Искусство проповеди Андрея Денисова: риторические стратегии и приемы

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.735

Ключевые слова:

старообрядцы, Выг, Андрей Денисов, проповедь, риторика, барокко, эсхатология

Аннотация

Исследуются жанровые особенности проповедей Андрея Денисова, крупнейшего деятеля второй волны русского старообрядчества, писателя и полемиста. Основным материалом послужили не опубликованные ранее и изданные автором данной статьи тексты сочинений Андрея Денисова, а также рукописи риторик. Работа с источниками велась на основе источниковедческого и текстологического методов. Определяющим проблемным контекстом является выговское барокко как разновидность московского школьного барокко. Герменевтический подход обусловил интерпретацию сочинений в контексте риторической литературной культуры Выга. Центральное внимание уделяется главному труду, созданному на Выге, – Риторике-своду, а также риторическому учению барочного поэта и философа Андрея Белобоцкого, к которому Андрей Денисов проявлял большой интерес. Показано, что риторики диктовали жанровую модель проповеди, определяли структуру и стилистику текстов. Барочная герменевтика оказала влияние на семантику проповеди, в которой господствовала смысловая двуплановость, «сенс аллегоричный». Он выражался в структурообразующей роли библейских цитат («фем»), а также в обилии метафор, символов и аллегорий. Выявляются метафорические ряды, которые формируют центральный эсхатологический миф, выражающийся в противопоставлении враждебного внешнего мира, пораженного антихристом, и Выговской пустыни как пространства духовного спасения. В проповедях Андрея Денисова нашел отражение типичный барочный концепт vanitas vanitatum. Старообрядческого проповедника интересовали онтологический аспект проблемы времени и актуальная в эпоху барокко антропологическая проблематика. Рассматривается коммуникативная модель проповеднического дискурса, определяемая особым позиционированием автора. Образ автора уподобляется пророческому, чему способствует использование библейских цитат. Выявляются особенности ритмической организации проповедей, рассчитанных на слуховое восприятие текстов. Система приемов, используемых старообрядческим автором, позволяет говорить о стремлении создать действенную проповедь, влияющую на утверждение основ вероучения и воспитание преданных сторонников движения. Статья позволяет уточнить характер рецепции общеевропейского стиля барокко в литературе старообрядчества начала XVIII в. В основе выговского барокко лежит функциональный дидактизм, обусловленный главной целью проповеднического творчества, которое утверждало религиозно-нравственные ценности, лежащие в основе выговского утопического проекта.

Биография автора

Olga Zhuravel

доктор филологических наук, заведующий кафедрой теории и истории журналистики, Новосибирский государственный университет; старший научный сотрудник, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

630090, Россия, Новосибирск, ул. Пирогова, 1.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0003-0535-7765

olga_zhuravel@mail.ru

Библиографические ссылки

Averintsev, S. S. (1996). Ritorika i istoki evropeiskoi literaturnoi traditsii [The Rhetoric and Origins of the European Literary Tradition]. Moscow, Shkola ‟Yazyki russkoi kul’tury”. 448 p.

BAN [Library of the Russian Academy of Sciences]. Sobranie Druzhinina. No. 74, 122, 340.

Chernaya, L. (2007). Osobennosti barokko kak mirooshchushcheniya v Rossii XVII – nachala XVIII stoletiya [Features of the Baroque as a Worldview in Russia in the 17th – Early 18th Centuries]. In Chelovek v kul’ture russkogo barokko. Sbornik statei po materialam mezhdunarodnoi konferentsii. Institut filosofii RAN. Moskva, Istoriko-arkhitekturnyi muzei “Novyi Ierusalim”. 28–30 sentyabrya 2006 g. Moscow, Institut filosofii RAN, pp. 72–84.

Chumakova, T. (2007). Problema cheloveka v proizvedeniyakh Feofana Prokopovicha [The Problem of a Human Being in the Works of Feofan Prokopovich]. In Chelovek v kul’ture russkogo barokko. Sbornik statei po materialam mezhdunarodnoi konferentsii. Institut filosofii RAN. Moskva, Istoriko-arkhitekturnyi muzei “Novyi Ierusalim”. 28–30 sentyabrya 2006 g. Moscow, Institut filosofii RAN, pp. 417–424.

