От власти имперской – к власти советской: интерпретация творческих исканий Николая Заболоцкого в сборнике «Арарат»

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.793

Ключевые слова:

поэзия Н. Заболоцкого, В. Жуковский, творческое влияние, художественное сознание, рукописный сборник стихов «Арарат»

Аннотация

Исследуется роль В. Жуковского, автора баллад XIX в., в творческом сознании Н. Заболоцкого. В ряду биографических фактов и сочинений поэта XX в., свидетельствующих о его постоянном интересе к предшественнику, специально изучено стихотворение с металитературным названием «Баллада Жуковского» (1927). Этот текст-ребус был включен Заболоцким в состав рукописной книги «Арарат» и рассматривается в контексте данного сборника. Цель работы – преодолеть смысловую «герметичность» «Баллады Жуковского» и определить место и функции произведения в структуре стихотворного цикла «Арарат». Методология работы базируется на исторической поэтике, что предполагает, с одной стороны, выявление жанровой основы, актуальной как для Жуковского, так и для Заболоцкого, с другой – тех трансформаций, которые претерпевает баллада в контексте «нового мироощущения и нового искусства». Основными источниками являются рукопись «Баллады Жуковского», авторская обложка «Арарата» с рисунками писателя и другие стихотворения сборника. Главным результатом стала реконструкция, подразумевающая мотивно-образное единство стихотворений сборника, его циклообразующего сюжета, в котором переосмыслена библейская история о потопе. Проанализированы межтекстовые связи внутри книги, конкретизированы их функции. В первой части «Арарата» завершающая «Баллада Жуковского» стала наиболее остроконфликтным произведением в триаде текстов, посвященных гибели старого имперского уклада жизни. На основе проясненной симметричной композиции цикла в его второй половине обнаружено стихотворение-перевертыш «Движение», в котором на месте балладного царя оказывается представитель новой власти – сидящий «как на троне» извозчик, а на месте мертвеца-утопленника из «деревни круглой» – «бедный конь» как движущая сила современности. Таким образом, Заболоцкий фиксирует смену социальной и бытовой парадигмы, выводя на передний план профанных героев новой эпохи.

Биография автора

Evgenia Anisimova

доктор филологических наук, профессор, Сибирский федеральный университет.

660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 79.

ORCID 0000-0002-7324-9355

eva1393@mail.ru

Библиографические ссылки

Björling, F. (1977). “Ofort” by Nikolaj Zabolockij. The Poem and the Title. In Scando-Slavica. Vol. 23, pp. 7–16.

Brovar, V. V. (2010). “A bednyi kon’ rukami mashet…” [“And the Poor Horse is Waving his Hands...”]. In Igosheva, T. V., Loshchilov, I. E. (Eds.). N. A. Zabolotskii: pro et contra. St Petersburg, Russkaya khristianskaya gumanitarnaya akademiya, pp. 752–757.

Dzhimbinov, S. B. (Ed.). (2000). Literaturnye manifesty ot simvolizma do nashikh dnei [Literary Manifestos from Symbolism to the Present Day]. Moscow, XXI vek – Soglasie. 608 p.

Etkind, E. G. (1990). Dva “Dvizheniya” – dve estetiki [Two “Movements” – Two Aesthetics]. In Literaturnaya ucheba. No. 6, pp. 155–157.

Gasparov, B. M. (1984). Poetika “Slova o polku Igoreve” [Poetics of the The Tale of Igor’s Campaign]. München, Berlin, Washington DC, Verlag Otto Sagner. 406 p.

Gerasimova, A. G. (2010). Podymite mne veki, ili Transformatsiya vizual’nogo ryada u N. Zabolotskogo [Lift My Eyelids, or The Transformation of the Visual Series by N. Zabolotsky]. In Igosheva, T. V., Loshchilov, I. E. (Eds.). N. A. Zabolotskii: pro et contra. St Petersburg, Russkaya khristianskaya gumanitarnaya akademiya, pp. 661–673.

Igosheva, T. V. (2013). Ob odnom neuchtennom istochnike stikhotvoreniya N. A. Zabolotskogo “Podvodnyi gorod” [About One Unaccounted Source of N. A. Zabolotsky’s Poem Underwater City]. In Igosheva, T. V., Loshchilov, I. E. (Eds.). “Vechno svetit lish’ serdtse poeta…” Sbornik statei, posvyashchennyi 110-letiyu so dnya rozhdeniya N. A. Zabolotskogo. Moscow, Azbukovnik, pp. 82–89.

