Система ценностей современного студенчества: от семейного благополучия до самореализации

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.789

Ключевые слова:

ценностные предпочтения, анкетирование, студенческая молодежь, благополучие, семья, самореализация

Аннотация

Социальные изменения новейшего времени оказывают влияние на ценностные предпочтения молодых людей. В статье представлены результаты комплексного лингвокогнитивного и социопсихологического экспериментального исследования, проведенного коллективом лингвистов Уральского федерального университета, целью которого является определение ценностных координат студенческой молодежи. На первом этапе на основе оригинальной процедуры выявления ключевых концептов русского менталитета был сконструирован список из 59 общенациональных базовых ценностей, который был предъявлен 633 студентам-первокурсникам Уральского федерального университета. В результате содержательной интерпретации материала установлено, что поколение молодых людей, родившихся в постсоветской России, становится носителем новых ценностей. Отсутствие интереса к политическим институтам, формирование Я-менталитета и микросолидарности в рамках узкого круга семьи и близких людей – эти ценностные предпочтения очертили ядро из восьми базовых концептов, имеющих абстрактный характер, которое потребовало своей конкретизации. На следующем этапе исследования анкета, включающая развернутую смысловую структуру ядерных концептов, была предъявлена студентам-первокурсникам (650 респондентов) с целью определения ядерных и периферийных концептуальных смыслов в языковом сознании студенческой молодежи. Кластерный анализ материала показал, что верхнюю ступень дендрограммы занимает концепт благополучие близких людей. В работе показана динамика в осмыслении аксиологемы благополучие. По данным исторических и церковнославянских лексикографических источников, языковая единица благополучие уже с XI в. имплицитно совмещает в себе ценности материального, физического и идеального, духовного, что подтверждают словари ХХ в. Студенты эксплицируют свой выбор в пользу духовной стороны благополучия. Показано, что на верхних ступенях дендрограммы в комплексе представлены четыре базовых ценности: концепты семья, самореализация, вера и счастье. Подтвердился статус ценностного смысла самореализация для молодых людей студенческого уровня, который напрямую связан с семьей и ее благополучием. Из набора когнитивных признаков концепта вера студенты предпочли ценностный смысл уверенность в своих силах, что позволяет сделать вывод, что они склонны чувствовать веру в собственные способности и возможности, обладают позитивной самооценкой, испытывают доверие к себе. Ценности, включающие материальное благополучие, находятся на периферии языкового сознания молодежи, что не укладывается в общепринятую картину наблюдаемого прагматического отношения молодежи к современной действительности. Высказано предположение, что сложившаяся картина иерархии ценностных признаков носит декларативный характер: молодые люди, недавно окончившие школу, имеют твердые представления о необходимых нормах социального поведения, сложившихся в российском обществе, поэтому ставят духовные ценности выше материальных.

Биографии авторов

Irina Vepreva

доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-2230-1985

irina_vepreva@mail.ru

Tatiana Itskovich

доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-5841-2943

tatiana.itckovich@urfu.ru

Olga Mikhailova

доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-2386-7411

oamih@yandex.ru

Библиографические ссылки

Baudrillard, J. (2015). Simulyakry i simulyatsii [Simulacra and Simulations]. Moscow, Postum. 240 p.

BSTRYa – Kuznetsov, S. A. (Ed.). (1998). Bol’shoi tolkovyi slovar’ russkogo yazyka [Big Explanatory Dictionary of the Russian Language]. St Petersburg, Norint. 1535 p.

Dahl, V. (1994). Tolkovyi slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka v 4 t. [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language. 4 Vols.]. Moscow, TERRA-Knizhnyi klub. Vol. 1. A–Z. 1092 p.

Erikson, E. H. (1976). The Concept of Identity in Race Relations: Notes and Queries. In Dashefsky, A. Ethnic Identity in Society. Chicago, Rand McNall, pp. 59–72.

Kluckhohn, С. (1962). Culture and Behaviour. Collected Essays. N. Y., Free Press of Glencoe. 402 р.

Leont’ev, D. A. (2000). Tsennost’ [Value]. In Chelovek. Filosofsko-entsiklopedicheskii slovar’. Moscow, Nauka. 516 p.

MAS – Evgen’eva, A. P. (Ed.). (1988). Slovar’ russkogo yazyka v 4 t. [Russian Dictionary. 4 Vols.]. Moscow, Russkii yazyk. Vol. 1. A–I. 698 p.

Ovsyannikov, A. A. (2015). Novoe pokolenie. Dolgaya doroga v poiskakh novykh idealov i smyslov zhizni [The New Generation. A Long Walk in Search of New Ideals and Meanings in Life]. In Konferentsium ASOU. Sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskoi konferentsii. No. 2, pp. 572–590.

Petrov, A. V. (2008). Peresechenie ponyatii “dobro” i “zlo” v etike i prave [The Intersection of “Good” and “Evil” in Ethics and Law]. In Nauka, obshchestvo, chelovek. Vestnik Ural’skogo otdeleniya RAN. No. 3, pp. 28–31.

Postmes, T., Lee, A. T., Novak, R. J. (2005). Individuality and Social Influence in Groups: Inductive and Deductive Routes to Group Identity. In J. of Personality and Social Psychology. Vol. 89 (5), pp. 747–763. DOI 10.1037/0022-3514.89.5.747.

Rokeach, M. (1973). The Nature of Human Values. N. Y., Free Press. 438 р.

Shanskii, N. M., Bobrova, T. A. (1994). Etimologicheskii slovar’ russkogo yazyka [Etymological Dictionary of the Russian Language]. Moscow, Prozerpina, Shkola. 400 p.

Shchyutts, A. (2003). Smyslovaya struktura povsednevnogo mira. Ocherki po fenomenologicheskoi sotsiologii [The Meaningful Structure of the Everyday World. Essays in Phenomenological Sociology]. Moscow, Institut Fonda “Obshchestvennoe mnenie”. 336 p.

Tatarkevich, V. (1981). O schast’e i sovershenstve cheloveka [On Human Happiness and Perfection]. Moscow, Progress. 368 p.

Tikhon Zadonskii, prelate. (N. d.). Slovo na novyi (1765) god [A Word for the New (1765) Year]. In Bibliotechka pravoslavnoi literatury [website]. URL: https://ccel.org/contrib/ru/Tikhon1/Tikh109.html (accessed: 10.11.2022).

Vepreva, I. T., Itskovich, M. M., Kupina, N. A., Shalina, I. V. (2016). Tsennostnye predpochteniya sovremennoi studencheskoi molodezhi v lingvokognitivnom i sotsiopsikhologicheskom osveshchenii [Value Preferences of Modern Student Youth in Linguistic-Cognitive and Socio-Psychological Light]. In Voprosy kognitivnoi lingvistiki. No. 2, pp. 62–73. DOI 10.20916/1812-3228-2016-2-62-73.

Vorkachev, S. G. (2001). Kontsept schast’ya: ponyatiinyi i obraznyi komponenty [The Concept of Happiness: Conceptual and Figurative Components]. In Izvestiya Akademii nauk. Seriya literatury i yazyka. Vol. 60. No. 6, pp. 47–58.

Загрузки

Опубликован

2023-04-03

Как цитировать

Vepreva, I., Itskovich, T., & Mikhailova, O. (2023). Система ценностей современного студенчества: от семейного благополучия до самореализации. Quaestio Rossica, 11(1), 277–288. https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.789

Выпуск

Раздел

Problema voluminis