Демоны и еретики в культуре переходной эпохи: историко-литературные и мировоззренческие контексты в исследовательской перспективе

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.2.810

Ключевые слова:

проповедь, колдовство, «кромешный мир», Россия XVII в., книжность, миросозерцание, религиозность

Аннотация

Актуализация в конце XX – начале XXI в. изучения иррационального начала в трактовке человека и коммуникации с социумом вполне объяснима современными представлениями о безграничной непознаваемости феномена жизни. К рациональным знаниям подверстываются знания о сверхзначимости для определенных периодов истории убежденности в воздействии иномирия, когда возникает тотальное объяснение конфликтов, столкновения и особенностей в поведении людей через обращение к образам демонического свойства. К обсуждению темы изображения «кромешного мира» и перспектив его изучения привлечены историки, филологи и богословы из академических центров России. Обсуждается изучение функциональных особенностей иномирия в различных сферах жизни и искусства, а также его воплощение в жанрах устной и письменной словесности. Делаются обоснованные предположения о дальнейших направлениях научных изысканий в этой сфере.

Биографии авторов

Elena Beliakova

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт российской истории РАН.

117292, Россия, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19.

ORCID 0000-0002-4963-4843

religiya-i-cerkov@mail.ru

Liudmila Zhurova

доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт истории Сибирского отделения РАН.

630090, Россия, Новосибирск, ул. Николаева, 8.

ORCID 0000-0002-6796-0896

zhurova@ngs.ru

Konstantin Kostromin

кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент, проректор по научно-богословской работе, Санкт-Петербургская духовная академия.

191167, Россия, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 17.

ORCID 0000-0001-8511-3431

k.a.kostromin@mail.ru

Alexander Pigin

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.

185910, Россия, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11.

ORCID 0000-0002-9306-1421

av-pigin@yandex.ru

Larisa Soboleva

доктор филологических наук, профессор, главный редактор журнала Quaestio Rossica, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-0694-6687

l.s.soboleva@mail.ru

Библиографические ссылки

Babalyk, M. G. (2018). Sochineniya o “riznom ukrashenii” v severnorusskikh rukopisyakh XVII–XX vv. [Essays on ‟Decoration with Clothes” in the Northern Russian Manuscripts of the 17th–20th Centuries]. In Kargopol’ i Russkii Sever v istorii i kul’ture Rossii. X–XXI vv. Materialy XIV Kargopol. nauch. konf. (15–18 avgusta 2016 g.). Kargopol’, S. n., pp. 263–266.

Belyakova, E. V. (2010). “Po kakomu pravu?”. (O nekotorykh osobennostyakh pravovykh sistem Moskovskoi Rusi) [“By what Right?”. (On Some Features of the Legal Systems of Moscow Rus’)]. In Pivovar, E. I. (Ed.). Rossika/Rusistika/Rossievedenie. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet. Book 1. Yazyk/ Istoriya/Kul’tura, pp. 303–311.

Belyakova, E. V. (2020). Sobory 1666 i 1666–1667 gg. i skladyvanie stereotipov vospriyatiya staroverov [The Councils of 1666 and 1666–1667 and Stereotype Formation of Perception of Old Believers]. In Zakharov, V. N. (Ed.). Staroobryadchestvo v istorii i kul’ture Rossii: problemy izucheniya. (K 400-letiyu so dnya rozhdeniya protopopa Avvakuma). Moscow, Institut rossiiskoi istorii RAN, pp. 419–437.

BLDR [Library of Literature of Ancient Rus’]. (2010). St Petersburg, Nauka, 2010. Vol. 16. XVII vek. 664 p.

BLDR [Library of Literature of Ancient Rus’]. (2013). St Petersburg, Nauka, 2013. Vol. 17. XVII vek. 661 p.

Bulgakov, S. (1945). O Bogochelovechestve v 3 ch. [About God-Manhood. 3 Parts]. Paris, YMCA-Press. Part 3. Nevesta Agntsa. 624 p.

Daniil, metr. of Moscow. (2020). Sochineniya [Works] / publ. by L. I. Zhurova. Moscow, Indrik. 848 p.

Davydenkov, O., prot. (2013). Dogmaticheskoe bogoslovie [Dogmatic Theology]. Moscow, Izdatel’stvo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. 622 p.

Dela Boga i d’yavola [Creations of God and the Devil]. In BAN. Belokrinitskoe sobranie. No. 137. P. 285–285v. First third of the 18th century.

Florensky, P., priest. (1914). Stolp i utverzhdenie istiny [The Pillar and Affirmation of Truth]. Moscow, Put’. 812 p.

