Фауна в поэтическом мировидении Гаврилы Державина
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.663Ключевые слова:
Г. Р. Державин, русская поэзия XVIII в., образы животных в искусстве, псалом 103, «Гимн Зевсу», Клеант, Рафаэль СантиАннотация
Образы животных чрезвычайно распространены в лирике Г. М. Державина и встречаются в произведениях, принадлежащих ко всем его творческим периодам. Исследуются вопросы о том, какую функцию имеет мир фауны в его лирике и меняется ли она в течение времени. При рассмотрении образа лебедя в одноименной горацианской оде 1808 г. выявлена его символическая природа, обусловленная темой бессмертия, неопубликованные стихи на смерть собаки характеризуют бурлескное направление в творчестве поэта. Предлагается изучить общую типологию животных в лирике Державина (исключая жанр басни и притчи), чтобы затем обратиться к подробному анализу двух малоизученных произведений (Величество Божье 1789 г. и Утро 1800 г.). Стихотворения рассматриваются с учетом иллюстраций, обрамляющих их в издании К. Я. Грота. Поэтический бестиарий Державина очень богат по сравнению с бестиарием других поэтов его времени, становясь со временем все более неотъемлемой частью пейзажа. Согласно его эстетической концепции, поэзия должна изображать «блестящие и живые картины, с природой сходственные виды», включая также своих обитателей из мира фауны. Функция образа животных заключается в оживлении пейзажа в противоположность неподвижным картинам классицизма. Однако данная функция меняется на разных этапах творчества поэта и варьируется в зависимости от выбранного жанра. Поэт обращается к образам животных с разными целями, от символической до шутливой; набор зверей соответствует замыслу стихотворения и выражает разные подходы к языку. В частности, в связи с тенденцией к архаизации в позднем творчестве поэта образы животных приобретают все более символический или мифологический характер. Изобилие и сам набор образов животных в оде Утро (1800) связывают данное произведение с изображениями сотворения животных в западноевропейской живописи и графике, в первую очередь со знаменитой ватиканской фреской Сотворение животных итальянского художника Рафаэля.
Библиографические ссылки
Bestiaire des Lumières. (2009). In Revue des Sciences Humaines. No. 296. 244 p.
Buslaev, F. I. (1886). Illyustratsiya stikhotvorenii Derzhavina [Illustration of Derzhavin’s Poems]. In Buslaev, F. I. Moi dosugi v 2 ch. Moscow, S. n. Part 2, pp. 70–166.
Dan’ko, E. Ya. (1940). Izobrazitel’noe iskusstvo v poezii Derzhavina [Visual Art in Derzhavin’s Poetry]. In Gukovskii, G. A. (Ed.). XVIII vek. Stat’i i materialy. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. Iss. 2, pp. 218–222.
Demin, A. O. (1999). O teatral’nykh istochnikakh kantaty G. R. Derzhavina “Persei i Andromeda” [On the Theatrical Sources of G. R. Derzhavin’s Cantata Perseus and Andromeda]. In Materialy k slovaryu syuzhetov i motivov russkoi literatury. Iss. 3. Literaturnoe proizvedenie: syuzhet i motiv. Sbornik nauchnykh trudov. Novosibirsk, Izdatel’stvo Sibirskogo otdeleniya RAN, pp. 37–46.
Epstein, M. (2007). Stikhi i stikhii. Priroda v russkoi poezii XVIII–XX vv. [Poems and Elements: Nature in Russian Poetry of the 18th–20th Centuries]. Samara, Bakhrakh-M. 351 p.
Epstein, M. N. (1990). Priroda, mir, tainik vselennoi… Sistema peizazhnykh obrazov v russkoi poezii [Nature, the World, the Secret of the Universe... The System of Landscape Images in Russian Poetry]. Moscow, Vysshaya shkola. 303 p.
Faustov, A. (2010). Polet lastochki v russkoi poezii [The Flight of a Swallow in Russian Poetry]. In Geller, L., Vinogradova de La Fortelle, A. (Eds.). Zveri i ikh reprezentatsii v russkoi kul’ture. St Petersburg, Baltiiskie sezony, pp. 38–67.
Grot, Ya. (Ed.). (1864–1883). Sochineniya Derzhavina v 9 t. [Works of Derzhavin. 9 Vols.]. St Petersburg, Imperatorskaya Akademiya nauk. Keipert, H. (1999). “Kuritsa ne ptitsa i kit ne zmii”. Zu M. V. Lomonosovs Preloženie psalma 103 [“A Chicken is Not a Bird and a Whale is Not a Snake”: M. V. Lomonosov’s Appendix to Pslam 103]. In Tradizione e rielaborazione nelle letterature di Polonia Ucraina e Russia XVI–XVIII secolo. Alessandria, Edizioni dell’Orso, pp. 349–374.
Kheraskov, M. M. (1961). Izbrannye proizvedeniya [Selected Works]. Leningrad, Sovetskii pisatel’. 421 p.
