Как не застрять в «Арт-Овраге »: туризмофобия и современные стратегии преодоления

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.783

Ключевые слова:

индустриальная идентичность, локальные сообщества, моногород, посттуризм, туризмофобия, креативизация, промышленный туризм

Аннотация

На стадии посттуризма меняется отношение к путешествиям, которые воспринимаются как способ получить уникальный опыт и ассоциируются со своего рода игрой. Вместе с этим дестинации также начинают восприниматься иначе – как нечто смоделированное в соответствии с ожиданиями туриста и его субъективными представлениями о локальной культуре, что неизбежно приводит к конфликтам с местным населением, не желающим подстраиваться под запросы «чужаков». Протест против эксплуатации локальной идентичности и чрезмерного турпотока привел к появлению туризмофобии, обретающей самые разные формы: от отражения в различных языках отрицательного отношения к туристам до создания антитуристских общественных организаций. Преодоление страха перед приезжими, способными изменить привычный уклад жизни и навязать новую идентичность, становится одним из важнейших элементов для успешного развития туризма в дестинации. В связи с этим особый интерес вызывают кейсы городов, набирающих популярность у «нишевых» туристов. В статье рассматриваются примеры Магнитогорска и Выксы, двух металлургических моногородов – лидеров в сфере российского промышленного туризма. Показано, что наличие исторически сложившегося образа, известного за пределами города, позволяет снизить риск появления туризмофобии, тогда как в результате отсутствия явной саморепрезентации возникают неаутентичные аттракторы (например, «Арт-овраг» / «Выкса-фестиваль»), привлекательные для туристов, но отторгаемые локальным сообществом, что становится преградой для гармоничного развития сферы туризма и гостеприимства в конкретной локации. Выстраивание коммуникации с местными жителями, позволяющей продемонстрировать позитивные стороны неминуемой трансформации, поиск компромиссов и формирование индустриальной гордости оказываются ключевыми для нивелирования негативных последствий туризма и успешной реализации креативных проектов в промышленных моногородах.

Биография автора

Ekaterina Bugrova

старший преподаватель, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0001-9304-1327

ekaterina.bugrova@urfu.ru

Библиографические ссылки

(2094) Magnitka. (N. d.). In IAU Minor Planet Center [website]. URL: http://www.minorplanetcenter.net/db_search/show_object?object_id=2094 (accessed: 09.08.2022).

Art-rezidentsiya “Vyksa” [Vyksa Art Residence]. In OMK-Uchastie [website]. URL: https://omk-uchastie.ru/projects/kultura-i-iskusstvo/vyksa-air/ (accessed: 09.08.2022).

Bugrov, K. D., Kiselev, M. A., Mashtakova, L. V. (2022). Stanovlenie opornogo kraya. Industrial’nyi Ural v mobilizatsionnoi kul’ture 1930–1940-kh gg. [The Formation of the Supporting Edge. Industrial Urals in the Mobilisation Culture of the 1930s–1940s]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. 304 p.

Calienno, V. (2022). L’altra faccia del turismo: lo spopolamento di Venezia. In The Bottom Up [website]. July 19. URL: https://thebottomup.it/2022/07/19/altra-faccia-delturismo-lo-spopolamento-di-venezia/ (accessed: 05.08.2022).

¿De dónde viene la palabra gabacho? (N. d.). In Academia de francés Olafrance [website]. URL: https://academiaolafrance.com/2017/03/14/de-donde-viene-la-palabra-gabacho/ (accessed: 13.08.2022).

Dickson, P. (2006). Slang! The Topical Dictionary of Americanisms. L., Walker Books. 432 p.

Drankina, E. (2018). Art-sub’’ekt federatsii [Art Subject of the Federation]. In Kommersant’’ [website]. Sept. 1. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3726642 (accessed: 09.08.2022).

Featherstone, M. (1995). Undergoing Culture. Globalization, Postmodernism and Identity. L., Sage Publ. 178 p.

Feifer, M. (1985). Going Places. The Ways of the Tourist from Imperial Rome to the Present Day. L., MacMillan London Limited. 288 p.

