Между двух империй: железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в позднеимперский период

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2024.1.877

Ключевые слова:

Российская империя, железнодорожное строительство, Маньчжурия, Китай, трансграничье, Китайско-Восточная железная дорога, интеграция

Аннотация

В статье с привлечением широкого круга архивных источников анализируется история создания и функционирования в условиях российско-китайского трансграничья восточного подхода к Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) – Никольской ветви Уссурийской железной дороги. Призванная соединить КВЖД с железнодорожной сетью России, данная ветка в конце XIX – начале XX в. имела существенное значение для обеспечения связи Транссибирской магистрали с Владивостоком до сооружения обходного пути вдоль Амура. Использование концепта «трансграничье» позволяет вписать данный сюжет в контекст более широкой проблемы формирования контактных социокультурных зон вдоль протяженной сухопутной границы между Россией и Китаем. Объединение в единую железнодорожную сеть дорог двух империй привело к увеличению миграционных потоков, основанию новых населенных пунктов, развитию гражданской и военной инфраструктуры, элементы которой мы можем видеть до сих пор. Вместе с тем на протяжении длительного времени исследователи не уделяли особого внимания сооружению соединительных веток КВЖД и Транссиба, исключая прилегающие к ним территории из общего нарратива трансграничной проблематики, что придает особую актуальность исследованию. Архивные материалы позволяют охарактеризовать не только сложности, с которыми столкнулось российское правительство при сооружении соединительной ветки, но и начальный этап оформления вдоль нее сети населенных пунктов, их развитие, а также специфику существования в условиях трансграничья. Перечисленные вопросы затрагивались не только в Комитете Сибирской железной дороги, Министерстве путей сообщения и Министерстве финансов, непосредственно курировавших строительство и определявших объемы финансирования, но и в Обществе КВЖД. Обращение к ранее уже проверенному на других железных дорогах страны способу совместного строительства дорог на частные и казенные средства станет в дальнейшем одним из аргументов в пользу передачи Уссурийской железной дороги в аренду Обществу КВЖД.

Биография автора

Natalia Dmitrieva

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный университет; научный сотрудник, Европейский университет в Санкт-Петербурге.

199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9.

191187, Россия, Санкт-Петербург, Гагаринская ул., 6/1А.

ORCID 0000-0002-3720-7932

natalia.dmitrieva@spbu.ru

Библиографические ссылки

Agapov, М. (2018). V poiskakh “vykhoda iz tupika”: transsibirskie transportnye proekty kontsa XIX – nachala XX v. [Looking for a “Way out”: Trans-Siberian Transportation Projects at the Turn of the 20th Century]. In Quaestio Rossica. Vol. 6. No. 3, pp. 771–783. DOI 10.15826/qr.2018.3.327.

Al’bom ispolnitel’nykh chertezhei Yuzhno- i Severo-Ussuriiskoi zheleznoi dorogi. 1891–1894, 1894–1897 [Album of Executive Drawings of the South and North Ussuri Railway. 1891–1894, 1894–1897]. (1900). St Petersburg, Tovarishchestvo khudozhestvennoi pechati. 2 p., 94 l.

Alekseev, A. I., Morozov, B. N. (1989). Osvoenie russkogo Dal’nego Vostoka (konets XIX v. – 1917 g.) [Development of the Russian Far East (End of the 19th Century – 1917)]. Moscow, Nauka. 221 p.

Barbenko, Ya. A., Blyakher, L. E. et al. (2023). Transgranichnye regiony Dal’nego Vostoka [Transboundary Regions of the Far East]. In Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya. No. 3, pp. 73–84. DOI 10.24866/1998-6785/2023-3/73-84.

Bergelson, М., Kibrik, А., Raskladkina, М. (2020). The Language of a Lost Russian Region in the Historical Context of Russia’s Eastward Expansion. In Quaestio Rossica. Vol. 8. No. 3, pp. 916–936. DOI 10.15826/qr.2020.3.504.

Borzunov, V. F. (1972). Istoriya sozdaniya Transsibirskoi zheleznodorozhnoi magistrali XIX – nachala XX vv. [History of the Creation of the Trans-Siberian Railway in the 19th – Early 20th Centuries]. Avtoref. dis. … dokt. ist. nauk. Moscow, S. n. 40 p.

Datsyshen, V. G. (2000). Ocherki istorii rossiisko-kitaiskoi granitsy vo 2-i polovine XIX – nachale XX veka [Essays on the History of the Russian-Chinese Border in the 2nd Half of the 19th – Early 20th Centuries]. Kyzyl, Respublikanskaya tipografiya. 215 p.

