Towards a Conceptual-Historical Critique of the Essentialist and Teleological Interpretations of Russian History. Part 2

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.3.835

Ключевые слова:

сопротивление власти, народный/наивный монархизм, позитивистская историография, эссенциализм, телеология, концептуальная история

Аннотация

Продолжая подвергать сомнению некоторые традиционные историографические тезисы, во второй части своего исследования автор разбирает распространенное утверждение, что «народный» праксис зависит от наивной веры в доброго царя. По его мнению, напротив, субъекты действия адаптируют свои верования к своим потребностям. Все еще очень влиятельная историография считает, что иллюзии, наивные, народные и ложные, а также пассивность составляют многовековую «ментальность» русского крестьянства. Но менталитет – это категория, дефицит которой проявляется в объяснении исторической динамики, особенно когда речь идет о переменах. Выступая против вердикта «ложный», вынесенного мифу о добром царе, автор объясняет, почему миф вообще не является ни истинным, ни ложным, и подчеркивает, что не следует рассматривать его как этап в истории мысли, который якобы должен привести к научному представлению, а вместо этого необходимо понять его происхождение, его логику и полезность его использования. Выясняется, в частности, его роль в производстве русской политической мысли модерна. Вопреки пренебрежительному отношению позитивистской историографии к народным метафорам, автор подчеркивает ту «правду» самодержавной системы, которую именно эта лингвистическая фигура ставит на вид, и проницаемость между метафорой и действием. В заключении на основе проанализированного материала обсуждается специфика пути русской истории к такому модерну, который своей реальностью подавляет само существование любого центрального универсального модерна вообще, и определяется момент, когда он появляется на свет.

Биография автора

Claudio Ingerflom

доктор исторических наук, директор Центра по изучению славянского мира, Университет Сан-Мартин; директор по исследованиям, Национальный центр научных исследований.

1650, Аргентина, Сан-Мартин, Буэнос-Айрес, Av. 25 de Mayo & Francia.

75016, Франция, Париж, rue Michel-Ange, 3.

ORCID 0000-0003-4162-2853

claudio.ingerflom@gmail.com

Библиографические ссылки

Andreev, I. L. (1999). Anatomiya samozvanstva [Anatomy of Imposture]. In Nauka i zhizn’. No. 10, pp. 110–117.

Babashkin, V. V. (Ed.). (1996). Sovremennye kontseptsii agrarnogo razvitiya. Teoreticheskii seminar [Modern Concepts of Agricultural Development. Theoretical Seminar]. In Otechestvennaya istoriya. No. 4, pp. 129–154.

Bez retushi. Stranitsy sovetskoi istorii v fotografiyakh, dokumentakh, vospominaniyakh v 2 t. [No Retouch. Pages of Soviet History in Photographs, Documents, Memoirs. 2 Vols.]. (1991). Leningrad, Lenizdat. Vol. 1. 304 p.

Bleklov, S. M. (1917). Dom Samozvanovykh [House of Samozvanovs]. Moscow, Tovarishchestvo “Brat’ya A. i I. Granat i Ko”. 16 p.

Blumenberg, H. (1988). Work on Myth. Massachusetts, MIT Press. 725 p.

Blumenberg, H. (2016). Paradigms for a Metaphorology. Ithaca, Cornell Univ. Press. 210 p.

Brown, P. (1982). Society and the Holy in Late Antiquity. Berkeley, Univ. of California Press. VII, 347 p.

Castoriadis, C., Ricoeur, P. (2016). Dialogue sur l’histoire et l’imaginaire social. Paris, EHESS. 76 p.

Chartier, R. (1989). Le Monde comme représentation. In Annales. ESC. Vol. 6. No. 44, pp. 1505–1520.

Chistov, K. V. (1967). Russkie narodnye sotsial’no-utopicheskie legendy XVII–XIX vv. [Russian Folk Social-Utopian Legends of the 17th–19th Centuries]. Moscow, Nauka. 339 p.

David-Fox, M. (2015). Crossing Borders, Modernity, Ideology, and Culture in Russia and the Soviet Union. Pittsburgh, Pittsburgh Univ. Press. 286, VIII p.

Eidelman, N. Ya. (1973). Gertsen protiv samoderzhaviya. Sekretnaya politicheskaya istoriya Rossii XVIII–XIX vekov i Vol’naya pechat’ [Herzen against Autocracy. The Secret Political History of Russia in the 18th–19th Centuries and the Free Press]. Moscow, Mysl’. 366 p.

