Поэтический фестиваль InВерсия: креативность коммуникации и опыт коллективного авторства

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.782

Ключевые слова:

современная русская поэзия, региональная поэзия, поэтический фестиваль, медиапоэзия, коллективное авторство

Аннотация

Предлагается анализ трех проектов, созданных в рамках челябинского поэтического фестиваля-лаборатории «InВерсия» (фотоальбома «Проявитель», календаря «Собаки и баобабы», фильма «Идущий человек») в аспекте особенностей современной медиапоэзии в ее региональном преломлении. Для поэтических фестивалей характерны сочетание экспериментальности и доступности для широкой публики, подчинение индивидуальных поэтических замыслов общей концептуальной рамке проекта, нередко – доминирование креативности над художественностью, перформативность, процессуальность. Фестиваль «InВерсия» является частью вполне развитого на сегодняшний день уральского поэтического движения. Делается вывод об открытости уральских авторов к взаимодействию с поэтами и художниками из других городов и стран, о преодолении комплекса провинциальности, о вписанности в общероссийский поэтический контекст. Анализ избранных для примера проектов показывает доминирование коммуникативной функции поэзии, важность прагматики поэтического текста. Исследуются конкретные приемы взаимодействия вербального и визуального компонентов, демонстрируются стратегии коллективного авторства. Из собственно «уральских» поэтических традиций, по наблюдению автора, можно назвать сохранение двойной адресации произведений (элитарной и массовой), имплицитное присутствие гендерной и экологической составляющих образного ряда, установку на эксперимент.

Биография автора

Nina Barkovskaya

доктор филологических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет.

620091, Россия, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

ORCID 0000-0001-9131-5937

n_barkovskaya@list.ru

Библиографические ссылки

Antologiya. Sovremennaya ural’skaya poeziya [Anthology. Modern Ural Poetry]. (2018). Chelyabinsk, Izdatel’stvo Mariny Volkovoi. Vol. 4. 2012–2018 gg. 760 p.

Art-proekt “Proyavitel’ [Developer Art Project]. (N. d.). In Personal Archive of E. A. Smyshlyaev.

Azarova, N. (2014). Ob adresate, diskursivnykh granitsakh i subkomandante Markose [About the Addressee, Discursive Boundaries, and Sub-commandant Marcos]. In Translit. No. 4, pp. 64–69.

Etkind, E. G. (2001). Proza o stikhakh [Prose about Poetry]. St Petersburg, Znanie. 448 p.

Fetisova, N. R., Makarova, M. S., Zykhovskaya, N. L. (2021). Poeticheskii festival’ “InVersiya”: missiya i etapy razvitiya [The InVersiya Poetry Festival: Mission and Stages of Development]. In Yazyk. Kul’tura. Mediakommunikatsiya [electronic scholarly journal]. No. 1. URL: https://lcmjournal.susu.ru/index.php/lcm/article/view/88/130 (accessed: 16.02.2023).

Gandlevskii, S. (N. d.). Poeticheskaya kukhnya [Poetic Inner Workings]. In Vavilon. Sovremennaya russkaya literatura [website]. URL: http://www.vavilon.ru/texts/prim/gandlevsky4-14.html (accessed: 12.08.2022).

Grants, Ya. I. et al. (2013). Entsiklopediya. Ural’skaya poeticheskaya shkola: [1981/2012]. Informatsionnyi art-ob’’ekt [Encyclopedia. Ural Poetic School: [1981/2012]. Informational Art Object]. Chelyabinsk, Desyat’ tysyach slov. 607 p.

Idushchii chelovek. Videoantologiya [Walking Man: Video Anthology]. In Poeticheskii festival’ InVersiya [YouTube-channel]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=IHj11EauLho (accessed: 12.02.2023).

Ignat’eva, O. V., Lysenko, O. V. (2013). Analiz odnogo proekta: “Permskaya kul’turnaya revolyutsiya” glazami sotsiologa [Analysis of One Project: “Perm Cultural Revolution” through the Eyes of a Sociologist]. In Labirint. Zhurnal sotsial’no-gumanitarnykh issledovanii. No. 5, pp. 69–80.

Ivanov, G. V. (1994). Sobranie sochinenii. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya v 4 t. [Collected Works. For the Centenary. 4 Vols.] / ed. by E. V. Vitkovskii, V. P. Kreid. Moscow, AO “Soglasie”. Vol. 1. 656 p.

Litvak, S. (2020). Agynstr [Agynstr]. Moscow, Vest-Konsalting. 150 p.