Klein, I. (2010). Russkaya literatura v XVIII veke [Russian Literature in the 18th Century]. Moscow, Indrik. 440 p.
Larkovich, D. V. (2006). Transformatsiya zmeeborcheskikh syuzhetov v poezii G. R. Derzhavina [Transformation of Snake-Fighting Plots in the Poetry of G. R. Derzhavin]. In Samobytnost’ talanta (tvorcheskaya individual’nost’ pisatelya v kontekste literaturnoi traditsii). Iss. 4. Surgut, RIO Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, pp. 5–21.
Larkovich, D. V. (2010). Ekfrasis i problema tvorcheskoi intermedial’nosti v poezii G. R. Derzhavina [Ekphrasis and the Problem of Creative Intermediality in the Poetry of G. R. Derzhavin]. In Iskusstvo i obrazovanie. No. 1 (63), pp. 42–55.
Larkovich, D. V. (2011). G. R. Derzhavin i khudozhestvennaya kul’tura ego vremeni: formirovanie individual’nogo avtorskogo soznaniya [G. R. Derzhavin and the Artistic Culture of His Time: The Formation of an Individual Author’s Consciousness]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. 344 p.
Lomonosov, M. V. (1959). Polnoe sobranie sochinenii v 11 t. [Complete Works. 11 Vols.]. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk. Vol. 8. Poeziya. Oratorskaya proza. Nadpisi. 1732–1764 gg. 1281 p.
Makhov, A. E. (Ed.). (2000). Emblemy i simvoly = Emblemata et symbola [Emblems and Symbols = Emblemata et symbola]. 2nd Ed., add. Moscow, INTRADA. 368 p.
Makogonenko, G. P., Serman, I. Z. (Eds.). Poety XVIII veka v 2 t. [18th-Century Poets. 2 Vols.]. Leningrad, Sovetskii pisatel’. Vol. 1. 629 p.
Ostolopov, N. F. (1822). Klyuch k sochineniyam Derzhavina, s kratkim opisaniem zhizni sego znamenitogo poeta [The Key to the Works of Derzhavin, with a Brief Description of the Life of This Famous Poet]. St Petersburg, Tipografiya I. Glazunova. 108 p.
Rijksmuseum [website]. (N. d.). URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/collection/RP-P-2016-692-127 (accessed: 12.01.2021).
Shcheglov, Yu. (1995). Iz illyustratsii poeticheskoi izobretatel’nosti Derzhavina (“Lastochka”) [From Illustrations of Derzhavin’s Poetic Ingenuity (The Swallow)]. In Norvichskie simpoziumy po russkoi literature i kul’ture. Vol. 4. Gavrila Derzhavin. Northfield (Vermont), Russkaya shkola Norvichskogo universiteta, pp. 283–292.
SRYa XVIII v. – Sorokin, Yu. S. (Ed.). (1992–). Slovar’ russkogo yazyka XVIII veka [A Dictionary of the Russian Language of the 18th Century]. St Petersburg, Nauka. Iss. 8. 256 p. Iss. 12. 256 p.
Sumarokov, A. P. (1781–1782). Polnoe sobranie vsekh sochinenii. V stikhakh i v proze v 10 ch. [Complete Collection of All Works. In Verse and Prose. 10 Parts]. Moscow, Universitetskaya tipografiya N. Novikova. Part 1. 390 p. Part 7. 377 p.
Venditti, M. (2008). Pokhvala komaru Derzhavina: intertekstual’nost’ i avtosemantichnost’ [Praise for Derzhavin’s Mosquito: Intertextuality and Autosemantics]. In Study Group on Eighteenth-Century Russia. Newsletter. No. 36, pp. 27–46.
Venditti, M. (2010). Il poeta e l’ineffabile. Le odi duchovnye di G. R. Derzhavin. Napoli, M. D’Auria. 224 p.
Venditti, M. (2013). “Lebed’” G. R. Derzhavina: goratsianskaya traditsiya i obraz poeta [The Swan by G. R. Derzhavin: The Horatian Tradition and the Image of the Poet]. In Bogatyrev, S., Dixon, S. (Eds.). History and Literature in Eighteenth-Century Russia. L., Study Group on Eighteenth-Century Russia, pp. 48–60.
Venditti, M. (2021). Zhanr nadpisi v tvorchestve G. R. Derzhavina (stikhi na smert’ sobaki) [The Genre of Inscription in G. R. Derzhavin’s Poetry (Poems on the Death of a Dog)]. In Russkaya literatura. No. 2, pp. 31–39. DOI 10.31860/0131-6095-2021-2-31-39.
[Vengerov, S. A.] (1897). Russkaya poeziya. Sobranie proizvedenii russkikh poetov v 2 t. [Russian Poetry. A Collection of Works of Russian Poets. 2 Vols.]. St Petersburg, Tipografiya I. A. Efrona. Vol. 1. Iss. 1–6. XVIII vek. Epokha klassitsizma. XXII, 992 р.