Доброта и озорство: аксиология восприятия советской мультипликации

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.2.688

Ключевые слова:

мультипликация, анимация, память, аксиология, СССР

Аннотация

Исследуются основные категории, служащие вербализации воспоминаний о советском анимационном кино в биографическом опыте поколения, родившегося в 1960–1970‑е гг. Время детства и личностного становления участников исследования совпало с функционированием эстетической модели советской мультипликации, установившейся к концу 1960‑х и медленно эволюционировавшей до середины 1980‑х гг. Для сбора качественных данных были проведены полевые исследования, в ходе которых использовался метод углубленного интервью. Установлено, что среди основных фигур описания советского мультфильма в памяти респондентов выступают прежде всего понятия «доброта» и «озорство». «Доброта» всплывает уже на уровне ассоциативного ряда со словом «мультик», «озорство» же возникает как категория описания мультипликационных героев. «Доброе» в разделяемом респондентами универсуме памяти понимается не в поведенческих, а в аксиологических значениях, присущих этому прилагательному. Слово «добрый» употребляется чаще в значении «творящий добро», чем «приветливый». «Озорство», в свою очередь, представляет собой концепт, реализуемый разными языковыми средствами и выступающий не противоположностью понятия «доброта», а его специфическим дополнением. При всей ритуализации форм авторитетного дискурса, имевшей свои репрезентации в мультипликационных сюжетах, понятия «доброта» и «озорство» являются свидетельствами специфического семиозиса. В его рамках понятия авторитета и нормы сами по себе не становятся обозначениями ценностей, а лишь участвуют в формировании аксиологических представлений.

Биография автора

Jakub Sadowski

доктор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Института восточнославянской филологии, Ягеллонский университет.

31-007, Польша, Краков, ул. Gołębia, 24.

ORCID 0000-0002-2109-4451

jakub.sadowski@uj.edu.pl

Библиографические ссылки

Berger, P., Luckmann, Th. (1995). Sotsial’noe konstruirovanie real’nosti. Traktat po sotsiologii znaniya [The Social Construction of Reality. A Treatise in the Sociology of Knowledge]. Moscow, Medium. 323 p.

Chlebda, W. (2012). Pamięć ujęzykowiona. In Adamowski, J., Wójcicka, M. (Eds.). Tradycja dla współczesności. T. 6. Pamięć jako kategoria rzeczywistości kulturowej. Lublin, Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, pp. 109–119.

Eco, U. (1984). The Frames of Comic “Freedom”. In Eco, U., Ivanov, V. V., Rector, M. (Eds.). Carival! Berlin, N. Y., Amsterdam, Mouton Publ., pp. 1–9.

Gaidar, A. (1967). Skazka o Voennoi Taine, o Mal’chishe-Kibal’chishe i ego tverdom slove [A Tale about a War Secret, about the Boy Nipper-Pipper and His Word of Honour]. Moscow, Detskaya literatura. 24 p.

Lefman, T. O. (2019). Obraz detstva kak ob’’ekt konstruirovaniya v otechestvennoi animatsii [The Image of Childhood as an Object of Construction in Soviet and Russian Animation]. In Vestnik kul’tury i iskusstv. No. 1 (57), pp. 137–143.

Lotman, Yu. M. (1978). O yazyke mul’tiplikatsionnykh fil’mov [The Language of Animated Cartoons]. In Uchenye zapiski Tartuskogo gosudarstvennogo universiteta. Iss. 463. Semiotika kul’tury, pp. 141–144. (Trudy po znakovym sistemam. X).

Yurchak, A. (2014). Eto bylo navsegda, poka ne konchilos’. Poslednee sovetskoe pokolenie [Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation]. Moscow, Novoe literaturnoe oboznenie. 664 p.

Загрузки

Опубликован

2022-06-21

Как цитировать

Sadowski, J. (2022). Доброта и озорство: аксиология восприятия советской мультипликации. Quaestio Rossica, 10(2), 558–576. https://doi.org/10.15826/qr.2022.2.688

Выпуск

Раздел

Problema voluminis