Нравоучение в творчестве Димитрия Ростовского (от «Руна орошенного» до «Келейного летописца»)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.738

Ключевые слова:

древнерусская книжная культура, Димитрий Ростовский, нравоучение, поучение, жанр, нарратив, барокко

Аннотация

В статье предлагается рассмотреть нравоучение в творчестве Димитрия Ростовского как отдельный нарратив, имеющий определенный комплекс жанровых характеристик. Многие произнесенные митрополитом Димитрием проповеди могут быть проанализированы не только с точки зрения поучений, прославляющих тот или иной церковный праздник или того или иного православного святого, но и с позиции сочинений, направленных на воспитание и повышение нравственного уровня как паствы, так и пастырей. Особенно выделяются два послания иереям, посвященные таинствам исповеди и евхаристии, в которых святитель выступает в качестве истинного духовного учителя. Эти учительные литературные послания как разновидность книжно-славянской риторики близки по своей стилистике к проповедям митрополита, но несут гораздо более выраженную нравоучительную нагрузку. К нравственно-духовным сочинениям Димитрия, как показывает автор статьи, относится «Апология во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении…» (1696), апологемы которой также близки к нравоучениям. Начиная с первых сочинений Димитрия, таких как «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (1677) и «Руно орошенное» (1683), и заканчивая «Келейным летописцем» (1707–1709), нравоучение в творчестве святителя является особым (иногда маркированным, как в «Чудах» и «Руне») нарративом. Их содержание – это объяснение причин грехов человеческих, призыв через покаяние к добродетельной жизни и прославление благодеяний Господних. Нравоучения не только имеют четкую внутреннюю структуру, представляя собой небольшие по объему тексты, толкующие чудеса нанизыванием цитат и образов, заимствованных из Священного Писания и сочинений святых отцов, но и занимают важное место в композиции ранних книг Димитрия, превращаясь в своего рода эпифонемы каждого чуда, оттеняющие смысл сказанного. По такому же типу создан и «Келейный летописец» Димитрия Ростовского: нравоучения наряду с изложением библейской истории и ее толкованием являются неотъемлемой частью памятника. Однако наставления «Келейного летописца» касались не только общехристианских тем, они имели окказиональный характер, отражали обстоятельства, с которыми ростовский митрополит сталкивался в повседневной жизни, сближаясь в этом с текстами, входящими в сборник «Статир», созданный в конце XVII в. в Приуралье.

Биография автора

Marina Fedotova

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

199034, Россия, Санкт-Петербург, набережная Макарова, 4.

ORCID 0000-0001-5167-3414

fedotova_m@mail.ru

Библиографические ссылки

Adrug, A. K. (2013). Zhivopis Chernigova drugoï polovini XVII – pochatku XVIII stolit’ [Painting of Chernihiv in the Second Half of the 17th – Early 18th Centuries]. 2nd Ed. Chernihiv, Vidavnitstvo Chernigivs’kogo TsNP. 181 p.

Antonii Radivilovskii. (1676). Ogorodok Marii Bogoroditsy [Garden of Mary the Virgin]. Kiev, Tipografiya Pecherskoi lavry. 28, 128 p.

Athanasius Kalnofoyski. (1638). Teratourgema lubo cuda, ktore były tak w samym święto cudotwornym Monastyru Kiiowskim jako y w obudwu świętych pieczarach. Kiïv, Drukarnia Kiiowopieczarskia. 34, 322 p.

BAN [Library of the Academy of Sciences]. Sobranie Arkheograficheskoi komissii. No. 156.

Boldinskii vo imya svyatoi Troitsy i proroka Bozhiya Il’i muzhskoi monastyr’ [Holy Trinity and Prophet of God Elijah Boldin Monastery]. (2002). In Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, Tserkovno-nauchnyi tsentr “Pravoslavnaya entsiklopediya”. Vol. 5, pp. 646–647.

