Выпускники Морской академии на горных заводах Урала: служба и судьба

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.5.759

Ключевые слова:

Морская академия, история образования в XVIII в., дворянство, горные офицеры, горнозаводская промышленность, история Урала XVIII в.

Аннотация

Представлен анализ просопографических данных, касающихся судеб воспитанников Морской академии. На основе сведений архивных документов, выявленных в фондах РГАДА и ГАСО, воссозданы события жизненного и карьерного пути выпускников академии, служивших в системе горнозаводской администрации Урала в 1720–1750‑х гг. Представлены данные о численном составе выпускников, их происхождении, материальном статусе, условиях прохождения службы, успехах и неудачах, достижениях к концу карьеры. Использование методов историко-генетического анализа и подходов новой биографической истории позволило проследить механизмы адаптации вчерашних учеников к реалиям горнозаводской службы, исследовать историю их обучения горным наукам и специфике администрирования промышленного хозяйства региона. В центре внимания находятся также и карьерные стратегии выпускников. Показано, что успешность продвижения по карьерной лестнице зависела не только от полученных в академии знаний и навыков, но и от личных способностей молодых служителей, а также от их социальных связей и материальных возможностей. Особой темой стала история увольнения горных офицеров от службы: представлен список тех, кто вышел в отставку по причине заболеваний или увечий, а также перечень тех, кто умер на службе. Затрагивается тема тягот горнозаводской службы и проистекавшего из этого негативного поведения горных офицеров. Сделан вывод, что выпускники Морской академии наравне с воспитанниками других военно-учебных заведений России сформировали на Урале особую страту грамотных горнозаводских руководителей, сыгравших важнейшую роль в истории модернизации горнорудной промышленности региона.

Биография автора

Svetlana Tsemenkova

кандидат исторических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0003-3389-6723

sts.klio@mail.ru

Библиографические ссылки

Benda, V. N. (2006). Moskovskaya shkola matematiko-navigatskikh nauk i ee mesto v sisteme voennogo obrazovaniya Rossii v pervoi chetverti XVIII veka [Moscow School of Mathematical and Navigational Sciences and Its Place in the Russian Military Education System in the First Quarter of the 18th Century]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova, Vol. 12. No. 6 (21), pp. 10–13.

Benda, V. N. (2019). Podgotovka k otkrytiyu Moskovskoi matematiko-navigatskoi shkoly i nachalo ee deyatel’nosti v nachale XVIII stoletiya [Preparations for the Opening of the Moscow School of Mathematics and Navigation and the Beginning of Its Activities in the Early 18th Century]. In Juvenis scientia. No. 6, pp. 32–33. DOI 10.32415/jscientia.2019.06.07.

Beskrovnyi, L. G. (1953). Voennye shkoly v Rossii v pervoi polovine XVIII veka [Military Schools in Russia in the First Half of the 18th Century]. In Istoricheskie zapiski. Vol. 42, pp. 285–300.

Bourdieu, P. (2002). Formy kapitala [Forms of Capital]. In Ekonomicheskaya sotsiologiya. Vol. 3. No. 5, pp. 60–74.

Chernikova, T. V. (2018). Paradoksy petrovskoi evropeizatsii [Paradoxes of Peter’s Europeanisation]. In Novaya i noveishaya istoriya. No. 5, pp. 2–23. DOI 10.31857/S013038640001289-5.

Fedyukin, I. (2020). Prozhektery: politika shkol’nykh reform v Rossii v pervoi polovine XVIII veka [The Enterprisers: The Politics of School Reforms in Russia in the First Half of the 18th Century]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 424 p.

Fedyukin, I. I. (2014). Osnovanie Morskoi akademii: Dokumenty barona de Sent-Ilera i ego preemnikov, 1715–1723 gg. [Founding of the Maritime Academy: Documents of the Baron de Saint-Hilaire and His Successors, 1715–1723]. In “Regulyarnaya akademiya uchrezhdena budet…”. Obrazovatel’nye proekty v Rossii v pervoi polovine XVIII veka. Moscow, Novoe izdatel’stvo, pp. 34–69.

Feofanov, A. M. (2016). Morskie ofitsery Rossiiskoi imperii XVIII veka. Biograficheskii slovar’ [The Sea Officers of the Russian Empire of the 18th Century. Biographical Dictionary]. Moscow, Izdatel’stvo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. 204 p.

