Слова Максима Грека на иудеев в авторских кодексах публициста

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.734

Ключевые слова:

Максим Грек, Самуил Марокканский, Исак Собака, публицистика XVI в., иудейское учение, авторские кодексы, еретики, проповедь православия

Аннотация

В рукописном наследии Максима Грека известно три сочинения против иудейского учения. Они не представляют цикла и в составе прижизненных авторских кодексов занимают разные положения. На их основе в отечественной науке давно сложилась концепция об активном участии Максима Грека в борьбе с ересью «жидовствующих», что опровергается современными исследованиями трудов публициста. Цель настоящей статьи – определить роль антииудейских слов Святогорца в формировании авторских кодексов. Два сочинения занимают положение заключительных глав в их составе. Полемические «Словеса против Самуила Евреина» имеют признаки «связанного» текста – отсутствие введения и заключения, тезисность высказываний, нечеткость системы внутренней рубрикации. Текст рассчитан на восприятие в контексте с источником – «Главами Самуила Марокканского». Аналогичную архитектонику имеет «Послание к некоему мужу», заинтересовавшемуся «Луцидариусом». «Словеса против Самуила» были составлены в конце 40‑х гг. XVI в. в Тверском Отроче монастыре в связи с просьбой некоего Георгия прокомментировать «Главы Самуила Марокканского». Сочинение присоединено в качестве 73‑й главы к Хлудовскому собранию, составленному в начале 50‑х гг. XVI в. в Свято-Троицком монастыре. Загадочным текстом оказался «Совет к православному Собору на Исака жидовина, волхва, чародея и обманщика». Заглавие не согласуется с содержанием сочинения, не удается определить, о каком соборе идет речь и кто такой Исак жидовин. Согласиться с версией об Исаке Собаке как герое сочинения нельзя. Интерес вызывают межтекстовые связи «Совета к Собору» и послания 1554 г. Ивана IV Максиму Греку. Основная идея сочинения (совет) – предавать еретиков казни – не может принадлежать Максиму Греку. Сочинение занимает место одной из последних глав (45‑й) в составе Иоасафовского собрания и, может быть, имеет подложный характер. «Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же на Иудея» (5‑я глава Иоасафовского собрания) – образец торжественной речи проповедника православия, составленной в конце 30‑х – начале 40‑х гг. XVI в., оно должно быть оценено как программное сочинение Максима Грека против иудейского учения. Основная цель церковного публициста – доказательство божественности Христа и обвинение иудеев в Его гибели. Разбросанность трех сочинений в составе систематизированных кодексов указывает на разновременность их создания, различия в интенции и реализации замыслов писателя.

Биография автора

Liudmila Zhurova

доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт истории Сибирского отделения РАН.

630090, Россия, Новосибирск, ул. Николаева, 8.

ORCID 0000-0002-6796-0896

zhurova@ngs.ru

Библиографические ссылки

Akty istoricheskie sobrannye i izdannye Arkheograficheskoyu komissieyu v 5 t. [Historical Acts Collected and Published by the Archaeological Commission. 5 Vols.]. (1841–1842). St Petersburg, Tipografiya Ekspeditsii zagotovleniya gosudarstvennykh bumag. Vol. 1. 614 p. (AI).

Bulanin. D. M. (2019). “Polnoe sobranie sochinenii” Maksima Greka. Nachalo raboty i plan ee zaversheniya [The Complete Works of Maksim Grek. The Beginning of Work and Plan for Its Completion]. In Studi Slavistici. Vol. 16. No. 2, pp. 119–137. DOI 10.13128/Studi_Slavis-7656.

Bulanin. D. M. (2021). Nad stranitsami “Perevodov zhidovstvuyushchikh” [Turning the Pages of the Translations by Judaizers]. In Drevnyaya Rus’. Voprosy medievistiki. No. 2, pp. 216–222. DOI 10.25986/IRI.2021.84.2.017.

GIM [State Historical Museum]. Sinodal’noe sobranie. No. 491. Turn of the 17th Century. 651 f.

Golubinskii, A. A. (1911). Istoriya russkoi tserkvi v 2 t. [The History of the Russian Church. 2 Vols.]. Moscow, Izdanie Imperatorskogo obshchestva istorii i drevnostei rossiiskikh pri Moskovskom universitete. Vol. 2. Part 1. 616 p.

