Леонид Шварцман: художественное прочтение «Петербургских повестей» Николая Гоголя

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2024.1.880

Ключевые слова:

творчество Л. А. Шварцмана, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, отечественное изобразительное искусство 1950‑х гг.

Аннотация

Статья посвящена анализу малоизвестных произведений художника Л. А. Шварцмана (1920–2022) на сюжеты «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя. Выполненные в 1953–1956 гг., работы из частных собраний не привлекли в свое время внимания исследователей, тогда как обращение к героям «Шинели», «Портрета», «Невского проспекта» было для Шварцмана важным этапом в формировании личной художественной программы. Обучение в художественной школе при Всесоюзной академии художеств (1937–1941) определило его отношение к классическому искусству и повлияло на эмоциональное восприятие Петербурга. Атмосфера «оттепели» способствовала обращению мастера к неустроенной жизни «маленького человека», беззащитного перед лицом власти и грубой толпы. Добившийся к середине 1950‑х гг. известности как художник-постановщик мультипликационного кино, Шварцман стремился выстроить собственную систему перевода вербального языка на язык визуальный вне системы кинопроизводства, самостоятельно решая поставленные творческие задачи. Именуя свои работы иллюстрациями, мастер имел в виду не книжную иллюстрацию, для которой необходимо изначально продумать конструкцию и стиль издания. Художник шел от натурных этюдов, разрабатывал колористические подходы и стремился к самодостаточности каждого произведения, отсюда заметный станковый характер его работ. В то же время есть в них и присущие эскизам мультипликационного кино выразительные образы, стилизованные фигуры, ощущение действа, которое логично развивается и предугадывается. Художник подошел к тексту Гоголя избирательно, сделав акцент на быте и характерах персонажей, на своеобразии петербургской среды. Ему интересен образ Акакия Акакиевича, в меру забавный и нелепый, но привлекательный зацикленностью на переписывании бумаг – дело, к которому он относится с вдохновением, с полной самоотдачей. Шварцман не желал драматизировать ситуации, избегал кульминаций, удовлетворяясь фиксацией жизненных соблазнов, которые в конце концов приведут героев к печальному финалу. В процессе художественного прочтения «Петербургских повестей» Шварцман не только разрабатывал выразительные образы и композиции, но и выстраивал собственное творческое мировоззрение, отражающее его нравственные установки и правила.

Биография автора

Evgeny Alekseev

кандидат искусствоведения, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0003-3460-6679

ev-alex@yandex.ru

Библиографические ссылки

Abramova, N. N. (2010). Klassik po imeni Lelya v strane Mul’tiplikatsii [A Classic Named Lelya in the Land of Animation]. Moscow, Kluch- S. 164 p.

Benois, A. N. (1995). Istoriya russkoi zhivopisi v ХIХ veke [The History of Russian Painting in the 19th Century] / ed. by V. M. Volodarsky. Moscow, Respublika. 448 p.

Eichenbaum, B. M. (1986). O proze. O poezii. Sbornik statei [About Prose. About Poetry. Collection of Articles] / introd. article by G. Byalyi. Leningrad, Khudozhestvennaya literatura. 456 p.

Favorsky, V. A. (1986). Ob iskusstve, o knige, o gravyure [About Art, about the Book, about the Engraving]. Moscow, Kniga. 218 p.

Gogol, N. V. (1938). Polnoe sobranie sochinenii v 14 t. [Complete Works. 14 Vols.]. Moscow, Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR. Vol. 3. Povesti. 728 p.

Malyukova, L. (2021). Leonid Shvartsman. Master obraza [Leonid Shvartsman. Master of Images]. Moscow, Kinostudiya “Soyuzmul’tfil’m”. 512 p.

Nabokov, V. V. (1996). Lektsii po russkoi literature [Lectures on Russian Literature]. Moscow. Nezavisimaya gazeta. 440 p.

Norstein, Yu. B. (2005). Sneg na trave. Fragmenty knigi. Lektsii po iskusstvu animatsii [Snow on the Grass. Fragments of the Book. Lectures on the Art of Animation]. Moscow, Vserossiiskii gosudarstvennyi institut kinematografii, Iskusstvo kino. 254 p.

Ostrovsky, G. (1988). “Peterburgskie povesti” v oformlenii Yuriya Charyshnikova [Petersburg Tales Designed by Yuri Charyshnikov]. In El’shevskaya, G. V. (Ed.). Illyustratsiya. Sbornik statei. Moscow. Sovetskii khudozhnik, pp. 127–134.

Загрузки

Опубликован

2024-03-29

Как цитировать

Alekseev, E. (2024). Леонид Шварцман: художественное прочтение «Петербургских повестей» Николая Гоголя. Quaestio Rossica, 12(1), 305–318. https://doi.org/10.15826/qr.2024.1.880

Выпуск

Раздел

Origines