Demeshkina, T. A., Dutchak, E. E. (2020). Sotsiokommunikativnoe prostranstvo transgranich’ya: model’ rekonstruktsii kul’turno-yazykovogo landshafta Sibiri [Socio-Communicative Space of the Transborder: A Model for Reconstructing the Cultural and Linguistic Landscape of Siberia]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. No. 67, pp. 28–44. DOI 10.17223/19986645/67/2.

Derevyanko, A. P. (1997). Sooruzhenie Ussuriiskoi zheleznoi dorogi (1891–1897 gg.) [Construction of the Ussuri Railway (1891–1897)]. In KVZhD i ee vliyanie na razvitie politicheskikh, sotsial’no-ekonomicheskikh i kul’turnykh protsessov v Severo-Vostochnoi Azii. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya. Tezisy dokladov i soobshchenii. Vladivostok, Institut istorii, arkheologii i etnografii narodov Dal’nego Vostoka Dal’nevostochnogo otdeleniya RAN, pp. 105–107.

Dmitrieva, N. V. (2023). Na puti k KVZhD: finansovaya sostavlyayushchaya istorii stroitel’stva Kaidalovskoi zheleznodorozhnoi vetvi [On the Way to the Chinese Eastern Railway: Financial Aspects of the History of Kaidalovo Line Construction]. In Noveishaya istoriya Rossii. Vol. 13. No. 4, pp. 861–874. DOI 10.21638/spbu24.2023.410.

Dukes, P. (2022). Russia in Manchuria. A Problem of Empire. L., N. Y., Routledge. 159 p.

Glatolenkova, E. V., Bazilevich, M. E. (2023). Istoricheskaya sreda dal’nevostochnykh gorodov: nasledie Ussuriiskoi zheleznoi dorogi [Historical Environment of the Far Eastern Cities: The Legacy of the Ussuri Railway]. In Nauchno-tekhnicheskoe i ekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR v XXI veke. Trudy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii tvorcheskoi molodezhi s mezhdunarodnym uchastiem (Khabarovsk, 18–21 aprelya 2023 g.) v 2 t. Khabarovsk, Izdatel’stvo Dal’nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniya. Vol. 1, pp. 508–511.

Golovnev, I., Golovneva, E. (2017). Dal’nii Vostok v fil’makh A. Litvinova: konstruirovanie obraza prostranstva [The Far East in the Films of A. Litvinov: Constructing the Image of Space]. In Quaestio Rossica. Vol. 5. No. 1, pp. 109–124. DOI 10.15826/qr.2017.1.214.

Grodekov, N. I. (1901). Vsepoddanneishii otchet Priamurskogo general-gubernatora generala ot infanterii Grodekova. 1898–1900 gody [The Humblest Report of the Amur Governor-General, Infantry General Grodekov. 1898–1900]. Khabarovsk, Tipografiya Kantselyarii priamurskogo general-gubernatora. 148 p.

Grodekov, N. I. (1902). Vsepoddanneishii otchet Priamurskogo general-gubernatora generala ot infanterii Grodekova. 1901 i 1902 gody [The Humblest Report of the Amur Governor-General, Infantry General Grodekov. 1901 and 1902]. Khabarovsk, Tipografiya Kantselyarii priamurskogo general-gubernatora. 69 p.

Illarionov, A. A. (2014). Istoricheskii opyt gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v transportnom osvoenii Primor’ya (na primere sooruzheniya Ussuriiskoi zheleznoi dorogi) [Historical Experience of Public-Private Partnership in the Transport Development of Primorye (with Reference to the Construction of the Ussuri Railway)]. In Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya. No. 2, pp. 51–60.

Khodyakov, M. V. (2023). Stantsiya Man’chzhuriya v nachale XX v.: problemy organizatsii upravleniya na zheleznoi doroge [Manchuria Railway Station in the Early 20th Century: Problems of Organisation of Management on the Railway]. In Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8: Istoriya. Vol. 64. No. 4, pp. 97–106. DOI 10.55959/MSU0130-0083-8-2023-64-4-97-106.

Khodyakov, M. V. (Ed.). (2020). Tsentr i regiony: ekonomicheskaya politika pravitel’stva na okrainakh Rossiiskoi imperii (1894–1917) [The Centre and Regions: Economic Policy of the Government on the Outskirts of the Russian Empire (1894–1917)]. St Petersburg, Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta. 659 p.

Khodyakov, M. V., Zhao, Zh. (2023). Stroitel’stvo tserkvei v Zabaikal’e i Kitaisko-Vostochnaya zheleznaya doroga: Kaidalovskaya vetv’ na rubezhe XIX–XX vekov [Church Construction in Transbaikalia and the Chinese Eastern Railway: Kaydalovskaya Railway Branch at the Turn of the 20th Century]. In Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya. No. 22 (8), pp. 100–111. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-8-100-111.