Crummey, R. O. (1970). The Old Believers and the World of Antichrist. The Vyg Community and the Russian State 1694–1855. Madison, Milwaukee, L., Univ. of Wisconsin Press. XX, 258 p.

Demkova, N. S. (2003). Literaturnoe nasledie Vyga [The Literary Heritage of Vyg]. In Russkaya literatura. No. 2, pp. 192–194.

Druzhinin, V. G. (1912). Pisaniya russkikh staroobryadtsev. Perechen’ spiskov, sostavlennyi po pechatnym opisaniyam rukopisei [Writings of Russian Old Believers. An Inventory of Handwritten Lists Compiled from Printed Descriptions of Manuscripts]. St Petersburg, Izdanie Imperatorskoi arkheograficheskoi komissii. 534 p.

Gur’yanova, N. S. (2007). Staroobryadtsy i tvorcheskoe nasledie Kievskoi mitropolii [Old Believers and the Artistic Heritage of the Kyiv Metropolis]. Novosibirsk, Izdatel’stvo Sibirskogo otdeleniya RAN. 379 p.

Gur’yanova, N. S., Crammey, R. O. (1994). Istoricheskaya skhema v sochineniyakh pisatelei vygovskoi literaturnoi shkoly [The Historical Scheme in the Writings of the Writers of the Vyg Literary School]. In Yukhimenko, E. M. (Ed.). Staroobryadchestvo v Rossii (XVII–XVIII vv.). Sbornik nauchnykh trudov. Moscow, Arkheograficheskii tsentr. Iss. 1, pp. 120–138.

IRLI [Institute of Russian Literature]. Drevlekhranilishche. Pinezhskoe sobranie. No. 8.

John Chrysostom. (1641). Slovo o ezhe “Predsta Tsaritsa” [The Word about The Royal Deesis]. In John Chrysostom. Margarit. Moscow, Pechatnyi dvor. 843 p.

Kiseleva, M. (2007). “Klyuch zhivota i smerti”: antropologiya russkogo barokko v pravoslavnoi propovedi XVII v. [The Key to Life and Death: The Anthropology of the Russian Baroque in the Orthodox Sermon of the 17th Century]. In Chelovek v kul’ture russkogo barokko. Sbornik statei po materialam mezhdunarodnoi konferentsii. Institut filosofii RAN. Moskva, Istoriko-arkhitekturnyi muzei “Novyi Ierusalim”. 28–30 sentyabrya 2006 g. Moscow, Institut filosofii RAN, pp. 249–265.

Klibanov, A. I. (1977). Narodnaya sotsial’naya utopiya v Rossii. Period feodalizma [People’s Social Utopia in Russia. Period of Feudalism]. Moscow, Nauka. 336 p.

Korzo, M. A. (1999). Obraz cheloveka v propovedi XVII v. [The Image of a Human Being in the Sermon of the 17th Century]. Moscow, Izdatel’stvo Instituta filosofii RAN. 189 p.

Lakhmann, R. (2001). Demontazh krasnorechiya. Ritoricheskaya traditsiya i ponyatie poeticheskogo [Dismantling Eloquence. The Rhetorical Tradition and the Concept of the Poetic]. St Petersburg, Akademicheskii proekt. 368 p.

Markasova, E. V. (2002). Predstavleniya o figurakh rechi v russkikh ritorikakh XVII – nachala XVIII veka [Ideas about Figures of Speech in the Russian Rhetoric of the 17th – Early 18th Centuries]. Petrozavodsk, Izdatel’stvo Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. 204 p.

Matkhauzerova, S. (1976). Dve teorii teksta v russkoi literature XVII v. [Two Theories of Text in the Russian Literature of the 17th Century] In Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Leningrad, Nauka. Vol. 31, pp. 271–284.

Morozov, A. A., Sofronova, L. A. (1979). Emblematika i ee mesto v iskusstve barokko [Emblematics and Its Place in Baroque Art]. In Slavyanskoe barokko. Moscow, Nauka, pp. 13–38.

Panchenko, A. M. (1984). Russkaya kul’tura v kanun Petrovskikh reform [Russian Culture on the Eve of Petrine Reforms]. Leningrad, Nauka. 206 p.

Picchio, R. (2003). Slavia Orthodoxa. Literatura i yazyk [Slavia Orthodoxa: Literature and Language]. Moscow, Znak. 704 p.

