Коллекционирование искусства Востока на Урале: региональный феномен в общеевропейском контексте

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.733

Ключевые слова:

искусство Востока, Урал, буддийское искусство, музейные собрания, частные коллекции, история коллекционирования

Аннотация

В статье обобщен более чем десятилетний опыт изучения и экспонирования восточных коллекций, сформировавшихся на Урале в XIX – начале XXI в. На представленном материале раскрывается региональная специфика этого процесса и одновременно акцентируется внимание на тех фактах и особенностях, которые были характерны для общеевропейской традиции коллекционирования данного времени. Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью в регионах России восточных собраний, хранящихся в основном в краеведческих музеях различного ранга, а также необходимостью анализа и определения места региональных российских коллекций в общеевропейском процессе коллекционирования азиатских артефактов. В указанный период на Урале, территориально не имевшем тесных связей со странами Востока или крупными художественными рынками, непрерывно шел процесс накопления обширных коллекций, представляющих широкую картину развития искусства ряда азиатских стран (Японии, Китая, Тибета, Монголии и связанного с ними буддийского региона России – Бурятии). В статье отмечаются объективные и случайные причины, поводы и события, приведшие к включению отдельных произведений и целых коллекций на Урале, приводятся примеры подобных процессов в Европе, выявляются специфика и отличия уральских коллекций от столичных. Материал дополнен фактическими сведениями о составе и количественных показателях частных и музейных собраний, формировавшихся в Уральском регионе, намечаются исследовательские лакуны в изучении коллекций. Содержание статьи разделено на три временных блока, совпадающих с историческими периодами и отражающих изменения в социально-политической и культурной жизни страны, повлиявшие на характер формирования восточных коллекций на Урале.

Биографии авторов

Sergey Vinokurov

кандидат искусствоведения, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства, Екатеринбургский музей изобразительных искусств; старший преподаватель, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620014, Россия, Екатеринбург, ул. Воеводина, 5.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0001-7548-8651

serg.vinokuroff@gmail.com

Victoria Demenova

кандидат искусствоведения, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-2348-8817

vikina@mail.ru

 

Библиографические ссылки

Budrina, L. A. (2017). Istochniki postuplenii v fondy Ural’skogo oblastnogo gosudarstvennogo muzeya. K voprosu o provenanse farfora iz kollektsii EMII [Provenance of the Funds of the Ural Regional State Museum. On the Provenance of Porcelain in the Collection of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts]. In Muzei i revoliutsiya 1917 goda v Rossii: sud’ba liudei, kollektsii, zdanii. Yekaterinburg, S. n., pp. 31–32.

Davydov, V. I. (2012). Dukhovnoe zaveshchanie kuptsa 1-i gil’dii S. A. Chirkova. Zametki k rodoslovnoi meshchan Chirkovykh [The Spiritual Testament of the Merchant of the 1st Guild S. A. Chirkov. Notes for the Genealogy of the Bourgeois Chirkovs]. In Prikosnovenie k vekam. Turinskaya starina. Rodovedcheskii sbornik. Iss. 3. Turinsk, S. n., pp. 79–86.

Demenova, V. V. (2015). Buddiiskaya bronza v kollektsii Ekaterinburgskogo muzeya izobrazitel’nykh iskusstv: problemy atributsii [Buddhist Bronze Sculpture in the Collection of the Yekaterinburg Fine Arts Museum: Problems of Attribution]. In Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. No. 2 (139), pp. 15–23.

Demenova, V. V. (2017). Istoki formirovaniya kollektsii buddiiskogo iskusstva na Urale (Irbit, Ekaterinburg, Chelyabinsk) [Formation History of Buddhist Art Collections in the Urals (Irbit, Yekaterinburg, Chelyabinsk)]. In Indiya – Tibet: tekst i intertekst v kul’ture. Rerikhovskie chteniya 2012–2015 v Institute vostokovedeniya RAN. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury, pp. 91–96.

Demenova, V. V., Gunba, S. T. (2017). Sud’ba vostochnoi kollektsii turinskogo kuptsa S. A. Chirkova v revolyutsionnye i poslerevolyutsionnye gody [The Fate of the Eastern Collection of Merchant S. A. Chirkov from Turin during the Revolution and after It]. In Chelovek v mire kul’tury. No. 2–3, pp. 56–60.

Elikhina, Yu. I., Demenova, V. V., Vinokurov, S. E. (2018). Svoi Vostok. Buddiiskoe iskusstvo XIV–XX vekov iz muzeinykh i chastnykh sobranii. Nauchnyi katalog vystavki v Ekaterinburgskom muzee izobrazitel’nykh iskusstv [Our East. Buddhist Art of the 14th–20th Centuries from Museum and Private Collections. Scholarly Catalogue of the Exhibition at the Yekaterinburg Museum of Fine Arts]. Yekaterinburg, S. n. 112 p.

Filinkova, A. N. (2008). Cherno-beloe zoloto Vitaliya Volovicha [The Black-and-White Gold of Vitaly Volovich]. In Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki. No. 55. Iss. 15, pp. 79–89.

