Первые дни советского театра: драматические свидетельства Станислава Винавера

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.778

Ключевые слова:

Станислав Винавер, история русского театра, Октябрьская революция 1917 г., свидетельства очевидца

Аннотация

Сербский поэт Станислав Винавер был свидетелем Октябрьской революции. В апреле 1917 г. он был направлен в дипломатическую миссию в Россию и пробыл там до осени 1919‑го. По возвращении в Сербию он опубликовал в белградских газетах «Политика» и «Республика», а также в загребском журнале «Критика» разнообразные статьи о России, касавшиеся идеологии, революции, войны, быта, театра, живописи, музыки, которые по форме напоминали драматические сценки, рассказы, репортажи, путевые очерки. В предлагаемом исследовании рассматриваются статьи Винавера, посвященные вопросам театра в большевистской России, в первую очередь Камерного театра и Московского драматического театра. Соображения Винавера о репертуаре и эстетических исканиях двух московских театров толкуются в контексте времени их возникновения и в контексте художественной оценки, которая отнюдь не уступает сегодняшним толкованиям роли Камерного и Московского драматического театров в становлении советского экспериментального театра.

Биография автора

Kornelija Ičin

доктор филологических наук, профессор, Белградский университет.

11000, Сербия, Белград, Студенческая пл., 1.

ORCID 0000-0002-0943-4660

kornelijaicin@gmail.com

Библиографические ссылки

Amiard-Chevrel, C. (1981). Evreinov et le théâtre politique des années ving. In Rev. des études slaves (Paris). Vol. 53. Iss. 1, pp. 59–70.

Chirva, Yu. (1989). Primechaniya [Notes]. In Andreev, L. Dramaticheskie proizvedeniya v 2 t. Leningrad, Iskusstvo. Vol. 1, pp. 487–549.

Dhomme, S. (1959). La mise en scène contemporaine. D’André Antoine à Bertolt Brecht. Paris, Fernand Nathan. 349 p.

Gor’kii – Andreevu. Pis’mo ot 2–4 dekabrya 1901 g. [From Gorky to Andreev. Letter from December 2–4, 1901]. (1965). In Literaturnoe nasledstvo. Vol. 72. Gor’kii i Leonid Andreev. Neizdannaya perepiska. Moscow, Nauka, pp. 113–114.

Gor’kii – I. P. Ladyzhnikovu. Pis’mo ot serediny marta1906 g. [From Gorky to I. P. Ladyzhnikov. Letter from Mid-March 1906]. (1965). In Literaturnoe nasledstvo. Vol. 72. Gor’kii i Leonid Andreev. Neizdannaya perepiska. Moscow, Nauka, pp. 422–423.

Iz pis’ma Andreeva – Gor’komu. Pis’mo ot 7–12 yanvarya 1902 g. [From Andreev to Gorky. Letter from January 7–12, 1902]. (1965). In Literaturnoe nasledstvo. Vol. 72. Gor’kii i Leonid Andreev. Neizdannaya perepiska. Moscow, Nauka, pp. 129–132.

Karpov, A. (2009). Russkii Proletkul’t: ideologiya, estetika, praktika [Russian Proletcult: Ideology, Aesthetics, Practice]. St Petersburg, Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskogo gumanitarnogo universiteta profsoyuzov. 258 p.

Kleberg, L. (1993). Theatre as Action. Soviet Russian Avant-Garde Aesthetics. L., The Macmillan Press. 152 p.

Levitin, M. (2009). Tairov [Tairov]. Moscow, Molodaya gvardiya. 359 p.

Lo Gatto, E. (1952). Storia del Teatro russo in 2 vols. Firenze, G. C. Sansoni. Vol. 2. 645 p.

Mayakovsky, V. (1959a). Dekret No. 1. O demokratizatsii iskusstv [Decree No. 1. On the Democratisation of Arts]. In Mayakovskii, V. Polnoe sobranie sochinenii v 13 t. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury. Vol. 12. Stat’i, zametki i vystupleniya. Noyabr’ 1917 – 1930, pp. 443–444.

Mayakovsky, V. (1959b). Obrashchenie k akteram [Address to the Actors]. In Mayakovskii, V. Polnoe sobranie sochinenii v 13 t. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury. Vol. 12. Stat’i, zametki i vystupleniya. Noyabr’ 1917 – 1930, p. 445.

Mayakovsky, V. (1959c). “Letuchii teatr” [Flying Theatre]. In Mayakovskii, V. Polnoe sobranie sochinenii v 13 t. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury. Vol. 12. Stat’i, zametki i vystupleniya. Noyabr’ 1917 – 1930, pp. 446–447.

