Диалогическая эстетика в русско-итальянском тексте Бориса Зайцева

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.792

Ключевые слова:

Б. К. Зайцев, русско-итальянский текст, литературная эстетика, Флоренция, Россия, Италия, диалог

Аннотация

Рассматривается взаимосвязь образа России и образа Италии в творческом опыте Бориса Зайцева, выявляется их идеалообразующее значение, исследуются особенности литературно-эстетической концепции писателя. Утверждается, что темы России, Италии и Флоренции составляют внутреннее смысловое единство его разножанровых текстов. «Флорентийский текст» интерпретируется как локальная текстовая подсистема «итальянского текста», выступающего диалогическим элементом русско-итальянского текста (сверхтекста), создававшегося писателем на протяжении всего творчества. Город Данте, по признанию Зайцева, сформировал его эстетический опыт, духовную и интеллектуальную идентичность. Выстраивая диалог между русской литературой и творчеством Данте, Зайцев следует философско-эстетической программе русского европеизма, характерной для культуры Серебряного века. В центре внимания автора статьи – тезис о диалогической природе творческого сознания писателя. Показано, что исследование «флорентийского текста» Зайцева обеспечивает представление о смысловой обусловленности между ведущими в творчестве писателя русской и итальянской темами, которые определяют его эстетическую концепцию как диалогическую. Для реализации этой цели осуществлен анализ художественных и документальных свидетельств Зайцева о Флоренции, а также особенностей его эстетической рецепции культуры России и Италии. В фокусе статьи – разрабатываемый писателем способ литературной мнемотехники, с помощью которого Зайцев создает авторскую версию мифа о Флоренции в контексте русской и европейской литературы. Предлагаемая реконструкция исторического и идейного контекста творчества писателя дает возможность более точно понять художественную и философскую природу его произведений, адресованных России и Италии. Результатом становится определение структуры диалогических взаимодействий образно-смысловых элементов русско-итальянского нарратива Зайцева. Образный параллелизм и смысловая связность русской и итальянской тем, образующих в творчестве писателя диалогическую целостность русско-итальянского текста, являются ключевым аспектом понимания его художественной концепции.

Биография автора

Olga Zhukova

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20.

ORCID 0000-0002-0152-926X

logoscultura@yandex.ru

Библиографические ссылки

Berdyaev, N. A. (1915). Chuvstvo Italii [The Sense of Italy]. In Birzhevye vedomosti. July 2. No. 14 039, p. 2.

Chulkov, G. I. (1930). Gody stranstvii. Iz knigi vospominanii [Years of Wandering. From the Book of Memoirs]. Moscow, Federatsiya. 397 p.

Deotto, P. (1998). Materialy dlya izucheniya ital’yanskogo teksta v russkoi kul’ture [Materials for the Study of the Italian Text in Russian Culture]. In Slavica Tergestina. No. 6, pp. 197–226.

Deotto, P. (2004). “Obrazy Italii” Muratova: postizhenie svoego v Chuzhom [Muratov’s Images of Italy: Comprehending One’s Own in Another]. In Majmieskutow, A. (Ed.). Literackie jako dzielo literackie. Bydgoszcz, Wydawnictwo Akademii Bydgoskiej, pp. 455–460.

Dragunova, Yu. A. (2011). Mifologema Rossii v tvorchestve B. K. Zaitseva [The Mythologeme of Russia in the Works of B. K. Zaitsev]. In Tvorchestvo B. K. Zaitseva i mirovaya kul’tura. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 130-letiyu so dnya rozhdeniya pisatelya. 27–29 aprelya 2011 goda. Oryol, Orlovskii gosudarstvennyi universitet, pp. 60–64.

Dudina, E. F. (2007). Tvorchestvo B. K. Zaitseva 1901–1921 godov: svoeobrazie khudozhestvennogo metoda [B. K. Zaitsev’s Creative Work of 1901–1921: The Originality of the Artistic Method]. Dis. … kand. filol. nauk. Oryol, S. n. 230 p.

Fedyakin, S. (2020). Liki Florentsii v Ital’yanskikh stikhakh Aleksandra Bloka [The Faces of Florence in Alexander Blok’s Italian Poems]. In Quaestio Rossica. Vol. 8. No. 3, pp. 861–870. DOI 10.15826/qr.2020.3.500.

Gardzonio, S. (2006). Ob ital’yanskikh stikhakh Gumileva, Gorodetskogo i Pasternaka: (freski pizanskogo Kamposanto) [About the Italian Poems of Gumilyov, Gorodetsky, and Pasternak: (Frescoes of the Camposanto of Pisa)]. In Gardzonio, S. Stat’i po russkoi poezii i kul’ture XX veka. Moscow, Vodolei Publ., pp. 37–42.

Genieva, E., Barenboim, P. (Eds.). (2003). Khozhdeniya vo Florentsiyu. Florentsiya i florentiitsy v russkoi kul’ture. Iz veka XIX v vek XXI [Going to Florence. Florence and the Florentines in Russian Culture. From the 19th Century to the 21st Century]. Moscow, Rudomino. 655 p.

Grebneva, M. P. (2009). Kontseptosfera florentiiskogo mifa v russkoi slovesnosti [The Conceptosphere of the Florentine Myth in Russian Literature]. Tomsk, Izdatel’stvo Tomskogo universiteta. 182 p.

Kara-Murza, A. A. (2009). “Prostranstvo kul’tury” versus “prostranstvo vlasti”. (Istoriosofskie razmyshleniya Borisa Konstantinovicha Zaitseva) [“The Space of Culture” versus “The Space of Power” (Historiosophical Reflections of Boris Konstantinovich Zaitsev)]. In Kara-Murza, A. A. Intellektual’nye portrety. Ocherki o russkihx myslitelyakh XIX–XX vv. Moscow, Institut filosofii RAN. Iss. 2, pp. 40–62.

