«Мизеры с человеческой душой»: модусы изображения в произведениях Ф. Достоевского, Н. Некрасова, Ф. Решетникова

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.775

Ключевые слова:

«бедные люди», «униженные и оскобленные», «мизерабли», натуральная школа, Ф. Достоевский, Н. Некрасов, Ф. Решетников

Аннотация

Рассматривается традиция изображения «мизеров», «мизераблей», «крошечных», «бедных», «забитых» людей в русской литературе с 1840‑х по 1860‑е гг. Ф. М. Достоевский устами героя романа «Идиот» назвал их «мизерами с человеческой душой» и полагал «восстановление погибшего человека» основной мыслью искусства всего XIX столетия. Исходной точкой исследования становится роман Достоевского периода натуральной школы «Бедные люди», в котором автор осуществил перелицовку сентименталистской поэтики в соответствии с новыми запросами литературы, акцентировав социально-экономический смысл концепта «бедные люди». В 1860‑е гг. сентиментально-натуралистический стиль Достоевского меняется, и в его фельетонах из «Петербургских сновидений» дискурс бедности начинает звучать достаточно иронично; отчасти это было связано с полемическими задачами Достоевского. Отсюда протягивается линия к поэзии Н. А. Некрасова середины века. В ней прослеживается изменение модальности в обрисовке «мизераблей» и низших слоев населения от исполненного сочувствия драматизма к иронии и сарказму, сопровождающим не столько образы самих бедняков, сколько присутствие этой темы в литературе, ее традиционно филантропическое, сентиментальное воплощение. Материалом анализа в статье выступают поэтические циклы Некрасова 1850–1860‑х гг. «На улице» и «О погоде», где ярче всего представлены образы «бедняков» на петербургских улицах, в «петербургских трущобах». Третьим писателем, избравшим объектом своего внимания городскую бедноту, обитателей подвальных трущоб, выступает Ф. М. Решетников с рассказом «Яшка» (1868). История вхождения этого писателя в литературу сопоставима с историей публикации первого романа Достоевского, да и сам Решетников, судя по его письмам и дневнику, подчас напоминает «мизерабельных» героев своего гораздо более известного и успешного писателя-современника. Отталкиваясь от ставших традиционными форм авторского переживания за героя, брошенного на дно жизни, наивно-простодушное, «плохое» письмо Решетникова, по мнению автора статьи, имитировало нормальность, обычность страшной жизни его персонажей, скрывало тепло и человеческую боль, которые должен был услышать читатель. Оно приближало его «мизерабельных», бессловесных героев к автору, а значит, и к читателю, открывая новые возможности литературы, которые будут развивать писатели рубежа столетий.

Биография автора

Elena Sozina

доктор филологических наук, заведующий центром истории литературы, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН; профессор, Уральский федеральный университет.

620990, Россия, Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-7462-4153

elenasozina1@rambler.ru

Библиографические ссылки

[Avseenko, V. G.] (1875). Real’naya belletristika [Real Fiction]. In Russkii vestnik. No. 4, pp. 671–704.

Belinsky, V. G. (1956). Polnoe sobranie sochinenii v 13 t. [Complete Works. 13 Vols.]. Moscow, Akademiya nauk SSSR. Vol. 12. Pis’ma. 596 p.

Dobrolyubov, N. A. (1972). Zabitye lyudi [Downtrodden People]. In Dobrolyubov, N. A. Literaturnaya kritika. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, pp. 170–222.

Dostoevsky, F. M. (1972–1990). Polnoe sobranie sochinenii v 30 t. [Complete Works. 30 Vols.]. Leningrad, Nauka.

Herlt, J. (2019). “Na kakom rasstoyanii konchaetsya chelovekolyubie?” Tolstoi i Dostoevskii v 1877 godu: sotsial’naya epistemologiya romana [“At what Distance Does Philanthropy End?” Tolstoy and Dostoevsky in 1877: The Social Epistemology of the Novel]. In Novoe literaturnoe obozrenie. No. 1 (155), pp. 42–61.

Korman, B. O. (2008). Izbrannye trudy. Istoriya russkoi literatury [Selected Works. History of Russian Literature]. Izhevsk, Udmurtskii universitet. 732 p.

