Сергей Параджанов в поисках идентичности: между самопохоронами и рефлексией о смерти

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2024.2.886

Ключевые слова:

С. Параджанов, семиотический перевод, семиозис, похороны, эстетизация смерти, мортальность, игра в смерть

Аннотация

Статья продолжает дискурс о гуманитарной танатологии и проблеме мортальности в искусстве. Автор описывает первоначальные импульсы проявления мотивов самооплакивания, самопохорон на примере габитуса Параджанова, и его творчества и других интертекстуальных связей. Как показал эмпирический материал, вышеупомянутые мотивы проявились в разные годы по различным коммуникационным каналам (воспоминания друзей, письма, сценарии, коллажи, фотографии, фотографии перформативных актов). Упомянутые мотивы были важным лейтмотивом его творческой натуры. Параджановские игры во «встречу со смертью» в разных форматах указывают, что выживший в тюрьме Параджанов столкнулся с проблемой смерти. Благодаря перформативным актам не раз переигрывал он свои переживания смерти через самооплакивание и игры в самопохороны. Анализ показал, как почти во всех перформативных актах проявляется код карнавальности. Проблемы «весeлых похорон» и самооплакивания представляются опосредованно. Великого Параджанова оплакивают также персонажи мировой культуры (Джоконда, католикос всех армян). Сергей Параджанов выступает в роли режиссера, эстетизирующего поминки и похороны своих родных и близких (зятя, сестры). Дистанцированное отношение к смерти близких и эстетизация похорон говорят, что в его сознании код траура заменяется на карнавальное празднество. Эстетизируется похоронная процессия, происходящее воспринимается отчуждeнно, дистанцированно, но с акцентом на красоту.

Биография автора

Tigran Simyan

доктор филологических наук, профессор, Ереванский государственный университет.

0025, Армения, Ереван, ул. Алека Манукяна, 1.

ORCID 0000-0001-9534-3505

tsimyan@ysu.am

Библиографические ссылки

Baudrillard, J. (2015). Simulyakry i simulyatsii [Simulacra and Simulation] / transl. by A. Kachalov. Moscow, Postum. 240 p.

Canetti, E. (1990). Iz knigi “Tainoe serdtse chasov. Zametki 1973–1985” [From the Book The Secret Heart of the Clock. Notes, Aphorisms, Fragments 1973–1985] / transl. by S. Vlasov. In Pavlova, N. S. (Ed.). Chelovek nashego stoletiya / comment. by R. G. Karalashvili. Moscow, Progress, pp. 310–358.

Habrielyan, O., Habrielyan, A., Sarkisyan, S. (Eds.). (2008). Sergii Paradzhanov. Kollazhi, grafika, tvori dekorativnogo mistetstva. Al’bom [Sergei Parajanov. Collages. Graphics. Works of Decorative Art. Album]. Kyiv, Dukh i litera. 57 p.

Hart Nibbrig, C. L. (2005). Estetika smerti [Aesthetics of Death] / transl. by A. Belobratov. St Petersburg, Izdatel’stvo Ivana Limbakha. 424 p.

Kalantar, K. (1998). Ocherki o Paradzhanove [Essays on Parajanov]. Yerevan, Gitutyun Natsional’noi akademii nauk Respubliki Armeniya. 182 p.

Kaleidoskop Paradzhanova. Risunok, kollazh, assamblyazh [Kaleidoscope of Parajanov. Drawing, Collage, Assemblage]. (2014). Yerevan, Muzei Sergeya Paradzhanova. 156 p.

Karapetyan, G. (2006). Sergey Paradzhanov [Sergei Parajanov]. In Khreshchatik [website]. No. 4. URL: https://magazines.gorky.media/kreschatik/2006/4/sergej-paradzhanov.html (accessed: 03.06.2024).

Katanyan, V. V. (2001). Paradzhanov. Tsena vechnogo prazdnika [Parajanov. The Price of an Eternal Holiday]. Nizhny Novgorod, DECOM. 248 p.