“Milyi lector”. On zhe – “sovremennyi markiz de Sad”. Nikolai Evreinov. „Teatr i eshafot. K voprosu o proiskhozhdenii teatra kak publichnogo instituta” [“Dear Lecturer”. He Is the “Modern Marquis de Sade”. Nikolay Evreinov. “Theatre and Scaffold. On the Origin of the Theatre as a Public Institution”]. (1996). In Mnemozina. Dokumenty i fakty iz istorii russkogo teatra XX veka. Moscow, Gosudarstvennyi institut teatral’nogo iskusstva, pp. 14–44.

Moskovskii khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike. 1898–1905 [Moscow Art Theater in Russian Theatre Criticism. 1898–1905]. (2005). Moscow, Artist. Rezhisser. Teatr, pp. 457–458.

Ripellino, A. M. (1974). Il trucco e l’anima. I maestri della regia nel teatro russo del Novecento. Torino, Einaudi. 424 p.

Tairov, A. (1970). Zapiski rezhissera [Director’s Notes]. In Tairov, A. Zapiski rezhissera. Stat’i. Besedy. Rechi. Pis’ma. Moscow, Vserossiiskoe teatral’noe obshchestvo, pp. 67–192.

Titova, G. (1986). Iz istorii stanovleniya sovetskoi teatral’noi estetiki. Teatral’noesteticheskaya kontseptsiya Proletkul’ta [From the History of the Formation of Soviet Theatrical Aesthetics. Theatrical and Aesthetic Concept of Proletkult]. Leningrad, Leningradskii gosudarstvennyi institut teatra, muzyki i kinematografa. 88 p.

Tsvetichanin, R. (1990). Vinaver i Oktobarska revolutsija [Vinaver and the October Revolution]. In Knjizhevno delo Stanislava Vinavera. Zbornik radova. Beograd, Institut za knjizhevnost i umetnost, pp. 429–444.

Vakhtangov, E. (2011). S khudozhnika sprositsya [The Artist Will Be Asked]. In Evgenii Vakhtangov: dokumenty i svidetel’stva v 2 t. Moscow, Indrik. Vol. 2, pp. 269–270.

Vinaver, S. (1921). Pravci kulturnih promena kod boljševika. In Kritika (Zagreb). Vol. 2. Iss. 3, pp. 102–104. Vol. 2. Iss. 4, pp. 142–144.

Vinaver, S. (1922). Kulturni život u Sovjetskoj Rusiji. In Kritika (Zagreb). Vol. 3. Iss. 7, pp. 329–330.

Vinaver, S. (2015a). Ignis sanat. In Dela Stanislava Vinavera. Book 14. Zemlje koje su izgubile ravnotezhu: evropske putopisne teme. Beograd, Službeni glasnik, Zavod za udžbenike, pp. 52–56.

Vinaver, S. (2015b). Razgovori [Talks]. In Dela Stanislava Vinavera. Book 14. Zemlje koje su izgubile ravnotezhu: evropske putopisne teme. Beograd, Službeni glasnik, Zavod za udžbenike, pp. 116–121.

Vinaver, S. (2015c). Chudnovati sluchaј sa misterom Valdemarom [The Strange Case with Mister Valdemar]. In Dela Stanislava Vinavera. Book 14. Zemlje koje su izgubile ravnotezhu: evropske putopisne teme. Beograd, Službeni glasnik, Zavod za udžbenike, pp. 132–137.

Vinaver, S. (2015d). Kulturni zhivot u Sovјetskoј Rusiјi [Cultural Life in Soviet Russia]. In Dela Stanislava Vinavera. Book 14. Zemlje koje su izgubile ravnotezhu: evropske putopisne teme. Beograd, Službeni glasnik, Zavod za udžbenike, pp. 112–116.

Vinaver, S. (2015e). Pravtsi kulturnikh promena kod boljshevika [Directions of Cultural Changes among the Bolsheviks]. In Dela Stanislava Vinavera. Book 14. Zemlje koje su izgubile ravnotezhu: evropske putopisne teme. Beograd, Službeni glasnik, Zavod za udžbenike, pp. 117–124.

Загрузки

Опубликован

2023-04-03

Как цитировать

Ičin, K. (2023). Первые дни советского театра: драматические свидетельства Станислава Винавера. Quaestio Rossica, 11(1), 101–117. https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.778

Выпуск

Раздел

Problema voluminis