Festival’ “Art-Ovrag” i ego Vyksa: malen’kie istorii o lyubvi mezhdu raznymi [The Art-Ovrag Festival and Its Vyksa: Little Stories about Love between the Different]. (2018). In Nizhegorodskaya pravda [website]. June 10. URL: https://pravda-nn.ru/blogers/festivalart-ovrag-i-ego-vyksa-malenkie-istorii-o-lyubvi-mezhdu-raznymi/ (accessed: 09.08.2022).

Glumskov, D. (2021). Vse – v gosti [Let Everyone Come Visit]. In Ekspert [website]. June 21. URL: https://expert.ru/expert/2021/26/vse-v-gosti/ (accessed: 09.08.2022). Guiri. (N. d.). In Urban Dictionary [website]. URL: https://www.urbandictionary.com/define.php?term=guiri (accessed: 20.08.2022).

Hennig, C. (1999). Reiselust: Touristen, Tourismus und Urlaubskultur. Frankfurt am Main, Suhrkamp. 227 S.

International Tourism Hits One Billion. (2012). In UNWTO [website]. December 12. URL: https://www.unwto.org/archive/global/press-release/2012-12-12/internationaltourism-hits-one-billion (accessed: 05.08.2022).

Introduction: Overtourism: An Evolving Phenomenon. (2019). In Milano, C., Cheer, J. M., Novelli, M. (Eds.). Overtourism: Excesses, Discontents and Measures in Travel and Tourism. Wallingford, CABI, pp. 1–17.

Jansson, A. (2018). Rethinking Post-Tourism in the Age of Social Media. In Annals of Tourism Research. No. 69, pp. 101–110. DOI 10.1016/j.annals.2018.01.005.

Khaneneva, V. (2021). Venetsiya ne voshla v spisok ob”ektov YuNESKO, nakhodyashchikhsya pod ugrozoi [Venice Is Not Included in the List of UNESCO Sites under Threat]. In Gazeta.Ru [website]. July 22. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2021/07/22/n_16282508.shtml?updated (accessed: 09.08.2022).

Khidir, S. (2019). Made in China: Zero-Dollar Tourist. In The ASEAN Post [website]. July 22. URL: https://theaseanpost.com/article/made-china-zero-dollar-tourists (accessed: 09.08.2022).

Kontseptsiya tsentra promyshlennogo progressa “Shukhov park” [The Concept of the Shukhov Park Centre of Industrial Progress]. (N. d.). In Wowhaus [website]. URL: https://wowhaus.ru/urbanistics/shuxov-park.html (accessed: 09.08.2022).

Maletin, S. (2014). Turizm spetsial’nykh interesov: kontseptual’nye podkhody issledovaniya [Special Interest Tourism: Conceptual Research Approaches]. In Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i upravleniya. No. 4, pp. 218–225.

Medina, M. (2022). « Veneciafrenia »: Álex de la Iglesia lleva la turismofobia a su extremo más gore. In El Confidencial [website]. Apr. 21. URL: https://www.elconfidencial.com/cultura/cine/2022-04-22/veneciafrenia-alex-iglesia-terror_3410156/ (accessed: 05.08.2022).

Morales, N. J. (2022). Global Tourism to Recover from Pandemic by 2023, Post 10-year Growth Spurt. In Reuters [website]. Apr. 21. URL: https://www.reuters.com/world/the-great-reboot/global-tourism-recover-pandemic-by-2023-post-10-year-growthspurt-2022-04-21/ (accessed: 05.08.2022).

Moshnyaga, E. V. (2014). Razvitie turizma v epokhu postmodernizma [The Development of Tourism in the Era of Postmodernism]. In Vestnik Rossiiskoi mezhdunarodnoi akademii turizma. No. 2, pp. 15–20.

Nalçacı İkiz, A. (2019). Postmodern Tourism and Post-Tourist Behaviors. In Yazicioğlu, Ġ., Yayla, Ö., Solunoğlu, A. (Eds.). Current Issues in Tourism and Hospitality Management. Klaipeda, SRA Academic Publ., pp. 57–68.

