Античное наследие в «Книге о соборе» Газского митрополита Паисия Лигарида: посвящение русскому царю

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.4.855

Ключевые слова:

митрополит Газский Паисий Лигарид, «Книга о соборе», царь Алексей Михайлович, античное наследие, обращение к Античности как литературный прием, антикизация русской культуры

Аннотация

«Книга о соборе», составленная в начале 1667 г. митрополитом Газским Паисием Лигаридом († 1678) вскоре после осуждения патриарха Никона († 1681) на Большом московском соборе (1666), давно привлекает внимание исследователей, однако изучается без привлечения греческого текста и без полного его перевода на русский язык. Выполненные в середине – второй половине XIX в. переложения отличаются от оригинала избирательностью и неточностью. Русский анонимный перевод, краткий и непрофессиональный, напоминает свободный пересказ; английский, принадлежащий британскому богослову и историку У. Палмеру († 1879), в сравнении с русской версией ближе к оригиналу по содержанию, однако в нем пропущены сложные обороты и обозначения специфических русских реалий, в то же время он снабжен комментариями переводчика. Камнем преткновения для интерпретаторов стали обращения Лигарида к Античности – литературный прием, характеризующий стиль писателя в московский период жизни (с 1662 г.). Апелляции к древним авторам и сочинениям, восходящие к античной риторике технические приемы рассыпаны по всей «Книге о соборе», но особенно много их в посвящении заказчику, царю Алексею Михайловичу. В статье проблема античного наследия в «Книге о соборе» рассмотрена на примере этого вступительного раздела. Анализ содержания трех его тем – идеализация Античности, назначение истории и достоинства правителя – помогает раскрыть значимость античной культуры и мифологии для писателя. Обращение Газского митрополита к классическому наследию связано с дидактической и просветительской задачами. Лигарид поддерживал популярную в среде греческого духовенства мессианскую идею о значении Москвы – наследницы Рима и московском правителе как освободителе христианских народов от мусульманского ига. Утверждая в вопросе разделения властей византийскую модель, в соответствии с которой светский правитель являл абсолютного монарха, Лигарид ориентировал Алексея Михайловича на то, чтобы брать пример с правителей древней эпохи, обладавших добродетелями царя-созидателя, триумфатора и просветителя. Побуждая русскую элиту к более широкому знакомству с античным наследием и внося таким образом вклад в европеизацию придворной культуры, митрополит приближал ситуацию, названную филологами антикизацией отечественной культуры.

Биография автора

Svetlana Sevastyanova

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт филологии Сибирского отделения РАН.

630090, Россия, Новосибирск, ул. Николаева, 8.

ORCID 0000-0002-9131-3285

sevask@mail.ru

Библиографические ссылки

Aeschylus. (1989). Tragedii [Tragedies] / transl. by Vyach. Ivanov. Moscow, Nauka. 609 p.

Averintsev, S. S. (1973). Plutarkh i antichnaya biografiya: K voprosu o meste klassika zhanra v istorii zhanra [Plutarch and Ancient Biography: On the Place of the Classic of the Genre in the History of the Genre]. Moscow, Nauka. 279 p.

Biblioteka Rumynskoĭ akademii [Library of the Romanian Academy]. No. 371 (675). 159 p.

Chernaya, L. A. (1989). Kontseptsiya lichnosti v russkoi literature vtoroi poloviny XVII – pervoi poloviny XVIII v. [The Concept of Personality in Russian Literature of the Second Half of the 17th – First Half of the 18th Centuries]. In Razvitie barokko i zarozhdenie klassitsizma v Rossii XVII – nachala XVIII v. Moscow, Nauka, pp. 220–232.

Delo o patriarkhe Nikone [The Case of Patriarch Nikon] / publ. by Archaeographical Commission. (1897). St Petersburg, Tovarishchestvo “Pechatnya S. P. Yakovleva“. XXXII, 453, 21 p.

