Осуждение алчности как «бесовского наущения» в иллюстрациях синодиков раннего Нового времени
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.737Ключевые слова:
древнерусская рукописная книга, книжная миниатюра, демонологический сюжет, поучениеАннотация
Исследуются визуальные приемы осуждения алчности, сделавшей человека, желающего для себя и собственной семьи роскошной жизни, легкой добычей дьявола. Исследование выполнено на материале цикла иллюстраций к притче «О роскошнике», входившей в состав литературных предисловий к русским синодикам XVII–XVIII вв., задачей которых было нравственное наставление читателя. При заметном росте интереса отечественных и зарубежных исследователей к древнерусскому синодику поднятая в статье проблема пока еще не затрагивалась в научных публикациях. Цель работы – реконструкция подхода художников-миниатюристов к иллюстрированию краткого текста с демонологическим сюжетом, содержание которого должно быть истолковано и дополнено параллельным визуальным рассказом. Объект изучения – книжные миниатюры – предопределил междисциплинарность исследования и применение филологических и искусствоведческих герменевтических методов. Основными источниками исследования являются иллюстрации к притче «О роскошнике» из синодиков Троицкого Данилова монастыря 1672 г. и Сольбинской Николаевской пустыни XVIII в. Они представляют собой яркие образцы двух вариантов иконографии иллюстративного цикла, тяготеющего к русской средневековой рукописной традиции и воспроизводящего образный строй и стилистику гравюр синодика Леонтия Бунина. Основные результаты исследования основываются на сопоставлении ключевых эпизодов литературного сюжета притчи и визуального повествования о тех же событиях. Делается вывод, что в миниатюрах ярко прослеживается стремление «учить картинами», а выразительность приемов поучения не уступает книжному тексту, а превосходит его. Оба различающихся варианта иконографии цикла миниатюр рассказывают одну и ту же поучительную историю о грехе и наказании. Она отличается от многих других иллюминированных синодичных притч присутствием важного инфернального персонажа, вносящего в повествование необычный нюанс.
Библиографические ссылки
Antonov, D. I., Maizul’s, M. R. (2011). Demony i greshniki v drevnerusskoi ikonografii. Semiotika obraza [Demons and Sinners in Old Russian Iconography. Semiotics of the Image]. Moskow, Indrik. 376 p.
Buslaev, F. I. (1990). Povest’ o Gore i Zlochastii [A Story of Grief and Misfortune]. In Buslaev F. I. O literature. Issledovaniya. Stat’i / ed. by E. L. Afanas’ev. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, pp. 164–261.
Dergacheva, I. V. (2021). Tematika posmertnogo spaseniya i nakazaniya v pamyatnikakh drevnerusskoi tanatologii [The Theme of Posthumous Salvation and Punishment in the Works of Old Russian Thanatology]. In Voropaev, V. A., Dergacheva, I. V., Konyavskaya, E. L., Mil’kov, V. V. Tanatologicheskaya tema v russkoi slovesnosti XI–XXI vv. Moscow, Indrik, pp. 109–162.
Filkova, P. (2006). Strukturno-semanticheskii tip slov s previksom roz-/ros- v istorii russkogo literaturnogo ezika [Structural and Semantic Type of Words with Prefix roz-/ros- in the History of the Russian Literary Language]. In Godishnik na Sofiiskiya universitet “Sv. Kliment Okhridskii”. Fakul’tet slavyanskoi filologii. Sofia, Universitetsko izdatelstvo “Sv. Kliment Okhridskii”. Vol. 91, pp. 147–178.
Khromov, O. R. (1998). Russkaya lubochnaya kniga XVII–XIX vekov [The Russian Lubok Book of the 17th–19th Centuries]. Moscow, Pamyatniki istoricheskoi mysli. 219 p.
Likhachev, D. S. (1968). Drevneslavyanskie literatury kak sistema [Old Slavic Literatures as a System]. In Markov, D. F., Robinson, A. N. (Eds.). Slavyanskie literatury. VI Mezhdunarodnyi s”ezd slavistov (Praga, avgust 1968). Doklady sovetskoi delegatsii. Moscow, Nauka, pp. 5–48.
Pereslavl’-Zalesskii muzei-zapovednik [Pereslavl-Zalessky Museum-Reserve]. Inv. 4288, 4309, 4310.
Prokof’ev, N. I. (1991). Prelest’ prostoty i vymysla [The Charm of Simplicity and Fantasy]. In Prokof’ev, N. I., Alekhina, L. I. (Ed.). Drevnerusskaya pritcha. Moscow, Sovetskaya Rossiya, pp. 5–18.
Sukina, L. B. (2021). Pozdnyaya osen’ russkogo Srednevekov’ya. Ocherki kul’turnoi istorii Moskovskogo gosudarstva (XVI–XVII vv.) [The Late Autumm of the Russian Middle Ages. Essays on the Cultural History of the Moscow State (16th–17th Centuries)]. Moscow, St Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ. 359 p.