Страшное в поэзии акмеистов как маркер модернистской художественности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.779

Ключевые слова:

русская поэзия начала XX в., символизм, акмеизм, модернизм, художественность, страх, страшное, смерть

Аннотация

Акмеизм при своем самоутверждении на культурном поприще в пику крайностям символизма настаивал на многообразии своих творческих возможностей, предпочтении посюстороннего содержания потустороннему, разработке ясной и прозрачной художественной формы, самотождественности художественных реалий, их равновесности. Все это свидетельствовало о тяготении к классической художественности, которая обусловливает не только форму (язык и поэтическую стилистику, композицию), но и содержание (круг идей, проблематику, темы и образы, сюжетику) произведений. Автор статьи задается вопросом о том, как в границах такой системы космографического свойства (гармоничной, светлой, оптимистичной) постигается хаотическое и дисгармоническое, что есть в жизни, ведь земная жизнь как реальность, заявленная в акмеистической парадигме приоритетной, полна враждебности, угроз, опасности? Интерес представляют также вопросы, каким образом проявляет себя негативная категория страшного и не свидетельствует ли ее наличие о связи акмеизма с неклассической художественностью модернизма? Ответы на эти вопросы формируют и репрезентируют проблематику данной статьи. В ней на материале творчества Н. Гумилева, А. Ахматовой и О. Мандельштама рассмотрено изображение и художественное осмысление страшного в поэзии акмеизма. Показано многообразие объектов, явлений действительности, жизненных процессов, связей и отношений, вызывающих неприятные чувства и переживания в поэтическом восприятии. С одной стороны, страхи поэтов, по мнению автора статьи, обусловлены личными особенностями и пристрастиями, то есть имеют индивидуальную природу, с другой – выражают общие или свойственные многим акмеистам тенденции. Опасности для Гумилева связаны с его любовью к путешествиям и перемещениям. Отсюда наличие пространственного компонента в авантюрно-приключенческой топике его стихов: герои участвуют в схватках с морской стихией, злыми животными – обитателями африканской саванны, фантастическими существами, например, с драконом, посещают загробный мир. Страхи лирической героини Ахматовой мотивированы драматическими коллизиями межличностных, прежде всего любовных отношений. Страшное для Мандельштама таится в предсказанной ему смертельной болезни, сакральной глубине религиозной веры, крушении подпитывающего его духовное самостояние мира культурных ценностей. Акмеисты не боялись изобразить и осмыслить смерть, несущую пустоту небытия, пугающую столкновением с неведомым и потусторонним, погружающую в ступор безнадежности. Страшное позволяло расширять тематические и изобразительные возможности произведений, обращаться к социокультурной проблематике, отображать трагизм бытия, становясь маркером художественности модернизма высокой пробы.

Биография автора

Igor Vasiliev

доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0001-9517-5855

igus.w@yandex.ru

Библиографические ссылки

Akhmatova, A. (1976). Stikhotvoreniya i poemy [Poems]. 2nd Ed. Leningrad, Sovetskii pisatel’. 560 p.

Akhmatova, A. (1998). Sobranie sochinenii v 6 t. [Collected Works. 6 Vols.]. Moscow, Ellis Lak. Vol. 1. Stikhotvoreniya 1904–1941. 968 p.

Averintsev, S. S. (2001). Strakh kak initsiatsiya: odna tematicheskaya konstanta poezii Mandel’shtama [Fear as Initiation: One Thematic Constant of Mandelstam’s Poetry]. In Smert’ i bessmertie poeta. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 60-letiyu so dnya gibeli O. E. Mandel’shtama (Moskva, 28–29 dekabrya 1998 g.). Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, pp. 17–23.

Bushman, I. (1964). Poeticheskoe iskusstvo Mandel’shtama [Mandelstam’s Poetic Art]. München, Institut po izucheniyu SSSR. 76 p.

Eichenbaum, B. (1969). Anna Akhmatova. Opyt analiza [Anna Akhmatova. The Experience of Analysis]. In Eikhenbaum, B. O poezii. Leningrad, Sovetskii pisatel’, pp. 75–147.

Gasparov, M. L. (1995). Poet i kul’tura (tri poetiki Osipa Mandel’shtama) [Poet and Culture (Three Poetics of Osip Mandelstam)]. In Gasparov, M. L. Izbrannye stat’i. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 327–370.

Gumilyov, N. (2000). Stikhotvoreniya i poemy [Poems]. 2nd Ed. St Petersburg, Academicheskii proekt. 733 p.

Kolobaeva, L. A. (1993). Akhmatova i Mandel’shtam (samosoznanie lichnosti v lirike) [Akhmatova and Mandelstam (Self-Consciousness of the Individual in Lyrical Poetry)]. In Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 9: Filologiya. No. 2, pp. 3–11.

Kulikova, E. (2016). Tezaurus smerti v lirike Nikolaya Gumileva [Thesaurus of Death in the Lyrics of Nikolai Gumilyov]. In Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Istoriya i filologiya. Vol. 26. Iss. 6, pp. 94–102.

Malykh, V. S. (2017). Poetika uzhasnogo i “strakh pustoty” v rannem tvorchestve N. S. Gumileva [The Poetics of the Terrible and the “Fear of the Void” in the Early Works of N. S. Gumilyov]. In Art Logos. No. 1, pp. 69–77.

Mandelstam, O. (1990). Kamen’ [Stone]. Leningrad, Nauka. 398 p.

Mandelstam, O. (1991). Sobranie sochinenii v 4 t. [Collected Works. 4 Vols.]. Moscow, Terra.

Panova, L. G. (2009). “Uvorovannaya” Solominka: k literaturnym prototipam lyubovnoi liriki Osipa Mandel’shtama [The “Stolen” Straw: On the Literary Prototypes of Osip Mandelstam’s Love Lyrical Poetry]. In Voprosy literatury. No. 5, pp. 111–151.

Ronen, O. (2008). Akmeizm [Acmeism]. In Zvezda. No. 7, pp. 217–226.

Stratanovskii, S. (2004). Tvorchestvo i bolezn’. O rannem Mandel’shtame [Creative Work and Disease. On the Early Mandelstam]. In Zvezda. No. 2, pp. 210–221.

Загрузки

Опубликован

2023-04-03

Как цитировать

Vasiliev, I. (2023). Страшное в поэзии акмеистов как маркер модернистской художественности. Quaestio Rossica, 11(1), 118–134. https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.779

Выпуск

Раздел

Problema voluminis