Витальная миссия творчества в эго-нарративах современных авторов
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.781Ключевые слова:
литература Урала, современный литературный процесс, литературные интервью, Алексей Сальников, Екатерина Симонова, эго-нарративАннотация
Исследуются литературные интервью уральских авторов А. Сальникова, Е. Симоновой. Нарративный анализ позволяет выявить то, как писатель определяет миссию творчества, сделать вывод о стратегиях публичной саморецепции, ее эмоциональных доминантах, аспектах осмысления легитимности письма в актуальном литературном процессе. Нарратив об авторе имеет метатекстуальный характер, является результатом реконструкции реккурентных (повторяемых) мотивов, персонально (эмоционально) или надперсонально (культурно, регионально, национально) обусловленных. «История авторства» заключена в нарративную рамку (диалоговая структура интервью, несвободное говорение). Внутри интервью циркулируют речевые жанры разного типа («воспоминание», «случай» и т. п.). Нарратив литераторов интерпретируется как часть «большой истории» об авторстве, рассказанной ее участниками для широкого круга заинтересованных лиц. Сопоставительный анализ выбранных авторов связан с общими моментами творческой судьбы писателей (участники «нижнетагильского ренессанса» и, шире, литературной жизни Урала). Нарративная рамка их интервью зависима от факта «второго дебюта», помещает Симонову и Сальникова в ситуацию ретроспективного самоанализа. Событие вхождения в мир литераторов (результативность события) понимается как отклонение от обычного хода вещей (Сальников), саморецепция Симоновой говорит о возвращении к норме, к естественному существованию творца в мире слов. Делается вывод о специфике индивидуально-креативной самомифологизации Сальникова (маргинализация: писатель мифологизирует авторский путь через переход границы между миром «непишущих» к маргинальному миру поэтов) и Симоновой (ироническое обытовление: поэтические прозрения нарочито отрицаются, важна этическая симметрия таланта и человека) через развитие традиционного для русскоязычной литературы этикетного самоумаления. Ситуация «второго дебюта» (широкой известности у читающих публик разного типа), зависящая от разных факторов в каждом случае, но одинаково значимая в проявлении писателей в публичном пространстве, демонстрирует устойчивость принятых в отношении себя как автора условий на протяжении всего творческого пути, является способом утвердить основы персональной витальности.
Библиографические ссылки
Barkovskaya, N. V. (2022). Medial’naya funktsiya aktual’noi poezii: stikhotvorenie E. Simonovoi “V Nitstse” [The Medial Function of Contemporary Poetry: In Nice, a Poem by E. Simonova]. In Filologicheskii klass. Vol. 27. No. 2, pp. 43–51. DOI 10.51762/1FK-2022-27-02-04.
Bobyleva, M., Podlubnova, Yu. (2021). Poetika feminizma [The Poetics of Feminism]. Moscow, AST. 240 p.
Bozhenko, R. (2021). Stikhi o prelestyakh malen’koi zhizni. Kak poluchit’ yashchik shampanskogo za nyt’e [Poems about the Delights of a Small Life. How to Get a Case of Champagne for Whining]. In Argumenty i fakty [website]. February 10. URL: https://ural.aif.ru/society/stihi_o_prelestyah_malenkoy_zhizni_kak_poluchit_yashchik_shampanskogo_za_nytyo (accessed: 30.08.2022).
Brokmeier, J., Harre, R. (2000). Narrativ: problemy i obeshchaniya odnoi al’ternativnoi paradigmy [Narrative: Problems and Promises of an Alternative Paradigm]. In Voprosy filosofii. Iss. 3, pp. 29–42.
Bukovskaya, A. (N. d.). Aleksej Sal’nikov: ot stikhov byvaet prikhod [Alexei Salnikov: Poems Can Make Money]. In Literaturno [website]. URL: https://literaturno.com/interview/aleksej-salnikov-oposredovanno/ (accessed: 30.08.2022).