Brogi Bercoff, G. (1996). “Istoriya vo krattse” ieroskhimonakha Spiridona: opyt issledovaniya v kontekste evropeiskoi istoriografii XVII v. [Brief History by Hieroschemamonk Spiridon: Research Experience in the Context of European Historiography of the 17th Century]. In Slavyane i ikh sosedi. Iss. 6. Grecheskii i slavyanskii mir v srednie veka i rannee novoe vremya. Moscow, Indrik, pp. 201–215.

Dimitry Rostovsky, metropolitan. (1784). Letopis’ izhe vo svyatykh ottsa nashego Dimitriya, mitropolita Rostovskago, novoyavlennago chudotvortsa, skazuyushchaya vkrattse deyaniya ot nachala mirobytiya do Rozhdestva Khristova, sobrannaya ot Bozhestvennago Pisaniya iz razlichnykh khronografov i istoriografov, grecheskikh, slavenskikh, rimskikh, pol’skikh, evreiskikh i inykh, s prisovokupleniem Keleinoi letopisi sego zhe svyatogo chudotvortsa [The Chronicle of Our Father Dimitry, Metropolitan of Rostov, the Newly-Appeared Miracle Worker, Who Briefly Tells the Deeds from the Beginning of the World to the Nativity of Christ, Collected from the Holy Scripture from Various Chronographs and Historiographers, Greek, Slavic, Roman, Polish, Jewish, and Others, with the Addition of the Cell Chronicle This Same Holy Miracle Worker]. Moscow, Vol’naya tipografiya I. Lopukhina, XVI, 519 p.

Dimitry Rostovsky, metropolitan. (1786). Sobranie raznykh pouchitel’nykh slov i drugikh sochinenii svyatogo Dimitriya mitropolita, rostovskago chudotvortsa, na shest’ chastei razdelennoe, s prilozheniem Zhitiya ego, Dukhovnoi gramoty svyatago Dimitriya mitropolita, rostovskago chudotvortsa, i Nadgrobnoi [A Collection of Various Sermons and Other Writings of St Dimitry Metropolitan, Rostov Miracle Worker, Divided into Six Parts, with the Appendix of His Life, the Spiritual Letter of St Dimitry the Metropolitan, Rostov Miracle Worker, and Tombstone. 6 Parts]. Moscow, Sinodal’naya tipografiya.

Dimitry Rostovsky, metropolitan. (1839). Sochineniya svyatogo Dimitriya, mitropolita Rostovskogo v 5 t. [Works of St Dimitry, Metropolitan of Rostov. 5 Vols.]. Moscow, Sinodal’naya tipografiya. Vol. 1. 525 p.

Dimitry Rostovsky, metropolitan. (2009). Runo oroshennoe [The Dewy Fleece] / text preparation, foreword, and comments by O. Tarasenko. In Siveryans’kii litopis. No. 1, pp. 30–50. No. 2–3, pp. 206–227; No. 4, pp. 151–173.

Dimitry Rostovsky. (1677). Chuda Presvyatoi i Preblagoslovennoi Devy Marii [Miracles of the Most Holy and Blessed Virgin]. Novgorod-Severskii, Tipografiya arkhiepiskopskaya. 3, 48 p.

Dimitry Rostovsky. (1683). Runo oroshennoe [The Dewy Fleece]. Chernigov, Tipografiya Il’inskogo monastyrya. 7, 88 p.

Dimitry Rostovsky. (1697). Runo oroshennoe [The Dewy Fleece]. Chernigov, Tipografiya Il’inskogo monastyrya. 7, 106, 2 p.

Fedotova, M. A. (2020). Propovedi Dimitriya Rostovskogo: o proekte nauchnogo izdaniya [The Sermons of Dimitry of Rostov: About the Scholarly Publication Project]. In Aktual’nye problemy otechestvennoi istorii, istochnikovedeniya i arkheografii. K 90-letiyu N. N. Pokrovskogo. Novosibirsk, Institut istorii Sibirskogo otdeleniya RAN, pp. 549–580. (Arkheografiya i istochnikovedenie Sibiri. Iss. 39).

