Грузинская национальная идея в Тифлисской семинарии пореформенного времени: оптика русского языка и литературы

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2024.1.875

Ключевые слова:

история чтения, поколение 1870‑х, реформа духовно-учебных заведений 1867 г., духовная семинария, грузинское национальное движение, народничество

Аннотация

Исследуется дело семинариста Давида Кезели, составителя антирусской прокламации «К новому поколению Грузии», изъятой в декабре 1873 г. Хотя петербургские и кавказские светские власти по-разному интерпретировали дело, их объединяло невнимание к положению Тифлисской духовной семинарии. Решать внутренние проблемы духовного учебного заведения, включая вопрос о нелояльности «туземных» преподавателей, должны были чиновники учебного комитета Синода и экзарх Грузии. Цель статьи – проанализировать дело Кезели как часть процессов в духовном образовании, запущенных реформой 1867 г., показав амбивалентность антирусских взглядов грузинского семинариста. Особое внимание уделено дискуссии о кафедре грузинского языка в Тифлисской духовной семинарии, идея учреждения которой, создавая консенсус среди педагогов, порождала и противостояние, описываемое в документах Синода как борьба русской и грузинской «партий». Истоки и ограничения антирусских настроений среди семинаристов рассматриваются в связи с конфликтами между преподавателями, режимами доступа к учебной и внеучебной литературе, а также статусом русского и грузинского языков, то есть состоянием самого учебного заведения. Делается вывод, что в первые годы после реформы молодые выпускники духовных академий были воодушевлены возможностью изменить содержание духовного образования, внеся в него достижения современной науки. Эта цель объединяла преподавателей русского и грузинского происхождения, вместе работавших над проектами кафедры грузинского языка и над составлением списков литературы для закупки в ученическую библиотеку. Преподаватели-грузины были готовы стать проводниками «человеческой русификации», так как знание русского языка обеспечивало доступ к современным идеям. Превращение взаимодействия в конфликт, оформившийся как противостояние русской и грузинской «партий» в правлении семинарии, обе стороны объясняли личными амбициями его участников, боровшихся за власть и деньги, а не за продвижение грузинской национальной идеи или отстаивание русских интересов в крае. Давид Кезели в полной мере был продуктом этой ситуации: закончив обучение в духовном училище и перейдя в семинарию, он испытывал неприязнь к своим учителям, видя в них «Фамусовых», которые стремятся воспитать из него «Молчалина», тогда как он конструировал себя как «Базарова», единственного «нигилиста» Грузии. Анахронизм «нигилистической» идентичности Кезели подчеркивает его связь с поколением «отцов», определивших состав доступной ему литературы и вооруживших его инструментом для ее освоения – русским языком.

Биография автора

Julia Safronova

кандидат исторических наук, доцент, Европейский университет в Санкт-Петербурге.

191187, Россия, Санкт-Петербург, Гагаринская ул., 6/1А.

ORCID 0000-0003-3900-1994

jsafronova@eu.spb.ru

Библиографические ссылки

GAAO [State Archive of Arkhangelsk Region]. Stock 73. List 1. Dos. 438.

GARF [State Archive of the Russian Federation]. Stock 109. List 158. Expedition 3. 1873. Dos. 472.

Gorgiladze, L. (1947). Narodnichestvo v Gruzii [Narodism in Georgia]. In Trudy Tbilisskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Stalina. Vol. 32, pp. 163–192.

Jones, S. F. (2005). Socialism in Georgian Colors. The European Road to Social Democracy 1883–1917. Cambridge, Mass., L., Harward Univ. Press. 384 p.

Kappeler, A. (2000). Rossiya – mnogonatsional’naya imperiya [Russia as a Multinational Empire]. Moscow, Progress-Traditsiya. 344 p.

Lordkipanidze, D. O. (1965) Klassik gruzinskoi pedagogiki Yakob Gogebashvili [Jacob Gogebashvili, a Classic of Georgian Pedagogy]. Tbilisi, Ganatleba. 63 p.

Mansvetashvili, Ya. A. (1967). Vospominaniya [Memoirs] / transl. by R. Talakvadze, K. Andronikashvili. Tbilisi, Literatura da khelovneba. 115 p.

Mgaloblishvili, S. Z. (1938). Memoirs / with foreword, ed. and notes by L. A. Asatyan. Tbilisi, Pederatsia. 268 p. (In Georgian.)

Mgaloblishvili, S. Z. (1974). Vospominaniya o moei zhizni. Nezabyvaemye vstrechi [Memories of My Life. Unforgettable Meetings] / transl. by E. Eligulashvili. Tbilisi, Merani. 175 p.

RGIA [Russian State Historical Archive]. Stock 802. List 9. Dos. 47, 71.

Romanchenko, O. (1961). Yakob Gogebashvili [Yakob Gogebashvili]. In Mikava, N. (Ed.). Gruzii syny. Sbornik. Moscow, Molodaya gvardiya. 615 p.

Shvelidze, Z. L. (1966). Ocherki po istorii revolyutsionno-narodnicheskogo dvizheniya v Zakavkaz’e (60‑e – nachalo 70‑kh gg. XIX veka) [Essays on the History of the Revolutionary Populist Movement in Transcaucasia (1860s – Early 1870s)]. Avtoreferat dis. … dokt. ist. nauk. Tbilisi, S. n. 58 p.

Suny, R. (1988). The Making of the Georgian Nation. Bloomington, Indiana Univ. Press. 395 p.

Ustavy i shtaty dukhovnykh seminarii i uchilishch, vysochaishe utverzhdennye 14 maya 1867 goda [Charters and Staff of Theological Seminaries and Schools, Approved by the Highest Authorities on May 14, 1867]. (1867). St Petersburg, Sinodal’naya tipografiya. 84 p.

Vachnadze, M. (N. d.). Istoriya Gruzii s drevneishikh vremen do nashikh dnei [History of Georgia from Ancient Times to the Present Day]. In Elektronnaya biblioteka ModernLib. Net [website]. URL: https://modernlib.net/books/vachnadze_merab/istoriya_gruzii_s_drevneyshih_vremen_do_nashih_dney/read (accessed: 25.11.2023).

Werth, P. (2012). Pravoslavie, inoslavie, inoverie. Ocherki po istorii religioznogo raznoobraziya Rossiiskoi imperii [Orthodoxy, Heterodoxy, Dissent: Essays on the History of Religious Diversity of the Russian Empire]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 280 p.

Загрузки

Опубликован

2024-03-29

Как цитировать

Safronova, J. (2024). Грузинская национальная идея в Тифлисской семинарии пореформенного времени: оптика русского языка и литературы. Quaestio Rossica, 12(1), 225–242. https://doi.org/10.15826/qr.2024.1.875

Выпуск

Раздел

Problema voluminis