Fedorov, V. A. (1972). K voprosu ob ideologii krest’yanskogo khozyaistva [On the Question of the Ideology of the Peasant Economy]. In Voprosy agrarnoi istorii Tsentra i Severo-Zapada RSFSR. Smolensk, S. n., pp. 140–151.

Field, D. (1976). Rebels in the Name of the Tsar. Boston, Houghton Mifflin. 220 p.

Fitzpatrick, Sh. (1994). Stalin’s Peasants. Resistance and Survival in the Russian Village after Collectivization. N. Y., Oxford Univ. Press. XX, 386 p.

GARF [State Archive of the Russian Federation]. Stock 109. Depart. 3. List 3. Dos. 2124; Stock 149. List 8. Dos. 15.

Goethe, J. W. von. (1970). Aus meinen Leben: Diditung und Wahrheit. In Scheibe, S. (Hrsg.). Goethes Werke. Part IV. Berlin, Akademie Verlag, S. 642.

Heidegger, M. (2008). Identity and Difference. N. Y., Harper & Row, 2008. 76 p.

Herzen, A. I. (1955). Sobranie sochinenii v 30 t. [Collected Works. 30 Vols.]. Moscow, Nauka. Vol. 6. 549 p.

Ingerflom, C. (2013). How Old Magic Does the Trick for Modern Politics. In Russian History. Vol. 40. No. 3/4, pp. 428–450.

Ingerflom, C. (2015). Le Tsar c’est moi. Paris, Puf. 520 p.

Ingerflom, C. (2018). Kak osmyslit’ peremeny, ne pol’zuyas’ kategoriyami razryva i preemstvennosti: germenevticheskii vzglyad na revolyutsiyu 1917 g. v svete istorii ponyatii [How to Comprehend Changes without Using the Categories of Break and Continuity: A Hermeneutic View of the Revolution of 1917 in the Light of the History of Concepts]. In Filosofiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. Vol. 2. No. 3, pp. 171–204.

Ingerflom, C. (2020). Az esm’ tsar’. Istoriya samozvanstva v Rossii [I am the Tsar. The History of Imposture in Russia]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 448 p.

Ingerflom, С. (2023). Towards a Conceptual-Historical Critique of the Essentialist and Teleological Interpretations of Russian History. Part 1. In Quaestio Rossica. Vol. 11. No. 2, pp. 677–702. DOI 10.15826/qr.2023.2.812.

Kivelson, V. A. (1993). The Devil Stole His Mind: The Tsar and the 1648 Moscow Uprising. In American Historical Review. Vol. 98. No. 3, pp. 733–756. DOI 10.2307/2167548.

Klyuchevskii, V. O. (1956–1959). Sochineniya v 8 t. [Works. 8 Vols.]. Moscow, Gospolitizdat.

Konovalova, N. A. (2008). “Tsarev khleb esh’, a pravdu rezh’”: o vozmozhnosti krest’yanskogo bunta protiv tsarya [“Eat the tsar’s bread, but cut the truth”: On the Possibility of a Peasant Revolt against the Tsar]. In Vestnik Omskogo universiteta. No. 3, pp. 97–103.

Koselleck, R. (1996). A Response to Comments on the Geschichtliche. In Lehmann, H., Richter, M. (Eds.). The Meaning of Historical Terms and Concepts. New Studies on Begriffsgeschichte. Washington, DC, German Historical Institute, pp. 59–69.

Koselleck, R. (2000). Über de Theoriebedürftigkeit der Geschichtswissenschaft. In Koselleck, R. Zeitschichten. Studien zur Historik. Frankfurt an Main, Suhrkamp, S. 298–316.

Koselleck, R. (2004). Futures Past: On the Semantics of Historical Time / transl. and introd. by K. Tribe. N. Y., Columbia Univ. Press. XX, 317 p.

Koselleck, R. (2006). Begriffsgeschichten. Studien zur Semantik und Pragmatik der politischen und sozialen Sprache. Frankfurt am Main, Suhrkamp. 569 S.

Koselleck, R. (2011). Introduction (Einleitung) to the Geschichtliche Grundbegriffe / transl. by M. Richter. In Contributions to the History of Concepts. Vol. 6. No. 1, pp. 31–54.

Kostrov, A. V. (2010). Sovetskaya vlast’ i staroobryadtsy Baikal’skoi Sibiri v 1920-e gg. [Soviet Power and the Old Believers of Baikal Siberia in the 1920s]. In Novyi istoricheskii vestnik. No. 1 (23), pp. 35–42.

Laham Cohen, R. (2020). Eliezer Ben Hyrcanus. Jesús y la construcción de la creencia correcta en la literatura rabínica de la Antigüedad Tardía. In Dell‘Elicine, E., et al. (Eds.). Tener por cierto. Prácticas de la creencia de la antigüedad romana a la modernidad. Buenos Aires, Miño y Dávila. 299 p.

