Диалогическая эстетика в русско-итальянском тексте Бориса Зайцева
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.792Ключевые слова:
Б. К. Зайцев, русско-итальянский текст, литературная эстетика, Флоренция, Россия, Италия, диалогАннотация
Рассматривается взаимосвязь образа России и образа Италии в творческом опыте Бориса Зайцева, выявляется их идеалообразующее значение, исследуются особенности литературно-эстетической концепции писателя. Утверждается, что темы России, Италии и Флоренции составляют внутреннее смысловое единство его разножанровых текстов. «Флорентийский текст» интерпретируется как локальная текстовая подсистема «итальянского текста», выступающего диалогическим элементом русско-итальянского текста (сверхтекста), создававшегося писателем на протяжении всего творчества. Город Данте, по признанию Зайцева, сформировал его эстетический опыт, духовную и интеллектуальную идентичность. Выстраивая диалог между русской литературой и творчеством Данте, Зайцев следует философско-эстетической программе русского европеизма, характерной для культуры Серебряного века. В центре внимания автора статьи – тезис о диалогической природе творческого сознания писателя. Показано, что исследование «флорентийского текста» Зайцева обеспечивает представление о смысловой обусловленности между ведущими в творчестве писателя русской и итальянской темами, которые определяют его эстетическую концепцию как диалогическую. Для реализации этой цели осуществлен анализ художественных и документальных свидетельств Зайцева о Флоренции, а также особенностей его эстетической рецепции культуры России и Италии. В фокусе статьи – разрабатываемый писателем способ литературной мнемотехники, с помощью которого Зайцев создает авторскую версию мифа о Флоренции в контексте русской и европейской литературы. Предлагаемая реконструкция исторического и идейного контекста творчества писателя дает возможность более точно понять художественную и философскую природу его произведений, адресованных России и Италии. Результатом становится определение структуры диалогических взаимодействий образно-смысловых элементов русско-итальянского нарратива Зайцева. Образный параллелизм и смысловая связность русской и итальянской тем, образующих в творчестве писателя диалогическую целостность русско-итальянского текста, являются ключевым аспектом понимания его художественной концепции.
Библиографические ссылки
Berdyaev, N. A. (1915). Chuvstvo Italii [The Sense of Italy]. In Birzhevye vedomosti. July 2. No. 14 039, p. 2.
Chulkov, G. I. (1930). Gody stranstvii. Iz knigi vospominanii [Years of Wandering. From the Book of Memoirs]. Moscow, Federatsiya. 397 p.
Deotto, P. (1998). Materialy dlya izucheniya ital’yanskogo teksta v russkoi kul’ture [Materials for the Study of the Italian Text in Russian Culture]. In Slavica Tergestina. No. 6, pp. 197–226.
Deotto, P. (2004). “Obrazy Italii” Muratova: postizhenie svoego v Chuzhom [Muratov’s Images of Italy: Comprehending One’s Own in Another]. In Majmieskutow, A. (Ed.). Literackie jako dzielo literackie. Bydgoszcz, Wydawnictwo Akademii Bydgoskiej, pp. 455–460.
Dragunova, Yu. A. (2011). Mifologema Rossii v tvorchestve B. K. Zaitseva [The Mythologeme of Russia in the Works of B. K. Zaitsev]. In Tvorchestvo B. K. Zaitseva i mirovaya kul’tura. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 130-letiyu so dnya rozhdeniya pisatelya. 27–29 aprelya 2011 goda. Oryol, Orlovskii gosudarstvennyi universitet, pp. 60–64.
Dudina, E. F. (2007). Tvorchestvo B. K. Zaitseva 1901–1921 godov: svoeobrazie khudozhestvennogo metoda [B. K. Zaitsev’s Creative Work of 1901–1921: The Originality of the Artistic Method]. Dis. … kand. filol. nauk. Oryol, S. n. 230 p.
Fedyakin, S. (2020). Liki Florentsii v Ital’yanskikh stikhakh Aleksandra Bloka [The Faces of Florence in Alexander Blok’s Italian Poems]. In Quaestio Rossica. Vol. 8. No. 3, pp. 861–870. DOI 10.15826/qr.2020.3.500.
Gardzonio, S. (2006). Ob ital’yanskikh stikhakh Gumileva, Gorodetskogo i Pasternaka: (freski pizanskogo Kamposanto) [About the Italian Poems of Gumilyov, Gorodetsky, and Pasternak: (Frescoes of the Camposanto of Pisa)]. In Gardzonio, S. Stat’i po russkoi poezii i kul’ture XX veka. Moscow, Vodolei Publ., pp. 37–42.
Genieva, E., Barenboim, P. (Eds.). (2003). Khozhdeniya vo Florentsiyu. Florentsiya i florentiitsy v russkoi kul’ture. Iz veka XIX v vek XXI [Going to Florence. Florence and the Florentines in Russian Culture. From the 19th Century to the 21st Century]. Moscow, Rudomino. 655 p.
Grebneva, M. P. (2009). Kontseptosfera florentiiskogo mifa v russkoi slovesnosti [The Conceptosphere of the Florentine Myth in Russian Literature]. Tomsk, Izdatel’stvo Tomskogo universiteta. 182 p.
Kara-Murza, A. A. (2009). “Prostranstvo kul’tury” versus “prostranstvo vlasti”. (Istoriosofskie razmyshleniya Borisa Konstantinovicha Zaitseva) [“The Space of Culture” versus “The Space of Power” (Historiosophical Reflections of Boris Konstantinovich Zaitsev)]. In Kara-Murza, A. A. Intellektual’nye portrety. Ocherki o russkihx myslitelyakh XIX–XX vv. Moscow, Institut filosofii RAN. Iss. 2, pp. 40–62.
