Навык воображать будущее: утопическое измерение советских революционных празднеств

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.2.689

Ключевые слова:

советские революционные празднества, утопия, будущее, прошлое, революция, Р. Левитас, М. Озуф

Аннотация

Рассмотрены революционные празднества – одно из основных проявлений советской культуры 1917–1920‑х гг. Праздники во всем многообразии их видов и форм (преимущественно это были массовые постановки и инсценировки) оказались включены в пространство сотворения утопии первого послереволюционного десятилетия. В данном контексте под утопией понимается культурная форма чувственно-рационального освоения социальной реальности, продуцирующая представления о счастье и гармонии в ответ на извечную потребность человека не только в предвидении будущего, но и в его моделировании. Согласно последним исследованиям в области utopian studies, утопия артикулируется не только в виде литературных текстов, содержащих идеальные образы нового социального порядка, но и в виде различных интенций – возможности и навыка желать лучшего, создавать альтернативные проекты будущего, подвергать критике то, что мешает его достижению. Революционные празднества трактуются как совокупность ценностно наполненных культурных практик – знаковых акций и артефактов, связанных с памятными событиями, выдающимися личностями и особым церемониалом. Применение в качестве теоретического инструментария метода воображаемой реконструкции общества Р. Левитаса и модели революционного праздника М. Озуф позволило реконструировать утопическое измерение революционных празднеств. Праздничный хронотоп анализируется сквозь призму трех модусов метода воображаемой реконструкции общества (утопии-метода): археологического, онтологического и архитектурного. В качестве взаимодействующих стратегий-приемов, работающих на общий образ воображаемого будущего, выступают остранение, критика, создание альтернативы и ее переживание. Выстроенная таким образом исследовательская оптика позволила ответить на вопрос, почему революционные празднества при отсутствии целостных картин будущего все же приобщали участников к становлению нового политического, социального и культурного порядка и легитимизировали революцию. Источниками описания конкретных постановок послужили публикации современников той эпохи – авторов и критиков (А. Пиотровского, О. Цехновицера, Н. Шубского и др.).

Биографии авторов

Taisia Paniotova

доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет.

344006, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42.

ORCID 0000-0003-2529-9216

tspaniotova@mail.ru

Maxim Romanenko

ассистент, Южный федеральный университет.

344006, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42.

ORCID 0000-0001-6018-767X

maks291193@gmail.com

Библиографические ссылки

Bakhtin, M. M. (1990). Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura srednevekov’ya i Renessansa [Francois Rabelais’ Works and the Folk Culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. 543 p.

Blanco Martínez, R. (1999). La ciudad ausente. Utopía y utopismo en el pensamiento occidental. Madrid, ACAL S. A. 245 p.

Bloch, E. (1991). Printsip nadezhdy [The Principle of Hope]. In Chalikova, V. A. (Ed.). Utopiya i utopicheskoe myshlenie. Antologiya zarubezhnoi literatury. Moscow, Progress, pp. 49–78.

Bloch, E. (1997). Tyubingenskoe vvedenie v filosofiyu [The Tübingen Introduction in Philosophy]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. 400 p.

Campanella, T. (1954). Gorod Solntsa [The City of the Sun]. Moscow, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. 228 p.

Clark, K. (1985). The City versus the Countryside in Soviet Peasant Literature of the Twenties: A Duel of Utopias. In Gleason, A., Kenez, P., Stites, R. (Eds.). Bolshevik Culture: Experiment and Order in the Russian Revolution. Bloomington, Indiana Univ. Press, pp. 175–189.

Gardiner, M. (1992). Bakhtin’s Carnival: Utopia as Critique. In Utopian Studies. Vol. 3. No. 2, pp. 21–49.

Geldern von, J. (1993). Bolshevik Festivals, 1917–1920. Berkeley, Univ. of California Press. 316 p.

Gorin, D. G. (2015). Ot karnavala k liturgii: motivy ateisticheskoi kosmogonii v glavnom sovetskom prazdnike [From Carnival to Liturgy: Motifs of Atheistic Cosmogony in the Main Soviet Holiday]. In Neprikosnovennyi zapas. No. 3 (101). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/101_nz_3_2015/article/11510/ (accessed: 20.08.2020).