Lakoff, G., Johnsen, M. (2003). Metaphors We Live By. L., Univ. of Chicago Press. XII, 276 p.

Lieven, D. (1996). Nicholas II. Twilight of the Empire. N. Y., St Martin’s Press. 292 p.

Lukin, P. V. (2000). Narodnye predstavleniya o gosudarstvennoi vlasti v Rossii XVII veka [Popular Ideas about State Power in Russia in the 17th Century]. Moscow, Nauka. 292 p.

Mamonova, N. (2016). Naïve Monarchism and Rural Resistance in Contemporary Russia. In Rural Sociology. Vol. 81. No. 3, pp. 316–342. DOI 10.1111/ruso.12097.

Maul’, V. (2017). “Chigirinskii zagovor” i krest’yanskaya psikhologiya [The Chigirin Conspiracy and Peasant Psychology]. In Quaestio Rossica. Vol. 5. No. 1, pp. 221–240. DOI 10.15826/qr.2017.1.220.

Mel’nikov, P. I. (Pecherskii, A.). (1910). Otchet o sovremennom sostoyanii raskola v Nizhegorodskoi gubernii [Report on the Current State of the Split in Nizhny Novgorod Province]. In Deistviya Nizhegorodskoi gubernskoi uchenoi arkhivnoi komissii. Vol. 9, pp. 3–328.

Mikhalev, M. (1917). Tsarskaya vlast’ est’ zlo, i vybirat’ tsarya ne sleduet [Royal Power is Evil, and one Should not Choose a Tsar]. Petrograd, Narodnaya vlast’. 12 p.

Mironov, B. N. (2003). Sotsial’naya istoriya Rossii perioda imperii (XVIII – nachalo XX v.). Genezis lichnosti, demokraticheskoi sem’i, grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva v 2 t. [Social History of Russia in the Period of the Empire (18th – Early 20th Centuries). Genesis of Personality, Democratic Family, Civil Society, and the Rule of Law. 2 Vols.]. St Petersburg, Dmitrii Bulanin. Vol. 2. 582 p.

Mordovina, S. P., Stanislavskii, A. L. (1974). Lzhebasmanov [False Basmanov]. In Voprosy istorii. No. 10, pp. 135–141.

Nagradov, I. S. (2013). Kostromskie krest'yane-staroobryadtsy v usloviyakh revolyutsionnykh potryasenii (1918 – nachalo 1920-kh godov) [Kostroma Peasants-Old Believers in the Conditions of Revolutionary Upheavals (1918 – Early 1920s)]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 5, pp. 63–66.

Nestle, W. (1940). Vom Mythos zum Logos. Die Selbstentfaltung des griechischen Denkens von Homer bis auf die Sophistik und Sokrates. Stuttgart, A. Kröner. VIII, 572 S.

Niyakii, V. V. (1981). Nizhegorodskaya derevnya. Oblik i nastroeniya klassov v pervoi rossiiskoi revolyutsii [Nizhny Novgorod Village. The Appearance and Sentiments of Classes in the First Russian Revolution]. Gor’kii, Volgo-Vyatskoe kniznoe izdatel’stvo. 207 p.

Otto, W. F. (1987). Essais sur le mythe. Mauzevin, Trans-Europ-Repress, 1987. 80 p.

Perrie, M. (1987). The Image of Ivan the Terrible in Russian Folklore. Cambridge, Cambridge Univ. Press. 280 p.

Perrie, M. (1999). Popular Monarchism: The Myth of the Ruler from Ivan the Terrible to Stalin. In Hosking, G., Service, R. (Eds.). Reinterpreting Russia. L., N. Y., Arnold, pp. 156–169.

Perrie, M. (2019). Samozvanstvo and the Legitimation of Power in Russian Political Culture. In Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. Vol. 20. No. 4, pp. 855–864. DOI 10.1353/kri.2019.0060.

Rakhmatullin, M. A. (1990). Krest’yanskoe dvizhenie v velikorusskikh guberniyakh v 1826–1857 gg. [The Peasant Movement in the Great Russian Provinces in 1826–1857]. Moscow, Nauka. 300 p.

Revolyutsionnoe narodnichestvo 70-kh godov XIX veka v 2 t. [Revolutionary Populism of the 1870s. 2 Vols.]. Moscow, Nauka, 1964.

RGADA [Russian State Archive of Ancient Acts]. Stock 6. List 1. Dos. 187.