Kara-Murza, A. A. (2016). Znamenitye russkie o Florentsii [Famous Russians about Florence]. Moscow, Izdatel’stvo Ol’gi Morozovoi. 639 p.
Komolova, N. P. (1998). Italiya v sud’be i tvorchestve B. Zaitseva [Italy in B. Zaitsev’s Fate and Work]. Moscow, Institut vseobshchei istorii RAN. 86 p.
Komolova, N. P. (2005). Italiya v russkoi kul’ture Serebryanogo veka. Vremena i sud’by [Italy in the Russian Culture of the Silver Age. Times and Destinies]. Moscow, Nauka. 470 p.
Konstantinova, S. L. (2005). “Ital’yanskii tekst” russkoi literatury XIX–XX vv. [The “Italian Text” of Russian Literature of the 19th–20th Centuries]. Pskov, Pskovskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 159 p.
Lo Gatto, E. (1976). I miei incontri con la Russia. Milano, Mursia. 239 p.
Lotman, Yu. M. (2004). Semiosfera [Semiosphere]. St Petersburg, Iskusstvo-SPb. 704 p.
Mednis, N. E. (2003). Sverkhteksty v russkoi literature [Metatexts in Russian Literature]. Novosibirsk, Novosibirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 170 p.
Osorgin, M. A. (1923). Etyudy o pisatelyakh. B. K. Zaitsev [Etudes about Writers. B. K. Zaitsev]. In Novaya russkaya kniga. No. 3–4, pp. 8–9.
Panova, L. G. (2019). Ital’yanyas’, ruseya: Dante i Petrarka v literaturnom diskurse Serebryanogo veka ot simvolistov do Mandel’shtama [Turning into Italians, Turning into Russians: Dante and Petrarch in the Literary Discourse of the Silver Age from the Symbolists to Mandelstam]. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet. 679 p.
Perepiska B. K. Zaitseva s Ol’goi Sin’orelli (1923–1965) [B. K. Zaitsev’s Correspondence with Olga Signorelli (1923–1965)]. (2012). In Garetto, E., d’Amelia, A., Kumpan, K., Rizzi, D. (Eds.). Russko-ital’yanskii arkhiv IX. Ol’ga Resnevich-Sin’orelli i russkaya emigratsiya. Perepiska. Salerno, S. n., pp. 231–250.
Romanovich, A. (1999). Italiya v zhizni i tvorchestve B. K. Zaitseva [Italy in B. K. Zaitsev’s Life and Creative Work]. In Russkaya literatura. No. 4, pp. 54–67.
Rylova, A. E. (2014). “Kuda vedut vse puti…”. Italiya v tvorchestve Borisa Zaitseva [“Where All Paths Lead…” Italy in Boris Zaitsev’s Creative Work]. Ivanovo, Shuya, Izdanie Episheva O. V., Izdatel’stvo Shuiskogo filiala Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. 320 p.
Sebezhko, E. S. (2011). “Umnozhayushchiesya” otrazheniya: Zaitsev, Muratov, Bekford [“Multiplying” Reflections: Zaitsev, Muratov, Beckford]. In Tvorchestvo B. K. Zaitseva i mirovaya kul’tura. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 130-letiyu so dnya rozhdeniya pisatelya. 27–29 aprelya 2011 goda. Oryol, Orlovskii gosudarstvennyi universitet, pp. 26–30.
Shilyaeva, A. B. (1971). Zaitsev i ego belletrizovannye biografii [Zaitsev and His Fictionalised Biographies]. N. Y., Volga. 175 p.
Stepanova, T. M. (2004). Khudozhestvennyi mir publitsistiki russkogo zarubezh’ya. Boris Zaitsev [The Artistic World of the Journalism of the Russian Abroad. Boris Zaitsev]. Moscow, Izdatel’stvo Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 327 p.
Stepun, F. A. (2017). Borisu K. Zaitsevu – k ego vos’midesyatiletiyu [Boris K. Zaitsev – for His Eightieth Birthday]. In Stepun, F. A. Bol’shevizm i khristianskaya ekzistentsiya / ed. by V. K. Kantor. Moscow, St Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ. 895 p.
Voropaeva, E. V. (1993). Zhizn’ i tvorchestvo Borisa Zaitseva [The Life and Work of Boris Zaitsev]. In Zaitsev, B. K. Sochineniya v 3 t. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, Terra. Vol. 1, pp. 5–47.
Yarkova, A. V. (2002). Zhanrovoe svoeobrazie tvorchestva B. K. Zaitseva 1922–1972 godov. Literaturno-kriticheskie i khudozhestvenno-dokumental’nye zhanry [Genre Originality of B. K. Zaitsev’s Creative Work of 1922–1972. Literary-Critical and Artistic-Documentary Genres]. St Petersburg, Leningradskii gosudarstvennyi universitet imeni A. S. Pushkina. 211 p.
Zaitsev, B. K. (1922). Dante i ego poema [Dante and His Poem]. Moscow, Vega. 32 p.
Zaitsev, B. K. (1957). O sebe [About Myself]. In Vozrozhdenie. Paris, No. 70.
Zaitsev, B. K. (1999–2001). Sobranie sochinenii v 11 t. [Collected Works. 11 Vols.]. Moscow, Russkaya kniga.