Jameson, F. (2010). Utopia as Method, or the Uses of the Future. In Gordin, M. D., Tilley, H., and Prakash, G. (Eds.). Utopia/Dystopia: Conditions of Historical Possibility. Princeton, Oxford, Princeton Univ. Press, pp. 21–44.

Kant, I. (1964). Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. In Kant, I. Sochineniya v 6 t. Moscow, Mysl’. Vol. 3. 799 p.

Kaspe, I. (2018). V soyuze s utopiei. Smyslovye rubezhi pozdnesovetskoi kul’tury [In Alliance with Utopia. The Semantic Boundaries of Late Soviet Culture]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 432 p.

Kirvel’, Ch. S. (1989). Utopicheskoe soznanie: sushchnost’, sotsial’no-politicheskie funktsii [Utopian Consciousness: The Essence, Social and Political Functions]. Minsk, Universitetskoe. 190 p.

Kustova, E. (2015). Sovetskii prazdnik 1920-kh godov v poiskakh mass i zrelishch [The Soviet Holiday of the 1920s in Search of Masses and Spectacles]. In Neprikosnovennyi zapas. No. 3 (101). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/101_nz_3_2015/article/11509/ (accessed: 20.08.2020).

Lenin, V. I. (1969). Gosudarstvo i revolutsiya [State and Revolution]. In Lenin, V. I. Sochineniya v 55 t. Moscow, Izdatel’stvo politicheskoi literatury. Vol. 33, pp. 1–120.

Lenin, V. I. (1970). Velikii pochin [The Great Initiative]. In Lenin, V. I. Sochineniya v 55 t. Moscow, Izdatel’stvo politicheskoi literatury. Vol. 39, pp. 1–29.

Lenin, V. I. (1974a). Rech’ pri zakladke pamyatnika K. Marksu [Speech at the Stone-Laying Ceremony for a Monument to Karl Marx]. In Lenin, V. I. Sochineniya v 55 t. Moscow, Izdatel’stvo politicheskoi literatury. Vol. 41, p. 105.

Lenin, V. I. (1974b). Rech’ na mitinge, posvyashchennom zakladke pamyatnika osvobozhdennomu trudu [Speech at a Meeting Dedicated to the Laying of the Foundation Stone of a Monument to Liberated Labour]. In Lenin, V. I. Sochineniya v 55 t. Moscow, Izdatel’stvo politicheskoi literatury. Vol. 41, p. 106.

Levitas, R. (2011). The Imaginary Reconstitution of Society: Utopia as Method. In Moylan, T., and Baccolini, R. (Eds.). Utopia Method Vision: The Use Value of Social Dreaming. Oxford, Peter Lang, pp. 47–68.

Levitas, R. (2013). Utopia as Method: The Imaginary Reconstitution of Society. L., Palgrave Macmillan. XVIII, 288 p.

Lezhoeva, O. M. (1926). Vos’maya godovshchina v klubakh [The Eighth Anniversary in Clubs]. In Massovye prazdnestva. Sbornik komiteta sotsiologicheskogo izucheniya iskusstv. Leningrad, Academia, pp. 182–189.

Lunacharskii, A. V. (1968). Vospominaniya i vpechatleniya [Memoirs and Impressions]. Moscow, Sovetskaya Rossiya. 376 p.

Malysheva, S. Yu. (2008). Mifologizatsiya proshlogo. Sovetskie revolyutsionnye prazdnestva 1917–1920-kh godov [Myths of the Past: Soviet Revolutionary Feasts of 1917–1920s]. In Repina, L. P. (Ed.). Dialogi so vremenem: pamyat’ o proshlom v kontekste istorii. Moscow, Krug’’, pp. 682–710.

Mayakovsky, V. V. (1958). Khorosho! Oktyabr’skaya poema [Good! The October Poem]. In Mayakovsky, V. V. Polnoe sobranie sochinenii v 13 t. Moscow, Goslitizdat. Vol. 8, pp. 233–328.

Mazaev, A. I. (1978). Prazdnik kak sotsial’no-khudozhestvennoe yavlenie: opyt istorikoteoreticheskogo issledovaniya [Holiday as a Social and Artistic Phenomenon: Experience of Historical and Theoretical Research]. Moscow, Nauka. 392 p.

Meletinsky, E. M. (2000). Poetika mifa [The Poetics of Myth]. Moscow, Vostochnaya literatura. 407 p.