Fögen, M. (1995). Balsamon on Magic: From Roman Secular Law to Byzantine Canon Law. In Maguire, H. (Ed.). Byzantine Magic. Washington, DC, Dumbarton Oaks Library and Collection, pp. 99–115.

Fokina, O. N. (2008). “Povest’ o brazhnike” v rukopisnykh sbornikakh XVII–XIX vv.: tekst i kontekst [ The Tale of the Reveller in Manuscript Collections of the 17th–19th Centuries: Text and Context]. Novosibirsk, Redaktsionno-izdatel’skii tsentr Novosibiskogogosudarstvennogo universiteta. 382 p.

Gurevich, A. Ya. (1989). Kul’tura i obshchestvo srednevekovoi Evropy glazami sovremennikov (Exempla XIII veka) [Culture and Society of Medieval Europe through the Eyes of Contemporaries (Exempla of the 13th Century)]. Moscow, Iskusstvo. 366 p.

Khondzinsky, P., prot. (2016). “Tserkov’ ne est’ akademiya”. Russkoe vneakademicheskoe bogoslovie XIX veka [“The Church is not an Academy”. Russian Non-Academic Theology of the 19th Century]. Moscow, Izdatel’stvo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. 480 p.

Kivelson, V. (2020). Magiya otchayaniya: Moral’naya ekonomika koldovstva v Rossii XVII veka [Desperate Magic: The Moral Economy of Witchcraft in Seventeenth-Century Russia] / transl. by V. A. Petrov. Boston, St Petersburg, Academic Studies Press, BiblioRossika. 480 p.

Kormchaya [Kormchaia]. (1653). Moscow, Pechatnyi dvor. 787 p.

Kotoshikhin, G. K. (2000). O Rossii v tsarstvovanie Alekseya Mikhailovicha [About Russia in the Reign of Alexei Mikhailovich]. Moscow, ROSSPEN. 272 p.

Likhachev, D. S., Panchenko, A. M., Ponyrko, N. V. (1984). Smekh v Drevnei Rusi [Laughter in Ancient Rus’]. Leningrad, Nauka. 295 p.

Makhov, A. E. (2011). Srednevekovyi obraz: mezhdu teologiei i ritorikoi [Medieval Image: Between Theology and Rhetoric]. Moscow, Intrada. 256 p.

Meyendorff, J., prot. (1992). Vvedenie v svyatootecheskoe bogoslovie. (Konspekty lektsii) [Introduction to Patristic Theology. (Lecture Notes)]. Vilnius, Moscow, Vest’. 360 p.

Pavlov, A. S. (1872). Nomokanon pri Bol’shom Trebnike, izdannyi vmeste s grecheskim podlinnikom, do sikh por neizvestnym i s ob”yasneniyami izdatelya [Nomocanon in the Great Trebnik Published together with the Greek Original, still Unknown and with the Publisher’s Explanations]. Odessa, Tipogrfiya Ul’rikha i Shul’tse. 240 p.

Pigin, A. V. (2014). Sochineniya o chae i samovare v staroobryadcheskoi pis’mennosti XVIII–XX vv. [Essays on Tea and Samovar in the Old Believer Literature of the 18th–20th Centuries]. In Zhivaya starina. No. 4, pp. 34–37.

Pigin, A. V. (2015). Drevnerusskaya Povest’ o brazhnike v interpretatsii staroobryadcheskikh polemistov [The Old Russian Tale about a Reveller as Interpreted by Old Believer Polemicists]. In Acta Universitatis Lodziensis. Folia litteraria Rossica. Zeszyt specjalny: Tradycja i inwencja w literaturach słowiaǹskich. Łódź, Wydawnictwo uniwersytetu Łódzkiego, pp. 261–269.

Pigin, A. V. (2019). Drevnerusskaya povest’ o Khristovom krestnike: problema zhanra [The Old Russian Tale of Christ’s Godson: The Problem of Genre]. In Problemy istoricheskoi poetiki. Vol. 17. No. 4, pp. 42–67. DOI 10.15393/j9.art.2019.5781.

Pomorskie otvety [Pomorian Answers]. (2004). Moscow, Tretii Rim. 26, 353 p.

Povest’ o Khristovom krestnike [The Tale of Christ’s Godson]. In BAN. 33.14.10. L. 42–56. Beginning 19th century.

Povesti o pokayanii besa [The Tales of the Devil’s Repentance] / publ. by A. V. Pigin. (2020). In BLDR. St Petersburg, Nauka. Vol. 20. XVIII–XX veka, pp. 168–171, 347–353.