Feofanov, A. M. (2019). Flotskie lineinye ofitsery – vospitanniki rossiiskikh voennomorskikh uchebnykh zavedenii vtoroi treti XVIII v. [The Naval Line Officers – Graduates of the Russian Naval Educational Institutions in the Second Third of the 18th Century]. In Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 2: Istoriya. Istoriya Russkoi pravoslavnoi tserkvi. No. 1. Iss. 86, pp. 81–96. DOI 10.15382/sturII201986.81-96.

GASO [State Archive of Sverdlovsk Region]. Stock 24 (Ural’skoe gornoe upravlenie). List 1. Dos. 73, 137, 256, 287, 301, 375, 385, 450. Vol. 2, 490, 562, 605, 609, 629, 679, 684, 707, 890, 892, 895, 920, 961, 1030, 1031, 1032, 1071, 1112, 1328, 1417, 1456, 1797; List 12. Dos. 298, 1760а, 1777, 1778.

Glebov, P. (1846). Izvestiya o pervykh voennykh shkolakh, uchrezhdennykh v tsarstvovanie Petra Velikogo [Information about the First Military Schools Established in the Reign of Peter the Great]. In Otechestvennye zapiski. No. 44, pp. 101–105.

Korepanov, N. S. (2001). V rannem Ekaterinburge (1723–1783 gg.) [In Early Yekaterinburg (1723–1783)]. 3rd Ed., add. Yekaterinburg, Bank kul’turnoi informatsii. 252 p.

Korepanov, N. S. (2006). Gennin na Urale [Henning in the Urals]. Yekaterinburg, Bank kul’turnoi informatsii. 280 p.

Kozlov, A. G. (1981). Tvortsy nauki i tekhniki na Urale. XVII – nachalo XX veka [The Creators of Science and Technology in the Urals in the 17th – Early 20th Centuries]. Yekaterinburg, Sredne-Ural’skoe knizhnoe izdatel’stvo. 224 p.

Lalaev, M. S. (1880–1892). Istoricheskii ocherk voenno-uchebnykh zavedenii, podvedomstvennykh Glavnomu ikh upravleniyu v 3 ch. [Historical Sketch of Military Educational Institutions Subordinate to Their Main Directorate. 3 Parts]. St Petersburg, Tipografiya M. M. Stasyulevicha.

Pavlenko, N. I. (1953). Razvitie metallurgicheskoi promyshlennosti Rossii v pervoi polovine XVIII v. Promyshlennaya politika i upravlenie [The Development of the Metallurgical Industry in Russia in the First Half of the 18th Century. Industrial Policy and Management]. Moscow, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. 539 p.

Redin, D. A. (2011). “Chelovecheskoe” izmerenie vlasti (sub’’ektivnyi vzglyad istorika) [The “Human” Dimension of Power (the Subjective View of a Historian)]. In Ural’skii istoricheskii vestnik. No. 3 (32), pp. 4–8.

RGADA [Russian State Archive of Ancient Acts]. Stock 271 (Berg-kollegiya). List 1. Dos. 683, 923, 1010.

Safronova, A. M. (2000). Pervye shkoly Yekaterinburga (1724–1734). K 275-letiyu osnovaniya [The First Schools of Yekaterinburg (1724–1734): For the 275th Foundation Anniversary]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. 144 p.

Safronova, A. M., Tsemenkova, S. I. (2021). Gornyi mezhevshchik Andrei Tatishchev: dokumenty ob uchebe v Shvetsii i deyatel’nosti na zavodakh Urala (1724–1737 gg.) [Mining Surveyor Andrey Tatishchev: Documents on Studying in Sweden and Work at the Factories of the Urals (1724–1737)]. In Nauchnyi vestnik Kryma. No. 4 (33), pp. 1–24.

Veselago, F. F. (1875). Ocherk russkoi morskoi istorii [Essay on Russian Maritime History]. St Petersburg, Tipografiya Demakova. Part 1. 652 p.

Загрузки

Опубликован

2022-12-28

Как цитировать

Tsemenkova, S. (2022). Выпускники Морской академии на горных заводах Урала: служба и судьба. Quaestio Rossica, 10(5), 1753–1769. https://doi.org/10.15826/qr.2022.5.759

Выпуск

Раздел

Problema voluminis