Fedotova, M. A. (2022a). Knigi “Chuda presvyatoi i preblagoslovennoi Devy Marii” i “Runo oroshennoe” Dimitriya Rostovskogo [The Miracle of the Most Holy and Blessed Virgin Mary and The Dewy Fleece by Dimitry Rostovsky]. In Arkheografiya i istochnikovedenie Sibiri. Iss. 40. Novosibirsk, Institut istorii Sibirskogo otdeleniya RAN. (In print.)

Fedotova, M. A. (2022b). Svyatitel’ Dimitrii Rostovskii: Zhitie, Sluzhba, chudesa: Issledovanie i teksty [St Dimitry of Rostov: Life, Service, Miracles: Study and Texts]. St Petersburg, Pushkinskii Dom. 560 p.

GIM [State Historical Museum]. Sinodal’noe sobranie. No. 81, 147, 811.

Ioannikii Galyatovskii. (1665). Nebo novoe [New Heaven]. L’vov, Tipografiya M. Slezki. 8, 140 p.

Ioannikii Galyatovskii. (1676). Skarbnitsa potrebnaya i pozhitechnaya vsemu svetu [The Necessary Treasury Useful to the Whole World]. Novgorod-Severskii, Tipografiya arkhiepiskopskaya. 8, 28 p.

Kirichenko, O. V. (2000). “Keleinyi letopisets” svyatitelya Dimitriya Rostovskogo [The Cell Chronicle of Dimitry Rostovsky]. In Keleinyi letopisets svyatitelya Dimitriya Rostovskogo s pribavleniem ego zhitiya, chudes, izbrannykh tvorenii i Kievskogo sinopsisa arkhimandrita Innokentiya Gizelya. Moscow, Palomnik, pp. 26–29.

Kirill Trankvillion-Stavrovetskii. (1646). Perlo mnogotsvetnoe [Multicoloured Pearls]. Chernigov, Tipografiya vo vladeniyakh monastyrya Eletskogo. 180 p.

Komashko, N. I. (2009). Il’inskaya Chernigovskaya ikona Bozhiei Materi [Ilyinskaya Chernihiv Icon of Mother of God]. In Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, Tserkovnonauchnyi tsentr “Pravoslavnaya entsiklopediya”. Vol. 22, pp. 360–365.

Kruming, A. A. (1995). Kniga svyatogo Dimitriya Rostovskogo “Runo oroshennoe” kak literaturnyi istochnik syuzhetov v “Russkikh narodnykh kartinkakh” i ikonopisi [St Dimitry Rostovsky’s The Dewy Fleece as a Literary Source of Plots in Russian Folk Pictures and Icon Painting]. In Filevskie chteniya. Tezisy konferentsii 16–19 maya 1995 goda. Moscow, S. n., pp. 41–44.

Krylov, A. O. (2014). Mitropolit Dimitrii Rostovskii v tserkovnoi i kul’turnoi zhizni Rossii vtoroi poloviny XVII − nachala XVIII vv. [Metropolitan Dimitry of Rostov in the Church and Cultural Life of Russia in the Second Half of the 17th – Early 18th Centuries]. Dis. … kand. ist. nauk. Moscow, S. n. 373 p.

Maksimovich, I. P. (1842). Palomnik kievskii, ili Putevoditel’ po monastyryam i tserkvam kievskim [Kyiv Pilgrim, or Guide to Kyiv Monasteries and Churches]. Kyiv, Tipografiya Kievo-Pecherskoi lavry. 2, 106 p.

