Время и причины ухода Федора Колычева в Соловецкий монастырь

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.674

Ключевые слова:

монашество, Русская церковь, митрополит Филипп, Колычевы, Старицкий мятеж, Соловецкий монастырь, XVI в., служилые люди

Аннотация

Рассматривается первый этап жизни митрополита Филиппа (в миру – Федора Степановича Колычева, 1566–1568). Автор сосредотачивается на изучении мотивов и обстоятельств его ухода в Соловецкий монастырь. В работе оспаривается распространенная в литературе гипотеза о том, что уход Филиппа был напрямую связан с репрессиями против Колычевых после подавления Старицкого мятежа в 1537 г. Показано, что, во‑первых, непосредственно семья Степана Колычева репрессиям не подверглась, во‑вторых, уход Федора на Соловки состоялся до Старицкого мятежа – в первой половине 1534 г. К этому времени он уже был зрелым по меркам Средневековья 27‑летним человеком. Автор приходит к выводу о добровольности и осознанности решения Федора об уходе в монастырь. Устанавливается, что причины этого шага следует искать не в политической сфере, а исключительно в сфере религиозного сознания. К моменту пострига нереализованных политический амбиций у Филиппа не осталось. Это отличало его от Вассиана (Патрикеева) и Филарета (Романова), вынужденно принявших постриг и порой рассматривавших церковную сферу как поле для удовлетворения своего честолюбия. «Социальный капитал», которым располагал Филипп к моменту пострига, мог сыграть важную роль в его избрании в игумены Соловецкого монастыря. Его иноки нуждались в относительно молодом и энергичном настоятеле, который располагал навыками и опытом управления крупным хозяйством. 37–38‑летнего Филиппа отличала приобретенная в миру хозяйственная хватка, а иных иноков из среды служилых людей в этой обители в этот период было немного. Избрание Филиппа в игумены во многом предопределило расцвет вотчины Соловецкого монастыря в 1540–1560‑е гг. В основу исследования положены летописные и актовые источники, записи на книгах, а также Житие митрополита Филиппа. Их изучение ведется с применением методов источниковедческого анализа, позволяющих из отрывочных и порой разноречивых показаний источников воссоздать картину прошлого. Особое внимание уделено анализу текста жития Филиппа, давшего возможность отделить представленные в нем ценные сведения о биографии митрополита от основного текста, написанного с обильным использованием агиографической топики.

Биография автора

Andrey Usachev

доктор исторических наук, профессор, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет); профессор, Российский государственный гуманитарный университет.

119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76.

125993, Россия, Москва, Миусская площадь, 6.

ORCID 0000-0003-4436-6269

asuuas1@mail.ru

Библиографические ссылки

Akty sotsial’no-ekonomicheskoi istorii Severa Rossii kontsa XV – XVII v. Akty Solovetskogo monastyrya. 1479–1571 [Acts of the Socio-Economic History of the North of Russia in the Late 15th–16th Centuries. Acts of the Solovetsky Monastery. 1479–1571]. (1988). Leningrad, Nauka. 273 p.

Antonov, A. V. (Ed.). (2018). Opisanie gramot Kollegii ekonomii v 3 t. [A Description of Charters of the Department of Economy. 3 Vols.]. Moscow, Drevlekhranilishche. Vol. 2. 1394 p.

Bentsianov, M. M. (2000). Deti boyarskie “naugorodskie pomeshchiki”. Novgorodskaya sluzhilaya korporatsiya v kontse XV – seredine XVI v. [Boyar Children, “Landowners of Novgorod”. The Novgorod Service Corporation in the Late 15th – Mid-16th Centuries]. In Novgorodskaya Rus’: istoricheskoe prostranstvo i kul’turnoe nasledie. Yekaterinburg, Bank kul’turnoi informatsii, pp. 241–277.

