Фауна в поэтическом мировидении Гаврилы Державина

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.663

Ключевые слова:

Г. Р. Державин, русская поэзия XVIII в., образы животных в искусстве, псалом 103, «Гимн Зевсу», Клеант, Рафаэль Санти

Аннотация

Образы животных чрезвычайно распространены в лирике Г. М. Державина и встречаются в произведениях, принадлежащих ко всем его творческим периодам. Исследуются вопросы о том, какую функцию имеет мир фауны в его лирике и меняется ли она в течение времени. При рассмотрении образа лебедя в одноименной горацианской оде 1808 г. выявлена его символическая природа, обусловленная темой бессмертия, неопубликованные стихи на смерть собаки характеризуют бурлескное направление в творчестве поэта. Предлагается изучить общую типологию животных в лирике Державина (исключая жанр басни и притчи), чтобы затем обратиться к подробному анализу двух малоизученных произведений (Величество Божье 1789 г. и Утро 1800 г.). Стихотворения рассматриваются с учетом иллюстраций, обрамляющих их в издании К. Я. Грота. Поэтический бестиарий Державина очень богат по сравнению с бестиарием других поэтов его времени, становясь со временем все более неотъемлемой частью пейзажа. Согласно его эстетической концепции, поэзия должна изображать «блестящие и живые картины, с природой сходственные виды», включая также своих обитателей из мира фауны. Функция образа животных заключается в оживлении пейзажа в противоположность неподвижным картинам классицизма. Однако данная функция меняется на разных этапах творчества поэта и варьируется в зависимости от выбранного жанра. Поэт обращается к образам животных с разными целями, от символической до шутливой; набор зверей соответствует замыслу стихотворения и выражает разные подходы к языку. В частности, в связи с тенденцией к архаизации в позднем творчестве поэта образы животных приобретают все более символический или мифологический характер. Изобилие и сам набор образов животных в оде Утро (1800) связывают данное произведение с изображениями сотворения животных в западноевропейской живописи и графике, в первую очередь со знаменитой ватиканской фреской Сотворение животных итальянского художника Рафаэля.

Биография автора

Michela Venditti

доктор филологических наук, профессор, Университет Неаполя Л’Ориентале.

80121, Италия, Неаполь, Via Chiatamone, 61/62.

ORCID 0000-0003-4072-4604

mvenditti@unior.it

Библиографические ссылки

Bestiaire des Lumières. (2009). In Revue des Sciences Humaines. No. 296. 244 p.

Buslaev, F. I. (1886). Illyustratsiya stikhotvorenii Derzhavina [Illustration of Derzhavin’s Poems]. In Buslaev, F. I. Moi dosugi v 2 ch. Moscow, S. n. Part 2, pp. 70–166.

Dan’ko, E. Ya. (1940). Izobrazitel’noe iskusstvo v poezii Derzhavina [Visual Art in Derzhavin’s Poetry]. In Gukovskii, G. A. (Ed.). XVIII vek. Stat’i i materialy. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. Iss. 2, pp. 218–222.

Demin, A. O. (1999). O teatral’nykh istochnikakh kantaty G. R. Derzhavina “Persei i Andromeda” [On the Theatrical Sources of G. R. Derzhavin’s Cantata Perseus and Andromeda]. In Materialy k slovaryu syuzhetov i motivov russkoi literatury. Iss. 3. Literaturnoe proizvedenie: syuzhet i motiv. Sbornik nauchnykh trudov. Novosibirsk, Izdatel’stvo Sibirskogo otdeleniya RAN, pp. 37–46.

Epstein, M. (2007). Stikhi i stikhii. Priroda v russkoi poezii XVIII–XX vv. [Poems and Elements: Nature in Russian Poetry of the 18th–20th Centuries]. Samara, Bakhrakh-M. 351 p.

Epstein, M. N. (1990). Priroda, mir, tainik vselennoi… Sistema peizazhnykh obrazov v russkoi poezii [Nature, the World, the Secret of the Universe... The System of Landscape Images in Russian Poetry]. Moscow, Vysshaya shkola. 303 p.

Faustov, A. (2010). Polet lastochki v russkoi poezii [The Flight of a Swallow in Russian Poetry]. In Geller, L., Vinogradova de La Fortelle, A. (Eds.). Zveri i ikh reprezentatsii v russkoi kul’ture. St Petersburg, Baltiiskie sezony, pp. 38–67.

Grot, Ya. (Ed.). (1864–1883). Sochineniya Derzhavina v 9 t. [Works of Derzhavin. 9 Vols.]. St Petersburg, Imperatorskaya Akademiya nauk. Keipert, H. (1999). “Kuritsa ne ptitsa i kit ne zmii”. Zu M. V. Lomonosovs Preloženie psalma 103 [“A Chicken is Not a Bird and a Whale is Not a Snake”: M. V. Lomonosov’s Appendix to Pslam 103]. In Tradizione e rielaborazione nelle letterature di Polonia Ucraina e Russia XVI–XVIII secolo. Alessandria, Edizioni dell’Orso, pp. 349–374.

Kheraskov, M. M. (1961). Izbrannye proizvedeniya [Selected Works]. Leningrad, Sovetskii pisatel’. 421 p.

