Триумф смерти макабра и «эсхатологический оптимизм» синодиков

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.736

Ключевые слова:

западноевропейский макабр, Триумф смерти, Ars Moriendi, Встреча трех мертвых и трех живых, Пляски смерти, синодики, танатология

Аннотация

Сопоставление танатологических представлений в разных культурах Средневековья позволяет понять их ценностные категории, сформированные через произведения книжности и визуального искусства. Изображения Смерти, «великого отсутствующего», в Средние века и времена «первого открытия человека на пороге Нового времени» (Ле Гофф) занимают в европейском искусстве главенствующее место на фресках и гравюрах XV в. Персонификация смерти в виде образа отвратительного чудовища, пожинающего беспощадным серпом богатый урожай из представителей всех возрастов и сословий, внушала страх и вынуждала каждого задуматься о неизбежном конце – по интенции католического духовенства, подобный страх способствовал развитию добродетелей и отказу от греховного образа жизни. Кажется, что общность аксиологических представлений культуры Древней Руси и стран Западной Европы, основанных на христианстве, могла бы свидетельствовать и о единстве эсхатологических взглядов на проблемы «малой» эсхатологии. Однако есть основания утверждать, что на Руси, в отличие от Европы, путь к бессмертию увлекал более, чем его образы, и страх посмертных мук порождал стремление к искуплению грехов через раскаяние, молитву, милостыню и добротолюбие. Подобные установки наглядно иллюстрируются материалами русских синодиков, которые, в отличие от памятников западноевропейского макабра, знаменовали финалистический оптимизм русской культуры, являя еще при жизни надежные пути к спасению души, поэтому они и именовались «книгами живых». Именно через осмысление этих аспектов инобытия, по мнению автора, формировалась особая культура средневековой Руси.

Биография автора

Irina Dergacheva

доктор филологических наук, профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет.

127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, 29.

ORCID 0000-0002-4878-2027

krugh@yandex.ru

Библиографические ссылки

Alekseev, A. I. (2002). Pod znakom kontsa vremen. Ocherki russkoi religioznosti kontsa XIV – nachala XVI vv. [Under the Sign of the End of Times: Essays on Russian Religiosity in the Late 14th – Early 16th Centuries]. St Petersburg, Aleteiya. 347 p.

Alekseev, A. I. (2012). Religioznye dvizheniya na Rusi poslednei treti XIV – nachala XVI v. Strigol’niki i zhidovstvuyushchie [Religious Movements in Russia in the Last Third of the 14th – Early 16th Centuries. Strigolniks and Judaizers]. Moscow, Indrik. 560 p.

Aurigemma, M. G. (2000). Nosce te ipsum: la raffigurazione della morte nei paesi dell’area Germanica e Nederlandese. In Scaramella, Р., Tenenti, A., Aurigemma, M. G. et al. Humana fragilitas. I temi della morte in Europa tra Duecento e Settecento. Clusone, Ferrari Ed., pp. 141–196.

Bakalova, E. (2001). Ars Moriendi [Ars Moriendi]. In Traditsiya, priemstvenost, novatorstvo. V pamet na ist“r Dinekov. Sofiya, KMN, pp. 448–458.

Beaty, N. L. (1970). The Craft of Dying: A Study in the Literary Tradition of the Ars Moriendi in England (Jale Studies in English). N. Haven, Yale Univ. Press. 299 p.

Chartier, R. (1976). Les Arts de mourir, 1450–1600. In Annales Economies, Sociétés, Civilisations. Vol. 31. No. 1, pp. 51–75.

Delumeau, J. (2003). Grekh i strakh. Formirovanie chuvstva viny v tsivilizatsii Zapada (XIII–XVIII vv.) [Sin and Fear: The Formation of Guilt in Western Civilization (13th–18th Centuries)] / transl. by I. B. Itkin, E. E. Lyamina, E. I. Lebedeva, A. G. Pazel’skaya, ed. by D. E. Kharitonovich. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. 752 p.

Dergacheva, I. V. (2011). Drevnerusskii Sinodik: issledovaniya i teksty [Old Russian Synodic: Studies and Texts]. Moscow, Krug”. 404 p.

