Историографическая метапроза Юрия Буйды «Пятое царство»: мистификация исторической концептуальности
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2023.4.850Ключевые слова:
историографическая метапроза, жанровая стратегия, русский концептуализм, Юрий Буйда, «Пятое царство»Аннотация
Рассматриваются тенденции, определяющие развитие русской историографической метапрозы на рубеже XX–XXI вв. Исследуется ее вписанность в контекст современной русской литературы. Выявляются специфика концептуализации истории в историографической метапрозе, ее взаимодействие с традицией русского концептуализма и западноевропейской традицией (У. Эко и П. Акройда). Роман Ю. Буйды «Пятое царство» рассматривается как наиболее репрезентативный текст, отражающий особенности данного феномена. Анализ романа делает возможным сделать вывод о специфике функционирования третьей волны русского постмодернизма и рассмотреть характер деконструкции традиционной концепции исторического познания в русской литературе рубежного времени. Палимпсест в структуре «Пятого царства» выступает как основной прием деконструкции исторического нарратива и моделирования новой концепции исторического познания как «вчувствования в историю». Выявляется специфика функционирования данного приема по сравнению с общей картиной его использования в литературе этого времени. Обращение автора к детективной жанровой стратегии последовательно профанирует историософский подход к конструированию нарратива истории, обнажая тем самым несостоятельность одного из самых востребованных вариантов национальной эпистемы. Рассматривается деконструкция концепта Смута, основными векторами становятся профанирование мифологем Пятое царство и Самозванец, а также последовательная текстуализация исторического нарратива, обнажающая его «телесную» природу. Делается вывод о широком обращении Ю. Буйды к сюжетным схемам западноевропейской историографической прозы и одновременном развитии традиций русского концептуализма. Первый аспект репрезентирован взаимодействием исторической и детективной жанровых стратегий, а также усвоением модели исторического палимпсеста, актуального для творчества П. Акройда. Помимо этого, големический сюжет также становится одной из репрезентаций «следа» писателя. Характер деконструкции концепта Смута оказывается выстроен скорее в традиции русского концептуализма и – уже – соц-арта. Ю. Буйда уходит от преимущественного профанирования системы идеологических мифов, акцентируя их как основные маркеры национальной эпистемы истории.
Библиографические ссылки
Buida, Yu. V. (2018). Pyatoe tsarstvo [The Fifth Kingdom]. Moscow, AST, Redaktsiya Eleny Shubinoi. 349 p.
Chenis, T. (2021). Neobarochnye elementy poetiki Yuriya Buidy [Neo-Baroque Elements of the Poetics of Yuri Buida]. In Praktiki i interpretatsii. Vol. 6. No. 4, pp. 92–123.
Etkind, A. (2018). Krivoe gore. Pamyat’ o nepogrebennykh [Warped Mourning. Stories of the Undead in the Land of the Unburied] / transl. by V. Makarov. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 328 p.
Foucault, M. (1996). Nitsshe, genealogiya i istoriya [Nietzsche, Genealogy and History]. In Filosofiya epokhi postmoderna. Sbornik perevodov i referatov. Minsk, Krasiko-print, pp. 74–97.
Gumerova, N. R. (2016). Obraz gomunkula v romane P. Akroida “Dom doktora Di” [The Image of a Homunculus in P. Ackroyd’s The House of Doctor Dee]. In Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 6, pp. 80–85.
Kuritsyn, V. (2000). Kontseptualizm i sots-art: Tela i nostal’gii [Conceptualism and Social Art: Bodies and Nostalgia]. In Kuritsyn, V. Russkii literaturnyi postmodernizm. Moscow, OGI. 288 p.
Lipchanskaya, I. V. (2010). Tri vremeni Londona v romane P. Akroida “Dom doktora Di” [Three Times of London in P. Ackroyd’s The House of Doctor Dee]. In Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. Vol. 10. No. 2, pp. 78–84.
Lobin, A. M. (2012). K voprosu o kharakteristike istoricheskogo diskursa russkoi literatury rubezha XX–XXI vekov [On the Issue of Characterising the Historical Discourse of Russian Literature at the turn of the 21st Century]. In Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. No. 3, pp. 83–89.
Povalyaeva, N. S. (2015). Obraz Myuzik-kholla v neoviktorianskom romane [The Image of the Music Hall in a Neo-Victorian Novel]. Minsk, Chetyre chetverti. 97 p.
Sergeeva, E., Sundukova, K. (2022). Granitsy istoricheskogo v sovremennoi otechestvennoi romanistike (V. Sharov, L. Ulitskaya, D. Bykov, E. Vodolazkin) [Boundaries of the Historical in Modern Russian Novelism (V. Sharov, L. Ulitskaya, D. Bykov, E. Vodolazkin)]. In Filologiya i kul’tura. No. 3 (69), pp. 161–167. DOI 10.26907/2074–0239–2022–69–3–161–167.
Skryleva, Yu. (2018). Smuta v Pyatom tsarstve: Dante, Shekspir i Pushkin govoryat nam chto-to, o chem my eshche i ne nachinali dumat’ [Troubles in the Fifth Kingdom: Dante, Shakespeare, and Pushkin Tell Us Something That We Have Not Yet Begun to Think about]. In Literaturnaya gazeta [website]. December 5. No. 49 (6670). URL: https://lgz.ru/article/-49–6670–05–12–2018/smuta-v-pyatom-tsarstve/ (accessed: 05.11.2022).
Soldatkina, Ya. V. (2017). Sovremennaya russkaya istoricheskaya proza v kontekste literaturnogo protsessa 2000–2010 godov [Modern Russian Historical Prose in the Context of the Literary Process of 2000–2010]. In Vestnik RUDN. Seriya: Literaturovedenie. Zhurnalistika. Vol. 2. No. 1, pp. 47–54. DOI 10.22363/2312–9220–2017–22–1–47–54.
Yurii Buida: “Poyavlenie Lzhedmitriya, cheloveka-samozvantsa – eto bylo pokushenie na vse dukhovnye, politicheskie, istoricheskie nachala Rossii i russkogo cheloveka” [Yuri Buida: “The appearance of False Dmitry, an impostor, was an attempt on all the spiritual, political, historical principles of Russia and the Russian people”]. (2018). In OTR [website]. April 15. URL: https://otr-online.ru/programmy/figura-rechi/pisatel-yurii-buida‑31389.html (accessed: 05.11.2022).