Dionysius of Halicarnassus. (2005). Rimskie drevnosti v 3 t. [Roman Antiquities. 3 Vols.]. Moscow, Rubezhi XXI. Vol. 1. 272 p.

Eleonskaya, A. S. (1978). Russkaya publitsistika vtoroi poloviny XVII veka [Russian Journalism of the Second Half of the 17th Century]. Moscow, Nauka. 272 p.

Eremin, I. P. (1951). “Deklamatsiya” Simeona Polotskogo [“Recitation” by Simeon Polotsky]. In Trudy Otdela drevnerusskoi literatury [Proceedings of the Department of Old Russian Literature]. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. Vol. 8, pp. 354–361.

Gene, B. (2002). Istoriya i istoricheskaya kul’tura srednevekovogo Zapada [History and Historical Culture of the Medieval West] / transl. by E. V. Baevskaya, E. M. Beregovskaya. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury. 491 p.

Gibbenet, N. (1882). Istoricheskoe issledovanie dela patriarkha Nikona v 2 ch. [Historical Study of the Case of Patriarch Nikon. 2 Parts]. St Petersburg, Tipografiya Ministerstva vnutrennikh del. Part 1. 282 p.

Gorskii, A. V. (1862). Neskol’ko svedenii o Paisii Ligaride do pribytiya ego v Rossiyu [Some Information about Paisius Ligarid before His Arrival in Russia]. In Pribavleniya k tvoreniyam svyatykh ottsov. Part 21. Book 1, pp. 133–148.

Hippisley, A., Luk’janova, E. (2005). Simeon Polockij’s Library. A Catalogue. Köln, Weimar, Wien, Böhlau. 234 p.

Homer. (1978). Iliada [Iliad] / transl. by N. Gnedich. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. 534 p.

Kapterev, N. F. (1915). Patriarkh Nikon i tsar’ Aleksei Mikhailovich v 2 t. [Patriarch Nikon and Tsar Alexei Mikhailovich. 2 Vols.]. Sergiev Posad, Tipografiya Svyato-Troitskoi Sergievoi Lavry. Vol. 2. 618 p.

Kiselev, M. A. (2020). Plutarkh pri dvore tsarya. “Grazhdanstvo” Simeona Polotskogo i legalizm v Rossii nakanune Petrovskikh reform [Plutarch at the Court of the King. “Citizenship” of Simeon Polotsky and Legalism in Russia on the Eve of the Petrine Reforms]. In Dialog so vremenem. No. 73, pp. 36–48. DOI 10.21267/AQUILO.2020.73.73.036.

Kiseleva, M. S. (2014). Svyashchennaya i grazhdanskaya istoriya v kontekste knizhnoi barochnoi propovedi: k voprosu ob istokakh istoricheskogo znaniya v Rossii [Sacred and Civil History in the Context of Baroque Book Preaching: On the Question of the Origins of Historical Knowledge in Russia]. In Vox. Filosofskii zhurnal [electronic journal]. No. 17, pp. 1–24. DOI 10.24411/2077–6608–2014–00003. URL: https://vox-journal.org/html/issues/280/293 (accessed: 06.03.2023).

Korzo, M. A. (2020). O katolicheskikh istochnikakh pravoslavnoi pis’mennosti v Rossii vtoroi poloviny XVII veka [Catholic Sources of the Russian Orthodox Literature of the Second Half of the 17th Century]. In Canadian-American Slavic Studies. Vol. 54. No. 1–3, pp. 170–197. DOI 10.30965/22102396–05401009.

Nikolaev, S. I. (1995). Pervaya chetvert’ XVIII v.: epokha Petra I [The First Quarter of the 18th Century: The Era of Peter I]. In Istoriya perevodnoi khudozhestvennoi literatury. Drevnyaya Rus’. XVIII vek v 2 t. St Petersburg, Dmitrii Bulanin. Vol. 1, pp. 74–93.