Kara-Murza, A. A. (2016). Znamenitye russkie o Florentsii [Famous Russians about Florence]. Moscow, Izdatel’stvo Ol’gi Morozovoi. 639 p.

Komolova, N. P. (1998). Italiya v sud’be i tvorchestve B. Zaitseva [Italy in B. Zaitsev’s Fate and Work]. Moscow, Institut vseobshchei istorii RAN. 86 p.

Komolova, N. P. (2005). Italiya v russkoi kul’ture Serebryanogo veka. Vremena i sud’by [Italy in the Russian Culture of the Silver Age. Times and Destinies]. Moscow, Nauka. 470 p.

Konstantinova, S. L. (2005). “Ital’yanskii tekst” russkoi literatury XIX–XX vv. [The “Italian Text” of Russian Literature of the 19th–20th Centuries]. Pskov, Pskovskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 159 p.

Lo Gatto, E. (1976). I miei incontri con la Russia. Milano, Mursia. 239 p.

Lotman, Yu. M. (2004). Semiosfera [Semiosphere]. St Petersburg, Iskusstvo-SPb. 704 p.

Mednis, N. E. (2003). Sverkhteksty v russkoi literature [Metatexts in Russian Literature]. Novosibirsk, Novosibirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 170 p.

Osorgin, M. A. (1923). Etyudy o pisatelyakh. B. K. Zaitsev [Etudes about Writers. B. K. Zaitsev]. In Novaya russkaya kniga. No. 3–4, pp. 8–9.

Panova, L. G. (2019). Ital’yanyas’, ruseya: Dante i Petrarka v literaturnom diskurse Serebryanogo veka ot simvolistov do Mandel’shtama [Turning into Italians, Turning into Russians: Dante and Petrarch in the Literary Discourse of the Silver Age from the Symbolists to Mandelstam]. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet. 679 p.

Perepiska B. K. Zaitseva s Ol’goi Sin’orelli (1923–1965) [B. K. Zaitsev’s Correspondence with Olga Signorelli (1923–1965)]. (2012). In Garetto, E., d’Amelia, A., Kumpan, K., Rizzi, D. (Eds.). Russko-ital’yanskii arkhiv IX. Ol’ga Resnevich-Sin’orelli i russkaya emigratsiya. Perepiska. Salerno, S. n., pp. 231–250.

Romanovich, A. (1999). Italiya v zhizni i tvorchestve B. K. Zaitseva [Italy in B. K. Zaitsev’s Life and Creative Work]. In Russkaya literatura. No. 4, pp. 54–67.

Rylova, A. E. (2014). “Kuda vedut vse puti…”. Italiya v tvorchestve Borisa Zaitseva [“Where All Paths Lead…” Italy in Boris Zaitsev’s Creative Work]. Ivanovo, Shuya, Izdanie Episheva O. V., Izdatel’stvo Shuiskogo filiala Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. 320 p.

Sebezhko, E. S. (2011). “Umnozhayushchiesya” otrazheniya: Zaitsev, Muratov, Bekford [“Multiplying” Reflections: Zaitsev, Muratov, Beckford]. In Tvorchestvo B. K. Zaitseva i mirovaya kul’tura. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 130-letiyu so dnya rozhdeniya pisatelya. 27–29 aprelya 2011 goda. Oryol, Orlovskii gosudarstvennyi universitet, pp. 26–30.

Shilyaeva, A. B. (1971). Zaitsev i ego belletrizovannye biografii [Zaitsev and His Fictionalised Biographies]. N. Y., Volga. 175 p.

Stepanova, T. M. (2004). Khudozhestvennyi mir publitsistiki russkogo zarubezh’ya. Boris Zaitsev [The Artistic World of the Journalism of the Russian Abroad. Boris Zaitsev]. Moscow, Izdatel’stvo Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 327 p.

Stepun, F. A. (2017). Borisu K. Zaitsevu – k ego vos’midesyatiletiyu [Boris K. Zaitsev – for His Eightieth Birthday]. In Stepun, F. A. Bol’shevizm i khristianskaya ekzistentsiya / ed. by V. K. Kantor. Moscow, St Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ. 895 p.

Voropaeva, E. V. (1993). Zhizn’ i tvorchestvo Borisa Zaitseva [The Life and Work of Boris Zaitsev]. In Zaitsev, B. K. Sochineniya v 3 t. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, Terra. Vol. 1, pp. 5–47.

Yarkova, A. V. (2002). Zhanrovoe svoeobrazie tvorchestva B. K. Zaitseva 1922–1972 godov. Literaturno-kriticheskie i khudozhestvenno-dokumental’nye zhanry [Genre Originality of B. K. Zaitsev’s Creative Work of 1922–1972. Literary-Critical and Artistic-Documentary Genres]. St Petersburg, Leningradskii gosudarstvennyi universitet imeni A. S. Pushkina. 211 p.

Zaitsev, B. K. (1922). Dante i ego poema [Dante and His Poem]. Moscow, Vega. 32 p.

Zaitsev, B. K. (1957). O sebe [About Myself]. In Vozrozhdenie. Paris, No. 70.

Zaitsev, B. K. (1999–2001). Sobranie sochinenii v 11 t. [Collected Works. 11 Vols.]. Moscow, Russkaya kniga.

Загрузки

Опубликован

2023-04-03

Как цитировать

Zhukova, O. (2023). Диалогическая эстетика в русско-итальянском тексте Бориса Зайцева. Quaestio Rossica, 11(1), 325–338. https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.792

Выпуск

Раздел

Disputatio