Krasil’nikov, R. L. (2015). Epistemologicheskie problemy gumanitarnoi tanatologii [Epistemological Problems of Humanitarian Thanatology]. In Mortal’nost’ v literature i kul’ture. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 7–17.

Kuntsev, K. (2011). Zhil-byl Paradzhanov. Dokumental’naya povest’ [Once upon a Time, There Was Parajanov. Documentary Story]. In Druzhba narodov [website]. No. 9. URL: https://magazines.gorky.media/druzhba/2011/9/zhil-byl-paradzhanov.html (accessed: 03.06.2024).

Mechitov, Yu. (Ed.). (2024). Sergei Paradzhanov. Khronika dialoga [Sergei Parajanov. Chronicle of the Dialog]. Moscow, Zebra E, Galktika. 498 p.

Parajanov, S. (1969). Moi zyat’ parikmakher Zhora [My Son-in-Law, Hairdresser Zhora]. In Muzei Sergeya Paradzhanova [website]. URL: https://parajanovmuseum.am/ru/ (accessed: 03.06.2024).

Parajanov, S. (1974–1977). Oplakivanie kinorezhissera [Mourning of a Film Director]. In Muzei Sergeya Paradzhanova [website]. URL: https://parajanovmuseum.am/ru/ (accessed: 03.06.2024).

Parajanov, S. (1977). Plachushchaya Dzhokonda [The Crying Gioconda]. In Muzei Sergeya Paradzhanova [website]. URL: https://parajanovmuseum.am/ru/ (accessed: 03.06.2024).

Parajanov, S. (2006). Dremlyushchii dvorets [The Dormant Palace]. Moscow, Azbuka-klassika. 224 p.

Parajanov, S. (2020a). Pis’ma iz zony [Letters from the Penitentiary] / ed. by G. Zakoyan. Yerevan, Antares. 356 p.

Parajanov, S. (2020b). Granat lyubvi [Pomegranate of Love]. Yerevan, Zebra E, Galaktika. 288 p.

Petrosyan, E. (2020). “Veselye pokhorony” – armyanskaya versiya karnavala [“Merry Funeral” – The Armenian Version of the Carnival]. In Istoriko-fhilologicheskii zhurnal. No. 3, pp. 140–161.

Simyan, T. S. (2019). Sergei Paradzhanov kak tekst: chelovek, gabitus, inter’er (na materiale vizual’nykh tekstov) [Sergei Parajanov as a Text: Man, Habitus, and Interior (Based on the Material of Visual Texts)]. In ΠΡΑΞΗMΑ. Problemy vizual’noi semiotiki. No. 3, pp. 197–215. DOI 10.23951/2312-7899-2019-3-197-215.

Simyan, T. S. (2023). Problema semioticheskogo perevoda: mistifikator i “perevodchik” (na primere Sergeya Paradzhanova) [The Problem of Semiotic Translation: Sergei Parajanov as a Mystifier and “Translator” (with Reference to Sergei Parajanov)]. In Kritika i semiotika. No. 1, pp. 453–468. DOI 10.25205/2307-1753-2023-1-453-468.

Tillier, C. (1937). Moi dyadya Benzhamen [My Uncle Benjamin]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. 270 p.

Tsereteli, K. (Ed.). (2008). Kollazh na fone avtoportreta. Zhizn’ – igra [Collage on the Background of a Self-Portrait. Life Is a Game]. Nizhny Novgorod, DECOM. 288 p.

Uvarova, I. P. (1993). Zarisovki v vide persidskoi miniatyury [Sketches in the Form of a Persian Miniature]. In Kinostsenarii. No. 6, pp. 3–6.

Загрузки

Опубликован

2024-06-29

Как цитировать

Simyan, T. (2024). Сергей Параджанов в поисках идентичности: между самопохоронами и рефлексией о смерти. Quaestio Rossica, 12(2), 422–435. https://doi.org/10.15826/qr.2024.2.886

Выпуск

Раздел

Problema voluminis