Loshchilov, I. E. (2005). “Soediniv bezumie s umom…”. O nekotorykh aspektakh poeticheskogo mira N. A. Zabolotskogo [“Combining Madness with the Mind…”. About Some Aspects of the Poetic World of N. A. Zabolotsky]. In Buks, N. (Ed.). Semiotika bezumiya. Sbornik statei. Paris, Sorbonna, Moscow, Evropa, pp. 143–171.

Loshchilov, I. E. (2020a). Poeticheskaya kniga Nikolaya Zabolotskogo “Stolbtsy” [The Columns Poetic Book of Nikolai Zabolotsky]. In Zabolotskii, N. N., Loshchilov, I. E., Kornienko, N. V. (Eds.). Stolbtsy. Moscow, Nauka, pp. 311–373.

Loshchilov, I. E. (2020b). Primechaniya [Notes]. In Zabolotskii, N. N., Loshchilov, I. E., Kornienko, N. V. (Eds.). Stolbtsy. Moscow, Nauka, pp. 420–508.

Lotman, Yu. M. (1996). N. A. Zabolotskii. “Prokhozhii” [N. A. Zabolotsky. Pedestrian]. In Lotman, Yu. M. O poetakh i poezii. St Petersburg, Iskusstvo-SPb, pp. 239–252.

RO IRLI RAN [Manuscript Division of the Institute of Russian Literature (The Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences]. Stock I. List 10. No. 144.

Rossomakhin, A. A. (2013). “Ararat” i “Stolbtsy” N. A. Zabolotskogo: oblozhki knig kak element igrovoi strategii [Ararat and Columns by N. A. Zabolotsky: Book Covers as an Element of Game Strategy]. In Igosheva, T. V., Loshchilov, I. E. (Eds.). “Vechno svetit lish’ serdtse poeta…” Sbornik statei, posvyashchennyi 110-letiyu so dnya rozhdeniya N. A. Zabolotskogo. Moscow, Azbukovnik, pp. 19–34.

Shchukin, V. G. (2009). Okno kak “zhanrovyi” lokus i poeticheskii obraz [Window as a “Genre” Locus and Poetic Image]. In Tamarchenko, N. D. (Ed.). Poetika russkoi literatury. Sbornik statei. [K 80-letiyu professora Yu. V. Manna]. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, pp. 80–101.

Zabolotsky, N. A. (1937). Yazyk Pushkina i sovetskaya poeziya. (Zametki pisatelya) [Pushkin’s Language and Soviet Poetry. (Writer’s Notes)]. In Izvestiya. No. 22 (6184). Jan. 25, p. 6.

Zabolotsky, N. A. (2020). Stolbtsy [Columns] / ed. by Zabolotskii, I. E. Loshchilov, N. V. Kornienko. Moscow, Nauka. 531 p.

Zabolotsky, N. N. (1998). Zhizn’ N. A. Zabolotskogo [The Life of N. A. Zabolotsky]. Moscow, Soglasie. 592 p.

Zhukovsky, V. A. (1999–). Polnoe sobranie sochinenii i pisem v 20 t. [Complete Works and Letters. 20 Vols.]. Moscow, Yazyki russkoi kul’tury.

Zolotareva, K. A. (2013). Cherkeshenka kak smyslovoe yadro “Stolbtsov” N. Zabolotskogo [Circassian as the Semantic Core of N. Zabolotsky’s Columns]. In Igosheva, T. V., Loshchilov, I. E. (Eds.). “Vechno svetit lish’ serdtse poeta…” Sbornik statei, posvyashchennyi 110-letiyu so dnya rozhdeniya N. A. Zabolotskogo. Moscow, Azbukovnik, pp. 61–81.

Загрузки

Опубликован

2023-04-03

Как цитировать

Anisimova, E. (2023). От власти имперской – к власти советской: интерпретация творческих исканий Николая Заболоцкого в сборнике «Арарат». Quaestio Rossica, 11(1), 341–354. https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.793

Выпуск

Раздел

Ars interpretandi