O festivale [About Festival]. (N. d.). In Vyksa-festival’ [website]. URL: https://www.vyksafest.com/about (accessed: 09.08.2022).

Po domam [To Homes]. (N. d.). In Vyksa-festival’ [website]. URL: https://www.vyksafest.com/events/po-domam (accessed: 09.08.2022).

Raspopova, O. (2021). Svyklis’: kak proshel festival’ “Vyksa|Art-Ovrag” i chto zhdat’ ot sleduyushchego [We Have Got Used to It: What Was the Vyksa Art-Ovrag Festival Like and What to Expect from the Next One]. In RIA Novosti [website]. Aug. 31. URL: https://ria.ru/amp/20210831/vyksa-1747871957.html (accessed: 09.08.2022).

Sathe, N. A. (N. d.). Authenticity and the Critique of the Tourism Industry in Postwar Austrian Literature. In OhioLINK Electronic Theses and Dissertations Center [website]. URL: http://rave.ohiolink.edu/etdc/view?acc_num=osu1054693119 (accessed: 05.08.2022).

Séraphin, H., Christodoulidi, F., Gladkikh, T. (2020). Case Study 2: Broadly Engaging with Interaction Between Visitors and Locals – Towards Understanding Tourismphobia and Anti-tourism Movements. In Overtourism: Causes, Implications and Solutions. L., Palgrave McMillan, pp. 207–227.

Sovremennoe iskusstvo – ne ponimaem ili ne khotim ponimat’? [Contemporary Art –Do We Not Understand or Do Not Want to Understand?]. (N. d.). In Virtual’naya Vyksa [website]. URL: http://wyksa.ru/2017/05/22/sovremennoe-iskusstvo-ne-ponimaem-ili-nexotim-ponimat.html (accessed: 09.08.2022).

Spisok chlenov UAT [List of UAT Members]. (N. d.). In Ural’skaya assotsiatsiya turizma [website]. URL: https://uat1996.ru/ob-uat/people/ (accessed: 09.08.2022).

Stal’noi marshrut [Steel Route] [website]. URL: https://mmk-tour.ru/ (accessed: 09.08.2022).

Tolstov, V. A. (N. d.). Pervyi. Istoriya sozdaniya unikal’nogo metallurgicheskogo zavoda v novoi Rossii [The First. The History of the Creation of a Unique Metallurgical Plant in New Russia]. In ОМК [website]. URL: https://lpkbook.omk.ru/ (accessed: 09.08.2022).

Tur’e [Tourists]. (N. d.). In Akademik [website]. URL: https://gallicismes.academic.ru/38835/турьё (accessed: 09.08.2022).

Urry, J. (1990). The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. L., Sage Publ. 176 p.

Visentin, F., Bertocchi, D. (2019). Venice: An Analysis of Tourism Excesses in an Overtourism Icon. In Milano, C., Cheer, J. M., Novelli, M. (Eds.). Overtourism: Excesses, Discontents and Measures in Travel and Tourism. Wallingford, CABI, pp. 18–38.

Vlasova, O. (N. d.). “Priekhali ekspaty i pytayutsya nas chemu-to nauchit’”: mozhet li sovremennoe iskusstvo izmenit’ rossiiskii monogorod [“Expats Have Arrived and Are Trying to Teach Us Something”: Can Contemporary Art Change the Russian Monotown]. In Theory & Practice [website]. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/16117-priekhaliekspaty-i-pytayutsya-nas-chemu-to-nauchit-mozhet-li-sovremennoe-iskusstvo-izmenitrossiyskiy-monogorod (accessed: 09.08.2022).

Загрузки

Опубликован

2023-04-03

Как цитировать

Bugrova, E. (2023). Как не застрять в «Арт-Овраге »: туризмофобия и современные стратегии преодоления. Quaestio Rossica, 11(1), 188–202. https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.783

Выпуск

Раздел

Problema voluminis