GPNTB SO RAN [State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences]. Otdel redkikh i rukopisnykh knig (ORiRK). Sobranie M. N. Tikhomirova. No. 271. Second Half of the 19th Century. 651 f.

Ikonnikov. V. S. (1915). Maksim Grek i ego vremya. Istoricheskoe issledovanie [Maksim Grek and His Time. A Historical Study]. Kiev, Tipografiya Imperatorskogo universiteta svyatogo Vladimira. 651 p.

Kasapi, I. (2008). Otnoshenie Maksima Greka k eretikam [The Attitude of Maksim Grek to Heretics]. In Rossiya – Afon: tysyacheletie dukhovnogo edinstva. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-bogoslovskoi konferentsii. Moskva, 1–4 oktyabrya 2006 g. Moscow, Pravoslavnyi Svyato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet, pp. 297–301.

Kazakova, N. A. (1960). Vassian Patrikeev i ego sochineniya [Vassian Patrikeev and His Works]. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. 363 p.

Lurye, Ya. S. (1960). Ideologicheskaya bor’ba v russkoi publitsistike kontsa XV – nachala XVI v. [The Ideological Struggle in the Russian Jouralistic Writings of the Late 15th – Early 16th Centuries]. Moscow, Leningrad, Akademiya nauk SSSR. 528 p.

Makarii, the Metropolitan of Moscow. (1996). Istoriya Russkoi Tserkvi v 7 kn. [The History of the Russian Church. 7 Books]. Moscow, Izdatel’stvo Spaso-Preobrazhenskogo Valaamskogo monastyrya. Book 4. Part 1. 590 p.

Manokhin, A. A. (2021). Sobor 1490 g. kak osnova konstruirovaniya “eresi zhidovstvuyushchikh” [The Council of 1490 as the Basis of the Construction of the Heresy of the Judaizers]. In Khristianskoe chtenie. No. 4, pp. 412–448. DOI 10.47132/1814-5574. National Library of Paris. Manuscript Slave. 123. Late 16th century. 715 f.

Pokrovskii, N. N., Shmidt, S. O. (Eds.). (1971). Sudnye spiski Maksima Greka i Isaka Sobaki [Sudnye Spiski by Maksim Grek and Isak Sobaka]. Moscow, Tipografiya Glavnogo arkhivnogo upravleniya Akademii nauk SSSR. 191 p.

Reverend Maksim Grek (2014–). Sochinenia [Writings] / ed. by N. V. Sinitsyna. Moscow, Rukopisnye pamyatniki Drevnei Rusi. Vol. 2. 432 p. (PMG).

RGB [Russian State Library]. Stock 37. Sobranie T. F. Bol’shakova. No. 285. First half of the 1550s. 306 f.; Stock 173/I. Sobranie MDA. No. 42. The turn of the 1550s. 416 f.; Stock 173/III. Sobranie MDA. No. 138. The turn of the 1550s. 236 f.; Stock 98. Sobranie E. E. gorova. No. 355. 17th century. 538 f.; Stock 354. Sobranie Vologodskoi dukhovnoi seminarii. No. 238. The turn of the 18th century. 118 f.

Shashkov, A. T. (1983). Tagil’skii sbornik sochinenii Maksima Greka (kodikologicheskie zametki) [The Tagil Collected Works by Maksim Grek (Codicological Notes)]. In Rukopisnaya traditsiya XVI–XIX vv. na vostoke Rossii. Novosibirsk, Nauka, pp. 4–14.

Sinitsyna, N. V. (1977). Maksim Grek v Rossii [Maksim Grek in Russia]. Moscow, Nauka. 332 p.

Sochinenia Maxima Greeka [Works of Venerable Maksim Grek]. (1859–1860). Kazan, Tipografiya gubernskogo pravleniya. Part 1. 553 p. Part 2. 460 p.

Zyablitsyna, N. A. (2013). Istoriya izucheniya tserkovnoslavyanskogo perevoda traktata “Uchitelya Samuila oblichenie” [The History of Studying of the Church Slavonic Translation of the Treatise Denunciation of Master Samuel]. In Prostranstvo i vremya. No. 2 (12), pp. 54–61. DOI 2226-7271provr_st2-12.2013.22.

Загрузки

Опубликован

2022-11-04

Как цитировать

Zhurova, L. (2022). Слова Максима Грека на иудеев в авторских кодексах публициста. Quaestio Rossica, 10(4), 1362–1376. https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.734

Выпуск

Раздел

Problema voluminis