Chepelev, V. (2018). Neposredstvenno. O poeticheskom genezise uspekha Romanov A. Sal’nikova [On the Poetic Genesis of the Success of A. Salnikov’s Novels]. In Textonly [website]. No. 48-1 (19). URL: http://textonly.ru/case/?issue=48&article=39112 (accessed: 30.08.2022).
Chernyak, M. A. (2020). Selfi na fone epokhi: biblionavigator po sovremennoi literature [Selfie against the Background of the Epoch: A Biblio-navigator on Modern Literature]. Moscow, Russkaya shkol’naya bibliotechnaya assotsiatsiya. 352 p.
Davydov, D. (2006). Knizhnaya polka Danily Davydova [Bookshelf by Danila Davydov]. In Novyi mir [website]. No. 9. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2006/9/knizhnaya-polka-danily-davydova.html (accessed: 30.08.2022).
Gartmann, K. (2022). “Ya prosto pishu”. Interv’yu s poetom Ekaterinoi Simonovoi [“I just Write”. An Interview with Poet Ekaterina Simonova]. In SlavicumPress. Laboratory of Slavic Studies [website]. January 15. URL: https://dlf.uzh.ch/sites/slavicumpress/2022/01/15/ (accessed: 30.08.2022).
Goralik, L. (2019) Ekaterina Simonova: interv’yu [Ekaterina Simonova: Interview]. In Vozdukh: zhurnal o poezii [website]. No. 39. URL: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2019-39 (accessed: 30.08.2022).
Kutenkov, B. (2021). Ekaterina Simonova: “Zhit’ v nastoyashchem vsegda komfortnee vsego” [Ekaterina Simonova: “Living in the Present Is always the Most Comfortable”]. In FormaSlov. Elektronnyi zhurnal o poezii [website]. February 15. URL: https://formasloff.ru/2021/02/15/ekaterina-simonova-zhit-v-nastojashhem-vsegda-komfortnee-vsego (accessed: 30.08.2022).
Kuznetsova, E. (2018). “Pisanie i sumasshestvie ravnoznachny”. Interv’yu s laureatom premii “Natsional’nyi bestseller” Alekseem Sal’nikovym [“Scripture and Madness Are Equal”: Interview with the Winner of the “National Bestseller” Award Alexei Salnikov]. In Gor’kii.Media [website]. May 29. URL: https://gorky.media/context/pisanie-isumasshestvie-ravnoznachny/?ysclid=l7ueibw2xf801400757 (accessed: 30.08.2022).
Labov, W., Waletzky, J. (1966). Narrative Analysis: Oral Versions of Personal Experience. In Helm, J. (Ed.). Essays on the Verbal and Visual Arts: Proceedings of the American Ethnological Society. Seattle, Univ. of Washington Press, pp. 12–44.
Lotman, Yu. M. (2004). Avtokommunikatsiya: “Ya” i “Drugoi” kak adresaty. (O dvukh modelyakh kommunikatsii v sisteme kul’tury) [Auto-communication: “I” and “The Other” as Addressees. (On the Two Models of Communication in the Cultural System)]. In Lotman, Yu. M. Semiosfera. St Petersburg, Iskusstvo-SPb, pp. 163–177.
Pisareva, E. (2019). Aleksei Sal’nikov: “Ja upryamyi chelovek, i budu pisat’ poka ne sdokhnu”: interv’yu [Alexey Salnikov: “I am a Stubborn Person, and I will Write until I die”: Interview]. In Afisha-Daily [website]. February 28. URL: https://daily.afisha.ru/brain/11399-aleksey-salnikov-ya-upryamyy-chelovek-i-budu-pisat-poka-ne-sdohnu/ (accessed: 30.08.2022).
Podchinenov, A. V., Snigireva, T. A. (Eds.). (2015). Fenomen tvorcheskoi neudachi [The Phenomenon of Creative Failure]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. 486 p.
Podlubnova, Yu. S. (2019). “Ya – Tagil!”: praktiki samoopredeleniya ural’skikh poetov 2000–2010-kh gg. [“I am Tagil!”: Self-Determination Practices of Ural Poets of the 2000s–2010s.]. In Zhitenev, A. A. (Ed.). “Vakansiya poeta” v russkoi i zarubezhnoi literature rubezha XX–XXI vekov. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Voronezh, 22–23 noyabrya 2019 g. Voronezh, Voronezhskaya oblastnaya tipografiya, pp. 103–117.