Kubasov, A. V. (2017). Khudozhestvenno-dokumental’naya ocherkovaya proza F. M. Reshetnikova [Fiction and Documentary Essay Prose by F. M. Reshetnikov]. [S. l.], Izdatel’skie resheniya. 114 p.

Nekrasov, N. A. (1981–2000). Polnoe sobranie sochinenii v 15 t. [Complete Works. 15 Vols.]. Leningrad, Nauka.

Ospovat, K. (2020). “I dlya chego zhe takoe pisat’?”: “Bednye lyudi” i politicheskaya ekonomiya realizma [“And Why Write This?”: Poor Folk and the Political Economy of Realism]. In Vaisman, M., Vdovin, A., Kliger, I., Ospovat, K. (Eds.). Russkii realizm XIX veka: obshchestvo, znanie, povestvovanie. Sbornik statei. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 98–125.

Remizov, A. M. (2003). M. M. Prishvin [M. M. Prishvin]. In Remizov, A. M. Sobranie sochinenii v 10 t. Moscow, Russkaya kniga. Vol. 10, pp. 299–300.

Reshetnikov, F. M. (1936–1948). Polnoe sobranie sochinenii v 6 t. [Complete Works. 6 Vols.]. Sverdlovsk, OGIZ.

[Saltykov-Shchedrin, M. E.] (1869). Gde luchshe? Roman v dvukh chastyakh F. Reshetnikova [Where is it Better? A Novel in Two Parts by F. Reshetnikov]. In Otechestvennye zapiski. Vol. 183. No. 4, pp. 270–273.

Shelgunov, N. (1871). Narodnyi realizm v literature. (Sochineniya F. Reshetnikova) [Folk Realism in Literature. (Works by F. Reshetnikov)]. In Delo. No. 5, pp. 1–45.

Skabichevskii, A. M. (1909). Istoriya noveishei russkoi literatury. 1848–1908 gg. [The History of Modern Russian Literature. 1848–1908]. 7th Ed. St Petersburg, Izdanie F. Pavlenkova. 487 p.

Tyupa, V. I. (2002). Analitika khudozhestvennogo (vvedenie v literaturovedcheskii analiz) [Analytics of the Artistic (Introduction to Literary Analysis)]. Moscow, Labirint, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet. 192 p.

[Uspensky, G. I.] (1871). Nekrolog. F. M. Reshetnikov [Obituary. F. M. Reshetnikov]. In Otechestvennye zapiski. Vol. 195. No. 4, pp. 419–436.

Utin, E. (1869). Zadachi noveishei literatury [Tasks of New Literature]. In Vestnik Evropy. No. 12, pp. 832–888.

Vinogradov, V. V. (1976). Izbrannye trudy. Poetika russkoi literatury [Selected Works. Poetics of Russian Literature]. Moscow, Nauka. 516 p.

Warditz, V. (2014). Les Misérables Gyugo i formirovanie semantiki otverzhennosti v russkom yazyke [Les Misérables by Hugo and the Formation of the Semantics of Rejection in the Russian Language]. In Rev. des études slaves. Т. 135. No. 2, pp. 345–359. DOI 10.4000/res.531.

Yablokov, E. A. (1999). Padshii Devushkin, ili Chto pozvoleno byku [The Fallen Devushkin, or Quod Licet Bovi]. In Korona, V. V., Sozina, E. K. (Eds.). Arkhetipicheskie struktury khudozhestvennogo soznaniya. Sbornik statei. Yekaterinburg, Ural’skii gosudarstvennyi universitet, pp. 113–131.

Zhilyakova, E. M. (1989). Traditsii sentimentalizma v tvorchestve rannego Dostoevskogo (1844–1849) [Sentimentalism in the Works of Early Dostoevsky (1844–1849)]. Tomsk, Izdatel’stvo Tomskogo universiteta. 272 p.

Загрузки

Опубликован

2023-04-03

Как цитировать

Sozina, E. (2023). «Мизеры с человеческой душой»: модусы изображения в произведениях Ф. Достоевского, Н. Некрасова, Ф. Решетникова. Quaestio Rossica, 11(1), 52–72. https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.775

Выпуск

Раздел

Problema voluminis