Bentsianov, M. M. (2012). Dvor knyazya Andreya Staritskogo i problema “Staritskogo myatezha” 1537 g. (nachalo) [The Court of Prince Andrey Staritsky and the Problem of the Staritsky Mutiny of 1537 (the Beginning)]. In Drevnyaya Rus’. Voprosy medievistiki. No. 4 (50), pp. 64–76.

Bentsianov, M. M. (2013). Dvor knyazya Andreya Staritskogo i problema “Staritskogo myatezha” 1537 g. (okonchanie) [The Court of Prince Andrey Staritsky and the Problem of the Staritsky Mutiny of 1537 (the Ending)]. In Drevnyaya Rus’. Voprosy medievistiki. No. 1 (51), pp. 17–26.

Dykstra, T. E. (2006). Russian Monastic Culture: “Josephism” and the Iosifo-Volokolamsk Monastery, 1479–1607. München, Verlag Otto Sagner. 264 p.

Kolobkov, V. A. (2004). Mitropolit Filipp i stanovlenie moskovskogo samoderzhaviya. Oprichnina Ivana Groznogo [Metropolitan Filipp and the Formation of Moscow Autocracy. The Oprichnina of Ivan the Terrible]. St Petersburg, Aleteiya. 639 p.

Krom, M. M. (2008). Starodubskaya voina. 1534–1537: iz istorii russko-litovskikh otnoshenii [The Starodub War. 1534–1537: From the History of Russo-Lithuanian Relations]. Moscow, Rubezhi XXI. 139 p.

Krom, M. M. (2010). “Vdovstvuyushchee tsarstvo”. Politicheskii krizis v Rossii 30–40-kh godov XVI veka [“A Widow Tsardom”. Political Crisis in the Russia of the 1530s–1540s]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 887 p.

Krushel’nitskaya, E. V., Tutova, T. A. (2001). Startsy Solovetskogo monastyrya XVI v. po upominaniyam v gramotakh riznichnoi kollektsii i drugim dokumentam [Monks of the Solovetsky Monastery of the 16th Century According to References in the Charters of the Sacristy Collection and Other Documents]. In Knizhnye tsentry Drevnei Rusi. Solovetskii monastyr’. St Petersburg, Dmitrii Bulanin, pp. 3–145.

Kukushkina, M. V. (1977). Monastyrskie biblioteki Russkogo Severa XVI–XVII vv. Ocherki po istorii knizhnoi kul’tury [Monastic Libraries of the Russian North of the 16th–17th Centuries. Essays on the History of Book Culture]. Leningrad, Nauka. 223 p.

Likhachev, N. P. (1900). Rodstvo Kolychevykh s novgorodtsami [The Kinship of the Kolychevs with the Novgorodians]. St Petersburg, Russkoe genealogicheskoe obshchestvo. 4 p.

Lobakova, I. A. (2006). Zhitie mitropolita Filippa. Issledovanie i teksty [The Life of Metropolitan Filipp. Research and Texts]. St Petersburg, Dmitrii Bulanin. 306 p.

Makarii (Veretennikov). (1998). Ikony svyatitelya Filippa [Icons of Metropolitan Filipp]. In Iskusstvo khristianskogo mira. Moscow, Izdatel’stvo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo bogoslovskogo instituta. Iss. 2, pp. 42–48.

PSRL [The Complete Collection of Russian Chronicles]. (1929). Vol. 4. Part 1. Iss. 3. Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. 686 p.

Romanenko, E. V. (2020). Osnovateli monastyrei na Rusi: ikh sotsial’nyi i obrazovatel’nyi status (XIV–XVII vv.) [The Founders of Monasteries in Russia: Their Social and Educational Status (14th–17th Centuries)]. In Monastyrskaya kul’tura kak transkonfessional’nyi fenomen. Moscow, ROSSPEN, pp. 26–41.