Huizinga, J. (1995). Osen’ Srednevekov’ya [The Autumn of the Middle Ages]. In Huizinga, J. Sochineniya v 3 t. / transl. and ed. by V. I. Ukolova. Moscow, Progress – Kul’tura. Vol. 1. 416 p.

Kovrigina, I. V. (2013). Srednevekovyi latinskii traktat “Ars Moriendi” (kratkaya redaktsiya) [Medieval Latin Treatise Ars Moriendi (Concise Edition)]. In Maslov, A. N., Kuznetsov, A. A. (Eds.). Al’manakh po istorii Srednikh vekov i rannego Novogo vremeni. Iss. 3–4. 2012–2013. Nizhnii Novgorod, M-Print, pp. 185–214.

Nessel’shtraus, Ts. G. (2000). Nemetskaya pervopechatnaya kniga. St Petersburg, Axioma. 272 p.

O’Connor, M. C. (1966). The Art of Dying Well: The Development of the Ars moriendi. N. Y., AMS Press. 258 p.

Petukhov, E. V. (1895). Ocherki iz literaturnoi istorii Sinodika. 1. Sud’by teksta china pravoslaviya na russkoi pochve do poloviny XVIII veka. II. Literaturnye elementy Sinodika kak narodnoi knigi v XVII i XVIII vekakh [Essays on the Literary History of the Synodic. 1. The Fate of the Text of the Order of Orthodoxy on Russian Soil until the Mid-18th Century. II. Literary Elements of the Synodic as a Folk Book in the 17th and 18th Centuries]. St Petersburg. Obshchestvo lyubitelei drevnei pis’mennosti. VI, 406 p.

Scaramella, P. (2000). L’Italia dei Trionfi e dei Contrasti. In Scaramella, Р., Tenenti, A., Aurigemma, M. G. et al. Humana fragilitas. I temi della morte in Europa tra Duecento e Settecento. Clusone, Ferrari Ed., pp. 25–98.

Skvairs, E. R. (2003). Neizvestnoe izdanie Bartolomeya Gotana i drevnerusskii perevod “dvoesloviya Zhivota i Smerti” kontsa XV v. [Unknown Edition of Bartholomew Gotan and the Old Russian Translation of the “Double Words of Life and Death” of the Late 15th Century]. In Vostochnaya Evropa v drevnosti i Srednevekov’e. XV Chteniya pamyati V. T. Pashuto. Moskva, 15–17 aprelya 2003 g. Materialy konferentsii. Moscow, Institut vseobshchei istorii RAN, pp. 230–235.

Skvairs, E. R. (2007). Neizvestnyi Gotan iz Nauchnoi biblioteki Moskovskogo universiteta [Unknown Gotan from the Scientific Library of Moscow University]. In Pro knigi. Zhurnal bibliofila. No. 1, pp. 126–132.

Skvairs, E. R. (2015). Zapadnoevropeiskii zhanr “Plyaski Smerti” v Novgorode XV v.: istochniki, retseptsiya, puti rasprostraneniya [The Western European Genre of Danse Macabre in 15th-Century Novgorod: Sources, Reception, Ways of Distribution]. In Drevnyaya Rus’. Voprosy medievistiki. No. 3 (61), pp. 107–108.

Sukina, L. B. (2011). Chelovek veruyushchii v russkoi kul’ture XVI–XVII vekov [A Believer in Russian Culture of the 16th–17th Centuries]. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi universitet. 424 p.

Vilinbachova, T. (2000). L’immagine della morte nell’arte della Russia antica. In Scaramella, Р., Tenenti, A., Aurigemma, M. G. et al. Humana fragilitas. I temi della morte in Europa tra Duecento e Settecento. Clusone, Ferrari Ed., pp. 251–268.

Загрузки

Опубликован

2022-11-04

Как цитировать

Dergacheva, I. (2022). Триумф смерти макабра и «эсхатологический оптимизм» синодиков. Quaestio Rossica, 10(4), 1394–1407. https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.736

Выпуск

Раздел

Problema voluminis