Nabokov, V. V. (1991). Blednoe plamya. Roman i rasskazy [Pale Flame. Novel and Stories]. Sverdlovsk, Nezavisimoe izdatel’skoe predpriyatie “91”. 352 p.

Pastukhov, A. G. (2015). O granitsakh media: novye media i novaya mediitsnaya kul’tura [On the Boundaries of Media: New Media and New Media Culture]. In Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 1 (64), pp. 182–188.

Podlubnova, Yu. S. (2015). Poetika transformatsii v sovremennoi poezii Urala [Poetics of Transformations in the Modern Poetry of the Urals]. In Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. No. 3 (142), pp. 117–128.

Podlubnova, Yu. S. (2018). Uslovnaya reka absolyutnoi lyubvi. K vykhodu 4 toma antologii sovremennoi ural’skoi poezii [The Conditional River of Absolute Love. For the Release of Vol. 4 of the Anthology of Modern Ural Poetry]. In Znamya. No. 10. URL: http://znamlit.ru/publication.php?id=7057 (accessed: 12.08.2022).

Podlubnova, Yu. S. (2022). Ural’skaya poeticheskaya shkola: fantom ili real’nost’ [The Ural Poetic School: Phantom or Reality]. In Quaestio Rossica. Vol. 10. No. 5, pp. 1836–1851. DOI 10.15826/qr.2022.5.764.

Poeticheskii festival’ “InVersiya” [InVersiya Poetry Festival] [website]. (N. d.). URL: https://boobrishe78.wixsite.com/mysite (accessed: 12.08.2022).

Poeziya v publichnom prostranstve [Poetry in Public Space]. (2007). In Vozdukh [internet-journal]. No. 3. URL: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2007-3/opros (accessed: 12.08.2022).

Portal Mariny Volkovoi [Marina Volkova’s Portal] [website]. (N. d.). URL: https://mv74.ru/?s=InВерсия (accessed: 12.08.2022).

Prizhan, K. (2013). Dva pis’ma cherez okean (v perevode N. Safonova) [Two Letters across the Ocean (translated by N. Safonov)]. In Translit. No. 13 (13), pp. 98–103.

Rodionov, A., Troepol’skaya, E. (2017). Optimizm. Poeticheskie p’esy [Optimism. Poetical Plays]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 288 p.

Sem’yan, T. F. (2015). Ural’skaya poeziya kak regional’nyi fenomen [Ural Poetry as a Regional Phenomenon]. In Askarova, V. Ya. (Ed.). Chtenie na evraziiskom perekrestke. Materialy Tret’ego mezhdunarodnogo intellektual’nogo foruma (Chelyabinsk, 24–25 sentyabrya 2015 g.). Chelyabinsk, Chelyabinskaya gosudarstvennaya akademiya kul’tury i iskusstv, pp. 55–58.

Sobaki i baobaby: kalendar’ [Dogs and Baobabs: A Calendar]. (N. d.). In Personal Archive of E. A. Smyshlyaev.

Tolstoy, L. N. (1951). Iz zapisok knyazya Nekhlyudova. Lyutsern [Lucerne: From the Notes of Prince Nekhlyudov]. In Tolstoy, L. N. Sochineniya v 14 t. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury. Vol. 3, pp. 5–28.

Velikaya, N. M., Khokhlov, A. A. (2016). Kul’turnaya interventsiya v rossiiskuyu provintsiyu: opyt sotsiologicheskogo analiza [Cultural Intervention in the Russian Province: An Attempt at Sociological Analysis]. In Vestnki Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv. No. 1 (69), pp. 17–29.

Virno, P. (2013). Grammatika mnozhestva: k analizu form sovremennoi zhizni [The Grammar of Multitude: On the Analysis of Forms of Modern Life] / transl. by A. Petrova, ed. by A. Penzin. Moscow, Ad Marginem Press. 176 p.

Zhitenev, A. A. (2022). Opredeleniya poezii i poetologiya transgressii [Definitions of the Poetry and Poetology of Transgression]. In Filologicheskii klass. Vol. 27. No. 2, pp. 30–42. DOI 10.51762/1FK-2022-27-02-03.

Загрузки

Опубликован

2023-04-03

Как цитировать

Barkovskaya, N. (2023). Поэтический фестиваль InВерсия: креативность коммуникации и опыт коллективного авторства. Quaestio Rossica, 11(1), 170–187. https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.782

Выпуск

Раздел

Problema voluminis