Poroshina, M. (2018). “Teper’ vyplachu ipoteku…”: kak kniga ural’skogo pisatelya Alekseya Sal’nikova vmig stala bestsellerom. Interv’yu [“Now I’ll Pay off the Mortgage…”: How the Book of the Ural Writer Alexei Salnikov Instantly Became a Bestseller. An Interview]. In God literatury [website]. December 14. URL: https://godliteratury.ru/projects/teper-vyplachu-ipoteku-intervyu-s-ale (accessed: 30.08.2022).
Rymbu, G. (2019a). Mir pronzitel’nykh melochei [A World of Poignant Little Things]. In God literatury [website]. November 20. URL: https://godliteratury.ru/articles/2019/11/20/mir-pronzitelnykh-melochey (accessed: 30.08.2022).
Rymbu, G. (2019b). Poet, poetka, poetessa? Feminitivy. Otvechayut sovremennitsy. Ch. 1 [Poet, Poetess? Gender-Specific Job Titles. Female Contemporaries Answer. Part 1]. In God literatury [website]. March 13. URL: https://godliteratury.ru/articles/2019/03/13/opros-poyetessa-ili-poyet (accessed: 30.08.2022).
Sannikova, N. A. (2013). Sal’nikov: “U slova net pregrad, krome tekh, chto naznachit sam govoryashchii” [Salnikov: “The Word Has no Barriers, Except for Those that the Speaker Themselves Appoints”]. In Ural [website]. No. 12. URL: https://magazines.gorky.media/ural/2013/12/u-slova-net-pregrad-krome-teh-chto-naznachit-sam-govoryashhij.html?ysclid=l844nuxir6833562093 (accessed: 30.08.2022).
Schmid, W. (2008). Narratologiya [Narratology]. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury. 304 p.
Shchennikov, G. K. (2002). Literaturnye debyuty D. N. Mamina [Literary Debuts of D. N. Mamin]. In Mamin-Sibiryak, D. N. Polnoe sobranie sochinenii v 20 t. Yekaterinburg, Bank kul’turnoi informatsii. Vol. 1, pp. 876–897.
Silant’ev, I. V., Sozina, E. K. (2013). Narrativ v literature i istorii. Na materiale dnevnikovoi prozy A. Gertsena 1840-kh gg. [A Narrative in Literature and History. With Reference to A. Herzen’s Diary Prose of the 1840s]. In Sibirskii filologicheskii zhurnal. No. 3, pp. 58–68.
Sozina, E. K. (2021). Nizhnii Tagil v sovremennoi poezii Urala. Ekaterina Simonova [Nizhny Tagil in the Modern Poetry of the Urals. Ekaterina Simonova]. In Ural’skii istoricheskii vestnik. No. 1 (70), pp. 114–122. DOI 10.30759/1728-9718-2021-1(70)-114–122.
Tiv’yaeva, I. V. (2020). Strukturnaya organizatsiya mnemicheskogo narrative [Structural Organisation of Mnemic Narrative]. In Sibirskii filologicheskii zhurnal. No. 1, pp. 303–314. DOI 10.17223/18137083/70/24.
Tyupa, V. (2002). Ocherk sovremennoi narratologii [An Essay on Modern Narratology]. In Kritika i semiotika. Iss. 5. Novosibirsk, Novosibirsk gosudarstvennyi universitet, pp. 5–31.
Zykhovskaya, N. L., Novikova, E. V. (2020). Svoeobrazie romana A. Sal’nikova “Petrovy v grippe i vokrug nego”: ideinye, intertekstual’nye i kompozitsionnye aspekty [The Originality of A. Salnikov’s Novel Petrov’s Flu: Ideological, Intertextual, and Compositional Aspects]. In Chelyabinskii gumanitarii. No. 3 (52), pp. 97–104. DOI 10.24411/1999-5407-2020-10312.