. Sobranie sochinenii v 5 t. Moscow, Gileya. Vol. 1. Stat’i, manifesty, teoreticheskie sochineniya i drugie raboty. 1913–1929, pp. 183–184.
Pis’mo K. Malevicha k A. Benua ot maya 1916 g. [Letter from K. Malevich to A. Benois Dated May 1916]. (2004). In Vakar, I. A., Mikhienko, T. N. (Eds.). Malevich o sebe. Sovremenniki o Maleviche. Pis’ma. Dokumenty. Vospominaniya. Kritika v 2 t. Moscow, RA. Vol. 1, pp. 83–87.
Tarasov, O. (2019). Florenskii i obratnaya perspektiva. Iz istorii termina [Florensky and Reverse Perspective. From the History of the Term]. In Iskusstvoznanie. No. 4, pp. 26–57.