Pokrovskii, N. N. (Ed.). (2011). Dukhovnaya literatura staroverov vostoka Rossii XVIII–XX vv. [The Spiritual Literature of the Old Believers of the East of Russia in the 18th–20th Centuries]. Novosibirsk, Izdatel’stvo Sibirskogo otdeleniya RAN. 405 p.

Ponyrko, N. V. (1981). Uchebniki ritoriki na Vygu [Rhetoric Textbooks on Vyg]. In Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Leningrad, Nauka. Vol. 36, pp. 154–162.

Ponyrko, N. V. (1994). Esteticheskie pozitsii pisatelei vygovskoi literaturnoi shkoly [Aesthetic Positions of the Writers of the Vyg Literary School]. In Knizhnye tsentry Drevnei Rusi. XVII v. St Petersburg, Nauka, pp. 104–112.

RGB [Russian State Library]. Sobranie Egorova. No. 958.

Sazonova, L. I. (2006). Literaturnaya kul’tura Rossii. Rannee Novoe vremya [Literary Culture of Russia. Early New Age]. Moscow, Yazyki slavyanskikh kul’tur, 896 p.

Trebnik [Prayer Book]. (1651). Moscow, Pechatnyi dvor. 688 p.

Yukhimenko, E. M. (2002). Vygovskaya staroobryadcheskaya pustyn’. Dukhovnaya zhizn’ i literatura v 2 t. [Old Believer Hermitage of Vyg. Spiritual Life and Literature. 2 Vols.]. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury. Vol. 1. 544 p. Vol. 2. 480 p.

Yukhimenko, E. M. (2008). Literaturnoe nasledie Vygovskogo staroobryadcheskogo obshchezhitel’stva v 2 t. [Literary Heritage of the Old Believer Community of Vyg. 2 Vols.]. Moscow, Yazyki slavyanskikh kul’tur. Vol. 1. 686 p. Vol. 2. 568 p.

Zen’kovskii, S. A. (1970). Russkoe staroobryadchestvo: dukhovnye dvizheniya semnadtsatogo veka [Russian Old Believers: Spiritual Movements of the 17th Century]. Moscow, Tserkov’, 528 p.

Zen’kovskii, S. A. (2009). Ideologicheskii mir brat’ev Denisovykh [The Ideological World of the Denisov Brothers]. In Zen’kovskii, S. A. Russkoe staroobryadchestvo v 2 t. Moscow, Institut DI DIK, Kvadrika, pp. 594–606.

Zhuravel’, O. D. (2010). K izucheniyu poeticheskogo stilya Andreya Denisova. ‟Poslanie s Moskvy vo obshchebratstvo” o vstreche v Moskve persidskogo slona [On the Study of the Poetic Style of Andrei Denisov: ‟Message from Moscow to the Common Brotherhood” about the Meeting of the Persian Elephant in Moscow]. In Romodanovskaya, E. K. (Ed.). Traditsii otechestvennoi dukhovnoi kul’tury v narrativnykh i dokumental’nykh istochnikakh XV–XXI vv. Novosibirsk, Izdatel’stvo Sibirskogo otdeleniya RAN, pp. 95–118.

Zhuravel’, O. D. (2012a). Literaturnoe tvorchestvo staroobryadtsev XVIII – nachala XXI vv.: temy, problemy, poetika [Literary Works of the Old Believers of the 18th – Early 21st Centuries: Themes, Problems, Poetics]. Novosibirsk, Izdatel’stvo Sibirskogo otdeleniya RAN. 442 p.

Zhuravel’, O. D. (2012b). Staroobryadcheskie sochineniya nachala XVIII v. o cheloveke [Old Believer Writings of the Early 18th Century about a Human Being]. In Vlast’, obshchestvo i chelovek v istoricheskikh i literaturnykh istochnikakh XVI–XX vv. Novosibirsk, Izdatel’stvo Sibirskogo otdeleniya RAN, pp. 134–191.

Zubov, V. P. (2001). Russkie propovedniki. Ocherki po istorii russkoi propovedi [Russian Preachers: Essays on the History of Russian Preaching]. Moscow, Editorial URSS. 232 p.

Загрузки

Опубликован

2022-11-04

Как цитировать

Zhuravel, O. (2022). Искусство проповеди Андрея Денисова: риторические стратегии и приемы. Quaestio Rossica, 10(4), 1377–1393. https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.735

Выпуск

Раздел

Problema voluminis