OR RGB [Department of Manuscripts of the Russian State Library]. Stock 172 (MDA. Arkhiv). No. 22; Stock 173.IV (“Prochie” biblioteki MDA). No. 64, 69.

Palmer, W. (1871–1876). The Patriarch and the Tsar. 6 Vols. L., Trubner and Co. Vol. 3, pp. 1–311.

Pifagoreiskie Zolotye stikhi s kommentariem Gierokla [Pythagorean Golden Verses with a Commentary by Hierocles] / transl. by I. Yu. Peter. (2000). Moscow, Aleteiya, Novyi Akropol’. 160 p.

Polybius. (2005). Vseobshchaya istoriya v soroka knigakh [General History in 40 Books] / transl. by F. G. Mishchenko. St Petersburg, Nauka. Vol. 1. 500 p.

Prikazchikova, E. E. (2009). Antichnost’ v literaturnom i bytovom soznanii XVIII – 1‑i treti XIX v. cherez prizmu miforitoricheskoi kul’tury [Antiquity in the Literary and Everyday Consciousness of the 18th – First Third of the 19th Centuries through the Prism of Mythological Culture]. In Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. No. 1/2 (63), pp. 102–113.

Pushkarev, L. N. (1982) Obshchestvenno-politicheskaya mysl’ Rossii (vtoraya polovina XVII v.) [Social and Political Thought of Russia (Second Half of the 17th Century)]. Moscow, Nauka. 288 p.

Sazonova, L. I. (2006). Literaturnaya kul’tura Rossii. Rannee novoe vremya [Literary Culture of Russia. Early Modern Times]. Moscow, Yazyki slavyanskikh kul’tur. 896 p.

Sevastyanova, S. K., Rylik, P. A., Bondach, A. G. (2022). Sochinenie Gazskogo mitropolita Paisiya Ligarida o sude nad patriarkhom Nikonom: problemy issledovaniya i perevoda [The History of Patriarch Nikon’s Trial Written by Paisius Ligarides, Metropolitan of Gaza: Research and Translation Issues]. In Sibirskii filologicheskii zhurnal. No. 3, pp. 65–78. DOI 10.17223/18137083/80/7.

Sevastyanova, S. K., Rylik, P. A., Bondach, A. G. (2023). Neizvestnye stranitsy sochineniya Gazskogo mitropolita Paisiya Ligarida o sude nad patriarkhom Nikonom. Predislovie k tret’ei chasti [Unknown Pages of the Essay of Metropolitan Paisius Ligarid of Gaza about the Trial of Patriarch Nikon. Preface to the Third Part]. In Germenevtika drevnerusskoi literatury. Vol. 22, pp. 29–63. DOI 10.22455/HORL.1607–6192–2023–22–29–63.

SPbII RAN [St Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences]. Stock 261 (Bumagi V. N. Beneshevicha). List 1. No. 8.

Strakhov, O. (1999). Antiquity and Muskovite Traditionalists in the Seventeenth Century. In Palaeoslavica. Vol. 7, pp. 80–115.

Thucydides. (1999). Istoriya [History] / transl. by F. G. Mishchenko, S. A. Zhebelev. St Petersburg, Nauka, Yuventa. 604 p.

Zhivov, V. M., Uspensky, B. A. (1996). Metamorfozy antichnogo yazychestva v istorii russkoi kul’tury XVII–XVIII vv. [Metamorphoses of Ancient Paganism in the History of Russian Culture in the 17th–18th Centuries]. In Iz istorii russkoi kul’tury XVIII – nachala XIX v. v 5 t. Moscow, Shkola “Yazyki russkoi kul’tury”. Vol. 4, pp. 449–536.

Загрузки

Опубликован

2023-12-21

Как цитировать

Sevastyanova, S. (2023). Античное наследие в «Книге о соборе» Газского митрополита Паисия Лигарида: посвящение русскому царю. Quaestio Rossica, 11(4), 1414–1431. https://doi.org/10.15826/qr.2023.4.855

Выпуск

Раздел

Disputatio