RGVIA [Russian State Military Historical Archive]. Stock 2421. List 2. Dos. 137.

Romanov, V. I. (2007). Armeiskie garnizony Urala v revolyutsionnykh sobytiyakh pervoi poloviny 1917 goda [Army Garrisons of the Urals in the Revolutionary Events of the First Half of 1917]. In Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 11, pp. 59–65.

Schmitt, J.-C. (1995). La Croyance au Moyen Âge. In Raison présente. No. 113, pp. 5–22.

Shul’ga, E. P. (2018). Etnopolitologiya [Ethnopolitology]. Moscow, Direkt-Media. 332 p.

Shvetsova, E. A. (Ed.). (1954–1962). Krest’yanskaya voina pod predvoditel’stvom Stepana Razina. Sbornik dokumentov v 4 t. [Peasant War Led by Stepan Razin. Collection of Documents. 4 Vols.]. Moscow, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. Vol. 2. Part 1. 665 p.

Sivkov, K. V. (1950). Samozvanchestvo v Rossii v poslednei treti XVIII v. [Imposture in Russia in the Last Third of the 18th Century]. In Istoricheskie zapiski. Vol. 31, pp. 88–135.

Sokolov, A. K. (Ed.). (1997). Golos naroda. Pis’ma i otkliki ryadovykh sovetskikh grazhdan o sobytiyakh 1918–1932 gg. [The Voice of the People. Letters and Responses from Ordinary Soviet Citizens about the Events of 1918–1932]. Moscow, ROSSPEN. 328 p.

Timofeev, I. (2004). Vremennik [Vremennik]. St Petersburg, Nauka. 427 p.

Toporov, V. N. (1987). Ob odnom arkhaichnom indoevropeiskom elemente v drevnerusskoi dukhovnoi kul’ture – *SVĘT- [About One Archaic Indo-European Element in Ancient Russian Spiritual Culture – *SVĘT-]. In Uspenskii, B. A. (Ed.). Yazyki kul’tury i problemy perevodimosti. Moscow, Nauka, pp. 184–252.

Tylor, E. (1871). Primitive Culture. Researches into the Development of Mythology, Philosophy, Religion, Art and Custom. 2 Vols. L., John Murray.

Usenko, O. (1995). Samozvanchestvo na Rusi: norma ili patologiya? [Imposture in Rus’: Norm or Pathology?]. In Rodina. No. 1, pp. 53–57. No. 2, pp. 69–72.

Uspenskii, B. A. (1998). Tsar’ i patriarkh. Kharizma vlasti v Rossii. (Vizantiiskaya model’ i ee russkoe pereosmyslenie) [Tsar and Patriarch. Charisma of Power in Russia. (Byzantine Model and Its Russian Rethinking)]. Moscow, Yazyki russkoi kul’tury. 676 p.

Utro Rossii [Utro Rossii]. (1917). No. 70. 14 March.

Vernant, J.-P. (1974). Mythe et Société en Grèce ancienne. Paris, La Découverte. 252 p.

Veyne, P. (1983). Les Grecs ont-ils cru à leurs mythes? Essai sur l’imagination constituante. Paris, Editions du Seuil. 164 p.

Viola, L. (1996). Peasant Rebels under Stalin. Collectivization and the Culture of Peasant Resistance. Oxford, Oxford Univ. Press. 312 p.

Wildman, A. (1987). The End of the Russian Imperial Army. 2 Vols. Princeton, NJ, Princeton Univ. Press. Vol. 2. The Road to Soviet Power and Peace. XV, 443 p.

Wirth, J. (2003). Sainte Anne est une sorcière et autres essais. Geneve, Droz. 298 p.

Wittgenstein, L. (2018). Remarks on Frazer’s The Golden Bough. In Wittgenstein, L. The Mythology in Our Language / transl. by S. Palmié, with a pref. by G. da Col. Chicago, Hau Books, pp. 29–73.

Zhivov, V. M., Uspenskii, B. A. (1987). Tsar’ i Bog. Semioticheskie aspekty sakralizatsii monarkha v Rossii [Tsar and God. Semiotic Aspects of the Sacralization of the Monarch in Russia]. In Uspenskii, B. A. (Ed.). Yazyki kul’tury i problemy perevodimosti. Moscow, Nauka, pp. 47–153.

Загрузки

Опубликован

2023-09-25

Как цитировать

Ingerflom, C. (2023). Towards a Conceptual-Historical Critique of the Essentialist and Teleological Interpretations of Russian History. Part 2. Quaestio Rossica, 11(3), 1075–1098. https://doi.org/10.15826/qr.2023.3.835

Выпуск

Раздел

Conceptus et conceptio