Savich, A. A. (1927). Solovetskaya votchina XV–XVII vekov. Opyt izucheniya khozyaistva i sotsial’nykh otnoshenii na krainem Russkom Severe v Drevnei Rusi [The Solovetsky Patrimony of the 15th–17th Centuries. Experience of Studying the Economy and Social Relations in the Far Russian North in Old Russia]. Perm, Izdanie Obshchestva istoricheskikh, filosofskikh i sotsial’nykh nauk pri Permskom gosudarstvennom universitete. 280 p.

Shevchenko, E. E. (2007). Iz istorii knizhnykh svyazei Belozer’ya i Solovkov (Kirillo-Belozerskii i Solovetskii monastyri, Nilo-Sorskii i Anzerskii skity) [From the History of Book Relations between Belozerye and the Solovetsky Islands (Kirillo-Belozersky and Solovetsky Monasteries, Nilo-Sorsky, and Anzer Skeets)]. In Ocherki feodal’noi Rossii. Moscow, St Petersburg, Al’yans-Arkheo. Iss. 11, pp. 274–290.

Skrynnikov, R. G. (1992). Tsarstvo terrora [The Reign of Terror]. St Petersburg, Nauka. 571 p.

Slovar’ russkogo yazyka XI–XVII vv. [The Dictionary of the Russian Language of the 11th–17th Centuries]. (1975–). Moscow, Nauka. Iss. 19. 272 p. Iss. 24. 254 p.

Spock, J. B. (2007). Community Building and Social Identity: Donations to the Solovki Monastery 1460–1645. In Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Bd. 55. H. 4, S. 534–565.

Usachev, A. S. (2014). “Starost’ glubokaya” v XIV–XVI vv.: demograficheskie realii i ikh vospriyatie sovremennikami (na materiale pis’mennykh istochnikov) [“Extreme Old Age” in the 14th–16th Centuries: Contemporary Perception of Demographics (Based on the Written Sources)]. In Drevnyaya Rus’. Voprosy medievistiki. No. 1 (55), pp. 58–68.

Usachev, A. S. (2017). Pochemu zakonchilas’ “volokolamskaya gegemoniya” v Russkoi tserkvi XVI v.? [Why Did the “Volokolam Hegemony” End in the Russian Church of the 16th Century?]. In Rossiiskaya istoriya. No. 5, pp. 97–113.

Usachev, A. S. (2018). Knigopisanie v Rossii XVI veka: po materialam datirovannykh vykhodnykh zapisei v 2 t. [Writing Books in Russia in the 16th Century: With Reference to Dated Colophons]. Moscow, St Petersburg, Al’yans-Arkheo. Vol. 1. 472 р. Vol. 2. 528 р.

Veselovskii, S. B. (1969). Issledovaniya po istorii klassa sluzhilykh zemlevladel’tsev [Research on the History of the Class of Service Landowners]. Moscow, Nauka. 582 p.

Yurenev, G. N. (1903). Rod Yurenevykh: genealogicheskaya rospis’ s XIV po XX stoletie: istoriko-biograficheskie svedeniya po arkhivnym dokumentam [The Yurenev Family: Genealogical List from the 14th to the 20th Century: Historical and Biographical Information on Archival Documents]. St Petersburg, Tipografiya M. M. Stasyulevicha. 454 p.

Zimin, A. A. (1964). Kolychevy i russkoe boyarstvo v XIV–XVI vv. [The Kolychevs and the Russian Boyars in the 15th–16th Centuries]. In Arkheograficheskii ezhegodnik za 1963 g. Moscow, Nauka, pp. 55–71.

Zimin, A. A. (2001). Oprichnina [The Oprichnina]. Moscow, Territoriya. 447 p.

Загрузки

Опубликован

2022-03-26

Как цитировать

Usachev, A. (2022). Время и причины ухода Федора Колычева в Соловецкий монастырь. Quaestio Rossica, 10(1), 319–334. https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.674

Выпуск

Раздел

Disputatio