Guseva, A. V., Demenova, V. V. (2019). Istoriya kollektsionirovaniya iskusstva Vostoka: vyyavlenie sobranii chaetorgovtsev v kollektsiyakh regional’nykh muzeev Rossii [Regarding the History of Asian Art Collecting: Tracking Collections of the Tea Traders in Russian Regional Museums]. In Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva. Sbornik nauchnykh statei. Iss. 9. St Petersburg, NP-Print, pp. 778–788.

Katalog kollektsii G. I. Levitskogo, privezennykh im iz puteshestvii na Dal’nii Vostok 1894–1896 godov [Catalogue of the Collections of G. I. Levitsky Brought by Him from His Travels to the Far East in 1894–1896]. (1896). In Zapiski Ural’skogo obshchestva lyubitelei estestvoznaniya. Iss. 1, pp. 1–12.

Khazov, A. A. (2013). Bronza buddiiskikh relikvii i ural’skii metall pobedy [The Bronze of Buddhist Relics and Ural Metal of Victory]. In Buddizm Vadzhrayany v Rossii. Moscow, Almaznyi put’, pp. 460–465.

Kirillov, A., Kaeta, G. (2016). Kitai – Ural: iz proshlogo v budushchee [China – Urals: From the Past to the Future]. Yekaterinburg, Ural’skii rabochii. 280 p.

Kuz’menko, L. I. (2013). Iskusstvo Kitaya. Putevoditel’ po postoyannoi ekspozitsii [Art of China. Guide to the Permanent Exhibition]. Moscow, Gosudarstvennyi muzei Vostoka. 138 p.

OR GTG [Department of Manuscripts of the State Tretyakov Gallery]. Stock 4. No. 3298.

Sibirsko-Ural’skaya nauchno-promyshlennaya vystavka 1887 g. v g. Ekaterinburge [Siberian-Ural Scientific and Industrial Exhibition in 1887 in Yekaterinburg]. (1887). In Ekaterinburgskaya nedelya. No. 31. Prilozhenie, p. 143.

Steuber, J., Lai, G. (Eds.). (2014). Collectors, Collections & Collecting the Arts of China: Histories & Challenges. Gainesville, Univ. Press of Florida. 327 p.

Vinokurov, S. E. (2015). V rusle vystavochnogo buma 1950-kh: ekspozitsiia kitaiskogo iskusstva Sverdlovskoi kartinnoi galerei [In the Framework of the 1950s Exhibition Boom: The Collecion of Chinese Art at Sverdlovsk Art Gallery]. In Odinnadtsatye Tatishchevskie chteniya. Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Yekaterinburg, Uchebno-metodicheskii tsentr Ural’skogo politekhnicheskogo instituta, pp. 401–406.

Vinokurov, S. E. (2018). Steklo i keramika Kitaya iz kollektsii A. V. Glazyrina. Nauchnyi katalog vystavki [Glass and Ceramics of China from the Collection of A. V. Glazyrin. Scholarly Exhibition Catalogue]. Yekaterinburg, Ekaterinburgskii muzei izobrazitel’nykh iskusstv. 88 p.

Vinokurov, S. E. (2019b). Yaponskaya eksportnaya shirma: o prozrachnosti kul’turnykh granits vo vtoroi polovine XIX – nachale XX veka [Japanese Export Screen: On the Transparency of Cultural Borders in the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries]. In Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. Vol. 21. No. 1 (184), pp. 227–238. DOI 10.15826/izv2.2019.21.1.016.

Vinokurov, S. E., Budrina, L. A. (2021). Dal’nevostochnaya mechta evropeiskikh masterov [Far Eastern Dream of European Craftsmen]. St Petersburg, Nestor-Istoriya. 208 p.

Vinokurov, S. E. (2019a). Ekspozitsiya “Iskusstvo Kitaya” Sverdlovskoi kartinnoi galerei 1959 goda: k voprosu o khudozhestvennykh svyazyakh “SSSR – KNR” v 1950-e gody [“Chinese Art” Exhibition at the Sverdlovsk Art Gallery, 1959: On the Artistic Relations between the USSR and China in the 1950s]. In Rossiya – Kitai: istoriya i kul’tura. Sbornik statei i dokladov uchastnikov XII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kazan, Fen, pp. 122–127.

Vladelitsa Krasnogo konya. Dar Kazimiry Basevich muzeyam Rossii. Izdanie k vystavke. Katalog [The Owner of the Red Horse. A Gift of Kazimira Basevich to Russian Museums. An Exhibition Publication. Catalogue]. (2018). Yekaterinburg, Ekaterinburgskii muzei izobrazitel’nykh iskusstv. 176 p.

Загрузки

Опубликован

2022-11-04

Как цитировать

Vinokurov, S., & Demenova, V. (2022). Коллекционирование искусства Востока на Урале: региональный феномен в общеевропейском контексте. Quaestio Rossica, 10(4), 1348–1361. https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.733

Выпуск

Раздел

Problema voluminis