Mangilev, P. I., prot., Soboleva, L. S. (2014). Istoricheskii kontekst sozdaniya sbornika propovedei “Statir” i lichnost’ avtora [The Historical Context of the Creation of the Statir Collection of Sermons and the Identity of the Author]. In Tserkov’. Bogoslovie. Istoriya. Materialy II Vserossiiskoi nauchno-bogoslovskoi konferentsii (Ekaterinburg, 12 fevralya 2014 g.). Yekaterinburg, Informatsionno-izdatel’skii otdel Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, pp. 134–144.

Mudrova, N. A. (2015). Neskol’ko zamechanii ob istoricheskom kontekste sozdaniya sbornika “Statir” i lichnosti ego avtora: po povodu stat’i prot P. Mangileva i L. S. Sobolevoi [A Few Remarks about the Historical Context of the Creation of the Statir Collection and the Identity of Its Author: Regarding the Article by P. Mangilev and L. S. Soboleva]. In Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii. Iss. 2 (10), pp. 159–164.

Panchenko, A. M. (2000). Russkaya kul’tura v kanun petrovskikh reform [Russian Culture on the Eve of Petrine Reforms]. In Panchenko, A. M. Russkaya istoriya i kul’tura. St Petersburg, Azbuka, pp. 13–280.

Protas’eva, T. N. (1970). Opisanie rukopisei Sinodal’nogo sobraniya (ne voshedshikh v opisanie A. V. Gorskogo i K. N. Nevostrueva) v 2 ch. [Description of the Manuscripts of the Synodal Collection (not Included in the Description by A. V. Gorsky and K. N. Nevostruev). 2 Parts]. Moscow, S. n. Part 1. 211 p.

RGB [Russian State Library]. Stock 256. Sobranie N. P. Rumyantseva. No. 411.

RNB [Russian National Library]. Sobranie A. A. Titova. No. 4384; Sobranie P. P. Vyazemskogo. Q.269.

Sazonova, L. I. (2006). Literaturnaya kul’tura Rossii. Rannee Novoe vremya [Literary Culture of Russia. Early Modern Time]. Moscow, Yazyki slavyanskikh kul’tur. 894 p.

Soboleva, L. S. (2011). Avtorskii kod rukopisnogo sbornika “Statir” (Orel-gorodok, 1683–1684 gody) [The Author’s Code of the Handwritten Collection Statir (Orel-Gorodok, 1683–1684)]. In Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya. Vol. 10. Iss. 8: Filologiya, pp. 175–186.

Soboleva, L. S. (2020). Gimn semeinoi lyubvi i garmonii v rukopisnom sbornike propovedei kontsa XVII veka [A Hymn to Family Love and Harmony in a Manuscript Collection of Sermons from the End of the 17th Century]. In Dialog so vremenem. No. 73, pp. 254–270. DOI 10.21267/AQUILO.2020.73.73.014.

Tarasov, M. I. (2021). Teoriya teksta i diskursa. Diskurs rassuzhdeniya. Uchebnik i praktikum dlya vuzov [Theory of Text and Discourse. Discourse of Reasoning. Textbook and Workshop for Universities]. Moscow, Yurait. 284 p.

Volin, B. M., Ushakov, D. N. (Eds.). (1938). Tolkovyi slovar’ russkogo yazyka v 4 t. [Explanatory Dictionary of the Russian Language. 4 Vols.]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, OGI. Vol. 2. L – Oyalovet’. 1040 columns.

Volkov, A. V. (2022). “Keleinyi letopisets” Dimitriya Rostovskogo: istochniki teksta i printsipy raboty avtora [The Cell Chronicle of Dimitry Rostovsky: Sources of the Text and Principles of the Author’s Work]. Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. St Petersburg, S. n. 25 p.

Загрузки

Опубликован

2022-11-04

Как цитировать

Fedotova, M. (2022). Нравоучение в творчестве Димитрия Ростовского (от «Руна орошенного» до «Келейного летописца»). Quaestio Rossica, 10(4), 1420–1437. https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.738

Выпуск

Раздел

Problema voluminis