Klein, I. (2010). Russkaya literatura v XVIII veke [Russian Literature in the 18th Century]. Moscow, Indrik. 440 p.

Larkovich, D. V. (2006). Transformatsiya zmeeborcheskikh syuzhetov v poezii G. R. Derzhavina [Transformation of Snake-Fighting Plots in the Poetry of G. R. Derzhavin]. In Samobytnost’ talanta (tvorcheskaya individual’nost’ pisatelya v kontekste literaturnoi traditsii). Iss. 4. Surgut, RIO Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, pp. 5–21.

Larkovich, D. V. (2010). Ekfrasis i problema tvorcheskoi intermedial’nosti v poezii G. R. Derzhavina [Ekphrasis and the Problem of Creative Intermediality in the Poetry of G. R. Derzhavin]. In Iskusstvo i obrazovanie. No. 1 (63), pp. 42–55.

Larkovich, D. V. (2011). G. R. Derzhavin i khudozhestvennaya kul’tura ego vremeni: formirovanie individual’nogo avtorskogo soznaniya [G. R. Derzhavin and the Artistic Culture of His Time: The Formation of an Individual Author’s Consciousness]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. 344 p.

Lomonosov, M. V. (1959). Polnoe sobranie sochinenii v 11 t. [Complete Works. 11 Vols.]. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk. Vol. 8. Poeziya. Oratorskaya proza. Nadpisi. 1732–1764 gg. 1281 p.

Makhov, A. E. (Ed.). (2000). Emblemy i simvoly = Emblemata et symbola [Emblems and Symbols = Emblemata et symbola]. 2nd Ed., add. Moscow, INTRADA. 368 p.

Makogonenko, G. P., Serman, I. Z. (Eds.). Poety XVIII veka v 2 t. [18th-Century Poets. 2 Vols.]. Leningrad, Sovetskii pisatel’. Vol. 1. 629 p.

Ostolopov, N. F. (1822). Klyuch k sochineniyam Derzhavina, s kratkim opisaniem zhizni sego znamenitogo poeta [The Key to the Works of Derzhavin, with a Brief Description of the Life of This Famous Poet]. St Petersburg, Tipografiya I. Glazunova. 108 p.

Rijksmuseum [website]. (N. d.). URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/collection/RP-P-2016-692-127 (accessed: 12.01.2021).

Shcheglov, Yu. (1995). Iz illyustratsii poeticheskoi izobretatel’nosti Derzhavina (“Lastochka”) [From Illustrations of Derzhavin’s Poetic Ingenuity (The Swallow)]. In Norvichskie simpoziumy po russkoi literature i kul’ture. Vol. 4. Gavrila Derzhavin. Northfield (Vermont), Russkaya shkola Norvichskogo universiteta, pp. 283–292.

SRYa XVIII v. – Sorokin, Yu. S. (Ed.). (1992–). Slovar’ russkogo yazyka XVIII veka [A Dictionary of the Russian Language of the 18th Century]. St Petersburg, Nauka. Iss. 8. 256 p. Iss. 12. 256 p.

Sumarokov, A. P. (1781–1782). Polnoe sobranie vsekh sochinenii. V stikhakh i v proze v 10 ch. [Complete Collection of All Works. In Verse and Prose. 10 Parts]. Moscow, Universitetskaya tipografiya N. Novikova. Part 1. 390 p. Part 7. 377 p.

Venditti, M. (2008). Pokhvala komaru Derzhavina: intertekstual’nost’ i avtosemantichnost’ [Praise for Derzhavin’s Mosquito: Intertextuality and Autosemantics]. In Study Group on Eighteenth-Century Russia. Newsletter. No. 36, pp. 27–46.

Venditti, M. (2010). Il poeta e l’ineffabile. Le odi duchovnye di G. R. Derzhavin. Napoli, M. D’Auria. 224 p.

Venditti, M. (2013). “Lebed’” G. R. Derzhavina: goratsianskaya traditsiya i obraz poeta [The Swan by G. R. Derzhavin: The Horatian Tradition and the Image of the Poet]. In Bogatyrev, S., Dixon, S. (Eds.). History and Literature in Eighteenth-Century Russia. L., Study Group on Eighteenth-Century Russia, pp. 48–60.

Venditti, M. (2021). Zhanr nadpisi v tvorchestve G. R. Derzhavina (stikhi na smert’ sobaki) [The Genre of Inscription in G. R. Derzhavin’s Poetry (Poems on the Death of a Dog)]. In Russkaya literatura. No. 2, pp. 31–39. DOI 10.31860/0131-6095-2021-2-31-39.

[Vengerov, S. A.] (1897). Russkaya poeziya. Sobranie proizvedenii russkikh poetov v 2 t. [Russian Poetry. A Collection of Works of Russian Poets. 2 Vols.]. St Petersburg, Tipografiya I. A. Efrona. Vol. 1. Iss. 1–6. XVIII vek. Epokha klassitsizma. XXII, 992 р.

Загрузки

Опубликован

2022-03-26

Как цитировать

Venditti, M. (2022). Фауна в поэтическом мировидении Гаврилы Державина. Quaestio Rossica, 10(1), 132–150. https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.663

Выпуск

Раздел

Problema voluminis