Осуждение алчности как «бесовского наущения» в иллюстрациях синодиков раннего Нового времени

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.737

Ключевые слова:

древнерусская рукописная книга, книжная миниатюра, демонологический сюжет, поучение

Аннотация

Исследуются визуальные приемы осуждения алчности, сделавшей человека, желающего для себя и собственной семьи роскошной жизни, легкой добычей дьявола. Исследование выполнено на материале цикла иллюстраций к притче «О роскошнике», входившей в состав литературных предисловий к русским синодикам XVII–XVIII вв., задачей которых было нравственное наставление читателя. При заметном росте интереса отечественных и зарубежных исследователей к древнерусскому синодику поднятая в статье проблема пока еще не затрагивалась в научных публикациях. Цель работы – реконструкция подхода художников-миниатюристов к иллюстрированию краткого текста с демонологическим сюжетом, содержание которого должно быть истолковано и дополнено параллельным визуальным рассказом. Объект изучения – книжные миниатюры – предопределил междисциплинарность исследования и применение филологических и искусствоведческих герменевтических методов. Основными источниками исследования являются иллюстрации к притче «О роскошнике» из синодиков Троицкого Данилова монастыря 1672 г. и Сольбинской Николаевской пустыни XVIII в. Они представляют собой яркие образцы двух вариантов иконографии иллюстративного цикла, тяготеющего к русской средневековой рукописной традиции и воспроизводящего образный строй и стилистику гравюр синодика Леонтия Бунина. Основные результаты исследования основываются на сопоставлении ключевых эпизодов литературного сюжета притчи и визуального повествования о тех же событиях. Делается вывод, что в миниатюрах ярко прослеживается стремление «учить картинами», а выразительность приемов поучения не уступает книжному тексту, а превосходит его. Оба различающихся варианта иконографии цикла миниатюр рассказывают одну и ту же поучительную историю о грехе и наказании. Она отличается от многих других иллюминированных синодичных притч присутствием важного инфернального персонажа, вносящего в повествование необычный нюанс.

Биография автора

Liudmila Sukina

доктор исторических наук, заведующий кафедрой подготовки кадров высшей квалификации, Институт программных систем имени А. К. Айламазяна РАН.

152021, Россия, Ярославская область, Переславский район, с. Веськово, ул. Петра Первого, 4а.

ORCID 0000-0001-7692-2085

lbsukina@gmail.com

Библиографические ссылки

Antonov, D. I., Maizul’s, M. R. (2011). Demony i greshniki v drevnerusskoi ikonografii. Semiotika obraza [Demons and Sinners in Old Russian Iconography. Semiotics of the Image]. Moskow, Indrik. 376 p.

Buslaev, F. I. (1990). Povest’ o Gore i Zlochastii [A Story of Grief and Misfortune]. In Buslaev F. I. O literature. Issledovaniya. Stat’i / ed. by E. L. Afanas’ev. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, pp. 164–261.

Dergacheva, I. V. (2021). Tematika posmertnogo spaseniya i nakazaniya v pamyatnikakh drevnerusskoi tanatologii [The Theme of Posthumous Salvation and Punishment in the Works of Old Russian Thanatology]. In Voropaev, V. A., Dergacheva, I. V., Konyavskaya, E. L., Mil’kov, V. V. Tanatologicheskaya tema v russkoi slovesnosti XI–XXI vv. Moscow, Indrik, pp. 109–162.

Filkova, P. (2006). Strukturno-semanticheskii tip slov s previksom roz-/ros- v istorii russkogo literaturnogo ezika [Structural and Semantic Type of Words with Prefix roz-/ros- in the History of the Russian Literary Language]. In Godishnik na Sofiiskiya universitet “Sv. Kliment Okhridskii”. Fakul’tet slavyanskoi filologii. Sofia, Universitetsko izdatelstvo “Sv. Kliment Okhridskii”. Vol. 91, pp. 147–178.

Khromov, O. R. (1998). Russkaya lubochnaya kniga XVII–XIX vekov [The Russian Lubok Book of the 17th–19th Centuries]. Moscow, Pamyatniki istoricheskoi mysli. 219 p.

Likhachev, D. S. (1968). Drevneslavyanskie literatury kak sistema [Old Slavic Literatures as a System]. In Markov, D. F., Robinson, A. N. (Eds.). Slavyanskie literatury. VI Mezhdunarodnyi s”ezd slavistov (Praga, avgust 1968). Doklady sovetskoi delegatsii. Moscow, Nauka, pp. 5–48.

Pereslavl’-Zalesskii muzei-zapovednik [Pereslavl-Zalessky Museum-Reserve]. Inv. 4288, 4309, 4310.

Prokof’ev, N. I. (1991). Prelest’ prostoty i vymysla [The Charm of Simplicity and Fantasy]. In Prokof’ev, N. I., Alekhina, L. I. (Ed.). Drevnerusskaya pritcha. Moscow, Sovetskaya Rossiya, pp. 5–18.

Sukina, L. B. (2021). Pozdnyaya osen’ russkogo Srednevekov’ya. Ocherki kul’turnoi istorii Moskovskogo gosudarstva (XVI–XVII vv.) [The Late Autumm of the Russian Middle Ages. Essays on the Cultural History of the Moscow State (16th–17th Centuries)]. Moscow, St Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ. 359 p.

Загрузки

Опубликован

2022-11-04

Как цитировать

Sukina, L. (2022). Осуждение алчности как «бесовского наущения» в иллюстрациях синодиков раннего Нового времени. Quaestio Rossica, 10(4), 1408–1419. https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.737

Выпуск

Раздел

Problema voluminis