Ozouf, M. (2003). Revolyutsionnyi prazdnik: 1789–1799 [Revolutionary Festival: 1789–1799]. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury. 352 p.

Paniotova, T. S. (2004). Utopiya v prostranstve dialoga kul’tur [Utopia in the Space of a Dialogue of Cultures]. Rostov-on-Don, Rostovskii gosudarstvennyi universitet. 305 p.

Piotrovskii, A. I. (1926). Khronika leningradskikh prazdnestv 1919–22 g. [Chronicle of the Leningrad Festivals of 1919–22]. In Massovye prazdnestva. Sbornik komiteta sotsiologicheskogo izucheniya iskusstv. Leningrad, Academia, pp. 53–84.

Piotrovskii, A. I. (2019). Mech mira [Sword of the Peace]. In Piotrovskii, A. I. Teatral’noe nasledie – issledovaniya, teatral’naya kritika, dramaturgiya v 2 t. St Petersburg, Baltiiskie sezony. Vol. 2, pp. 761–789.

Plaggenborg, St. (2000). Revolyutsiya i kul’tura: kul’turnye orientiry v period mezhdu Oktyabr’skoi revolyutsiei i epokhoi stalinizma [Revolution and Culture: Cultural Marks in the Period between the October Revolution and the Stalinist Era]. St Petersburg, Zhurnal “Neva”. 416 p.

Polak, F. (1973). The Image of the Future. Amsterdam, Elsevier. 319 p.

Pol’shchikov, N. M. (2002). Ambivalentnost’ prazdnestv (ontologicheskie i poetologicheskie aspekty) [Ambivalence of Celebrations (Ontological and Poetological Aspects)]. In Iberica Americans. Prazdnik v iberoamerikanskoi kul’ture. Moscow, Institut mirovoi literatury RAN, pp. 313–330.

Sementsov, S. V., Speranskaya, V. S. (2018). Leninskii plan monumental’noi propagandy i traditsii imperatorskoi stolichnoi kul’tury [Lenin’s Plan of Monumental Propaganda and the Traditions of Imperial Capital City Culture]. In Vestnik grazhdanskih inzhenerov. No. 2 (67), pp. 37–47.

Shalaeva, N. V. (2012). Sovetskii gosudarstvennyi prazdnik kak mekhanizm formirovaniya reprezentativnogo obraza vlasti i sotsiokul’turnoi kommunikatsii (1917–1920-e gg.) [The Soviet State Holiday as a Mechanism for the Formation of a Representative Image of Power and Socio-Cultural Communication (1917–1920s)]. In Vlast’. Vol. 21. No. 1, pp. 132–136.

Shubskii, N. (1920). Na ploshchadi Uritskogo [On the Uritskii Square]. In Vestnik teatra. No. 75, pp. 4–5.

Stites, R. (1991). Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. N. Y., Oxford, Oxford Univ. Press. 307 p.

Tikhonov, N. (1991). Perekrestok utopii [The Crossroads of Utopias]. In Serebryanyi vek. Peterburgskaya poeziya kontsa XIX – nachala XX v. Leningrad, Lenizdat, pp. 315–316.

Tsekhnovitser, O. V. (1927). Demonstratsiya i karnaval: k desyatoi godovshchine Oktyabr’skoi revolyutsii [Demonstration and Carnival: For the 10th Anniversary of the October Revolution]. Moscow, Doloi negramotnost’. 136 p.

Tsekhnovitser, O. V. (1931). Prazdnestva revolyutsii [Festivities of Revolution]. Leningrad, OGIZ, Priboi. 208 p.

Tugendkhol’d, Ya. A. (1930). Iskusstvo oktyabr’skoi epokhi [Art of the October Era]. Leningrad, Academia. 199 p.

Zhigulsky, K. (1985). Prazdnik i kul’tura: Prazdniki starye i novye. Razmyshleniya sotsiologa [Holiday and Culture: The Old and New Holidays. A Sociologist’s Reflections]. Moscow, Progress. 336 p.

Загрузки

Опубликован

2022-06-21

Как цитировать

Paniotova, T., & Romanenko, M. (2022). Навык воображать будущее: утопическое измерение советских революционных празднеств. Quaestio Rossica, 10(2), 577–592. https://doi.org/10.15826/qr.2022.2.689

Выпуск

Раздел

Problema voluminis