Protivostoyanie “kromeshnomu miru” v uchitel’nom slove Drevnei Rusi [Contending the “Tenebrous World” in the Moralising Word of Old Rus’]. (2022). In Quaestio Rossica. 2022. Vol. 10. No. 4, pp. 1362–1437.

Puzanov, D. V. (2023). Mertvye v gorode: o mnogoobrazii interpretatsii odnogo syuzheta iz Povesti vremennykh let [The Dead in the City: On the Variety of Interpretations of One Plot from The Primary Chronicle]. In Paleorosiya. Drevnyaya Rus’: vo vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh. No. 1 (21), pp. 20–33.

Rzhiga, V. F. (1935–1936). Neizdannye sochineniya Maksima Greka [Unpublished Works of Maksim Grek]. In Byzantinoslavica. Praha. Vol. 6, pp. 85–108.

Sluzhebnik s sobornym svitkom [Collection of Church Services]. (1667). Moscow, Pechatnyi dvor. 366 p.

Smilyanskaya, E. B. (2003). Volshebniki. Bogokhul’niki. Eretiki. Narodnaya religioznost’ i “dukhovnye prestupleniya” v Rossii XVIII v. [Wizards. Blasphemers. Heretics. Folk Religiosity and “Spiritual Crimes” in Russia in the 18th Century]. Moscow, Indrik. 464 p.

Soboleva, L. S. (1997). Amerikanskoe sochinenie ob Antikhriste-komp’yutere v interpretatsii ural’skogo starovera [The American Essay on the Antichrist-Computer in the Interpretation of the Ural Old Believer]. In Issledovaniya po istorii knizhnoi i traditsionnoi narodnoi kul’tury Severa. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov. Syktyvkar, Izdatel’stvo Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta, pp. 118–130.

Soboleva, L. S. (2022a). Protivostoyanie charodeistvu i volkhovaniyu v propovedi XVII v. [Resisting Sorcery and Witchcraft in 17th-Century Sermons]. In Istochnikovedenie literatury i yazyka (arkheografiya, tekstologiya, poetika). Pamyati E. I. Dergachevoi-Skop. Novosibirsk, Gosudarstvennaya publichnaya nauchno-tekhnicheskaya biblioteka Sibirskogo otdeleniya RAN, pp. 357–380.

Soboleva, L. S. (2022b). Sbornik propovedei XVII veka «Statir»: sakral’nye obrazy i avtor [Statir, a Manuscript of 17th-Century Sermons: Sacral Images and the Author]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. 314 p.

Statir [Statir]. In OR RGB. Sobranie Rumyantseva. No. 411. Sbornik slov i pouchenii “Statir”. Third quarter of the 17th century. 812 p.

Toporov, V. N. (1993). Moskovskie lyudi XVII v. (K zlobe dnya) [Moscow People of the 17th Century. (On the Topic of the Day)]. In Philologia slavica. K 70-letiyu akademika N. I. Tolstogo. Moscow, Nauka, pp. 191–219.

Trebnik mirskoi [Euchologion]. (1639). Moscow, Pechatnyi dvor. 668 p.

Tvoreniya prepodobnogo Ioanna Damaskina. Istochnik znaniya [Works of St John of Damascus. Source of Knowledge] / transl. and comment. by D. E. Afinogenov, A. A. Bronzov, A. I. Sagarda, N. I. Sagarda. (2002). Moscow, Indrik. 416 p.

Veselovsky, A. N. (1940). Istoricheskaya poetika [Historical Poetics]. Leningrad, Khudozhestvennaya literatura. 649 p.

Vklad. Khudozhestvennoe nasledie Stroganovykh XVI–XVII vekov v muzeyakh Sol’vychegodska i Permskogo kraya [Contribution. The Artistic Heritage of the Stroganovs of the 16th–17th Centuries in the Museums of Solvychegodsk and Perm Krai]. (2017). Perm’, Permskaya gosudarstvennaya khudozhestvennaya galereya. 728 p.

Zhitie Feodosiya Pecherskogo [The Life of Theodosius of Pechersk] / publ. by O. V. Tvorogov. (1978). In Pamyatniki literatury Drevnei Rusi: XI – nachalo XII veka. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, pp. 304–391, 456–459.

Загрузки

Опубликован

2023-06-28

Как цитировать

Beliakova, E., Zhurova, L., Kostromin, K., Pigin, A., & Soboleva, L. (2023). Демоны и еретики в культуре переходной эпохи: историко-литературные и мировоззренческие контексты в исследовательской перспективе. Quaestio Rossica, 11(2), 633–656. https://doi.org/10.15826/qr.2023.2.810

Выпуск

Раздел

Dialogus