Krotova, M. V. (2023). Iz Evropy v Aziyu: KVZhD kak chast’ tranzitnogo puti [From Europe to Asia: CER as Part of the Transit Route]. In Novoe proshloe / The New Past. No. 4, pp. 270–279. DOI 10.18522/2500-3224-2023-4-270-279.

Kuras, L. V., Kal’mina L. V., Mikhalev A. V. (2018). Kapitany rossiiskoi vostochnoi politiki: rubezh XIX–XX vv. [Captains of Russian Eastern Policy: The Turn of the 20th Century]. Irkutsk, Ottisk. 111 p.

Lukin, A. V. (Ed.). (2013). Rossiya i Kitai: chetyre veka vzaimodeistviya. Istoriya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya rossiisko-kitaiskikh otnoshenii [Russia and China: Four Centuries of Interaction. History, Current State and Prospects for the Development of Russian-Chinese Relations]. Moscow, Ves’ mir. 704 p.

Lukoyanov, I. V. (2008). “Ne otstat’ ot derzhav…”. Rossiya na Dal’nem Vostoke v kontse XIX – nachale XX v. [“Keeping up with the powers…” Russia in the Far East at the End of the 19th – Beginning of the 20th Centuries]. St Petersburg, Nestor-Istoriya. 668 p.

Magaziner, N. A. (2016). Zheleznodorozhnye khramy Transsibirskoi magistrali (konets XIX – nachalo XX v.) [Railway Churches of the Trans-Siberian Railway (Late 19th – Early 20th Centuries)]. St Petersburg, Renome. 216 p.

Malygina, O. A., Evtekhov, R. A., Palikova T. V. (2016). Formirovanie imperskikh institutov upravleniya v zabaikal’skom transgranich’e: problemy osvoeniya novykh territorii (XVIII – nachalo XX v.) [Formation of Imperial Institutions of Management in the Trans-Baikal Transborder Region: Problems of Development of New Territories (18th – Early 20th Centuries)]. In Bylye gody. Vol. 42. No. 4, pp. 1110–1117.

Marks, S. G. (1991). Road to Power: The Trans-Siberian Railroad and the Colonization of Asian Russia, 1850–1917. L., Tauris. 240 p.

Mikhalev, M. S. (2018). Trasgranich’e Rossii i Kitaya: potrebnost’ v antropologicheskom osmyslenii [Cross-Border Regions of Russia and China: The Need for Anthropological Understanding]. In Problemy Dal’nego Vostoka. No. 6, pp. 123–134. DOI 10.31857/S013128120002696-6.

Nikiforova, N. V. (2019). Istoriya Zabaikal’skoi zheleznoi dorogi (1887–1934 gg.) [History of the Transbaikal Railway (1887–1934)]. Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. Irkutsk, S. n. 26 p.

Remnev, A. V. (2004). Rossiya Dal’nego Vostoka. Imperskaya geografiya vlasti XIX – nachala XX vekov [Russia of the Far East. Imperial Geography of Power in the 19th – Early 20th Centuries]. Omsk, Omskii gosudarstvennyi universitet. 548 p.

RGIA [Russian State Historical Archive]. Stock 323. List 4. Dos. 16, 35; Stock 350. List 18. Dos. 1307; Stock 363. List 6. Dos. 151; Stock 373. List 2. Dos. 40; Stock 1162. List 1. OGE-1906. Dos. 2z; Stock 1273. List 1. Dos. 135.

Troitskaya, N. A. (Ed.). (2011). Zavetnaya mechta imperatora. K 120-letiyu nachala stroitel’stva Ussuriiskoi zheleznoi dorogi. Dokumenty i materialy [The Emperor’s Cherished Dream. For the 120th Anniversary of the Start of Construction of the Ussuri Railway. Documents and Materials]. Vladivostok, Dal’nauka. 155 p.

Trubitsyn, D. V. (2011). Transgranich’e kak ob’’ekt kul’turologicheskogo issledovaniya: metodologicheskii obzor [Transborder Region as an Object of Cultural Research: Methodological Review]. In Gumanitarnyi vektor. No. 2 (26), pp. 135–142.

Urbanski, S. (2023). Za stepnym frontirom: istoriya rossiisko-kitaiskoi granitsy [Beyond the Steppe Frontier: The History of the Russian-Chinese Border]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 478 p.

Vostochnyi vestnik [Vostochnyi Vestnik]. 1900. No. 7, 10.

Wolff, D. (1999). To the Harbin Station: The Liberal Alternative in Russian Manchuria, 1898–1914. Stanford, Stanford Univ. Press. 255 p.

Загрузки

Опубликован

2024-03-29

Как цитировать

Dmitrieva, N. (2024). Между двух империй: железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в позднеимперский период. Quaestio Rossica, 12(1), 254–267. https://doi.org/10.15826/qr.2024.1.877

Выпуск

Раздел

Problema voluminis