Западноевропейская традиция изображения хамелеона в русской народной картинке

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.661

Ключевые слова:

русский лубок, Россия в XVIII в., иконография, хамелеон, Конрад Геснер

Аннотация

Исследуется иконографический и культурно-исторический контекст русской народной картинки «О хамелеоне звере» первой половины XVIII в., в которой воспроизводится иллюстрация из ныне утерянного сборника басен петровского времени «Зрелище жития человеческого» (1712). Мотив экзотического животного, не встречающегося в России, очевидным образом заимствован из иностранного источника, оформление же является вымыслом русского художника. Хамелеон изображен неким монстром, грузно ступающим по земле среди постапокалиптического ландшафта. Многочисленные возможные прообразы лубочного хамелеона, рассмотренные в статье, восходят к изображению хамелеона в «Истории животных» («Historia animalium») Конрада Геснера (впервые – в «Icones animalium» 1553 г.). Иллюстрации в книгах Геснера вплоть до конца XVII в. оказали большое влияние на иконографию хамелеона и других животных в трех различных визуальных контекстах: в эмблематике («Правдивые басни о животных» Маркуса Герардса 1567 г., «Эмблемата» Андреа Альчато 1591 г.), в иллюстрированных книгах по естествознанию (Пьер Белон, Эдвард Топсель, Улиссе Альдрованди, Базилиус Беслер и др.), в разнотипной печатной графике – от высокохудожественных эстампов профессионального академического искусства (Маркус Герардс, Адриен Коллерт) до лубочных изделий. В генетической связи русского лубочного хамелеона с иллюстрациями Геснера можно убедиться, сопоставляя его с изображениями хамелеона в более поздней традиции, начиная со второй половины XVII в. (Клод Перро, Антонио Темпеста, Корнелис де Брюйн, Антонио Валлиснери, Альбертус Себа). В русской народной гравюре к труду Конрада Геснера восходят, наряду с картинкой «О хамелеоне звере», знаменитый «Кот казанский», а также серия изображений домашних птиц (лубок «Калкун»).

Биография автора

Manfred Schruba

доктор филологических наук, профессор, Миланский университет.

20122, Италия, Милан, Via Festa del Perdono, 7.

ORCID 0000-0001-9174-2998

manfred.schruba@unimi.it

Библиографические ссылки

Alciato, A. (2009). Il libro degli emblemi secondo le edizioni del 1531 e del 1534 / introd., trad. e comm. di M. Gabriele. Milano, Adelphi. 731 p.

Aldrovandi, U. (1637a). De quadrupedibus digitatis viviparis libri tres, et de quadrupedibus digitalis oviparis libri duo. Bononiae, Tebaldini. 718 p.

Aldrovandi, U. (1637b). Ornithologiae tomus alter. Bononiae, Tebaldini. 862, LVI p.

Andreae Alciati Emblemata denuo ab ipso Autore recognita, ac, quae desiderabantur, imaginibus locupletata. (1550). Lugduni [Lyon], Mathias Bonhomme. 226 p.

Andreae Alciati Emblemata… Editio Qvarta. (1591). Lugduni Batavorum [Leiden], Raphelengius. 718 p.

Artemchuk, A. (2016). “Zrelishche zhitiya chelovecheskogo” A. A. Viniusa: istochniki i variatsii [A. A. Vinius’ The Spectacle of Human Life: Sources and Variants]. In Letnyaya shkola po russkoi literature. Vol. 12. No. 1, pp. 3–10.

Belobrova, O. A. (1987). Fiziolog [Physiologus]. In Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi. Iss. 1 (XI – pervaya polovina XIV v.). Leningrad, Nauka, pp. 461–462.

Belon, P. (1557). Portraits d’oyseaux, animaux, serpens, herbes, arbres, hommes et femmes, d’Arabie & Egypte. Paris, Cavellat, 124 f.

Belova, O. V. (2001). Slavyanskii bestiarii. Slovar’ nazvanii i simvoliki [Slavonic Bestiary. Dictionary of Names and Symbols]. Moscow, Indrik. 318 p.

Besler, B. (1616). Fasciculus rariorum et aspectu dignorum varii generis. Nürnberg, S. n. 25 f.

Boerma, N., Borms, A., Thijs, A., Thijssen, J. (2014). Kinderprenten, volksprenten, centsprenten, schoolprenten. Populaire grafiek in de Nederlanden 1650–1950. Nijmegen, Vantilt. 1004 p.

Bykova, T. A. (1955). Zateryannoe izdanie “Zrelishcha zhitiya chelovecheskogo” [The Lost Edition of The Spectacle of Human Life]. In Bykova, T. A., Gurevich, M. M., Berkov, P. N. (Eds.). Opisanie izdanii grazhdanskoi pechati. 1708 – yanvar’ 1725 g. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR, pp. 504–514.

Camerario, I. (1595). Symbolorum & emblematum ex animalibus quadrupedibus desumtorum centuria altera collecta. Nürnberg, Excudebat Paulus Kaufmann. 232 p.

Cecco d’Ascoli (1916). L’Acerba / Con prefazione, note e bibliografia di P. Rosario. Lanciano, R. Carabba. 160 p.

Cecco d’Ascoli. (1535). L’Acerba. Vinegia [Venezia], S. n. 116 p.

Collaert, A. (N. d.). Exotische dieren. In Search in Rijksstudio [website]. URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/search/objects?q=RP-P-BI-6041&p=1&ps=12&st=Objects&ii=0#/RPP-BI-6041,0 (accessed: 15.02.2021).

Damaskin Studit. (N. d.). Fiziolog [Physiologus]. [17th century]. In Zelo [website]. URL: https://zelomi.ru/damaskin (accessed: 14.03.2021). (RNB).

Damaskin Studit. (N. d.). Fiziolog. Rukopis’ [Physiologus. Manuscript]. [18th Century]. In NEB [internet-portal]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_009991513/ (accessed: 14.03.2021). (RGB).

De Covarrubias Orozco. (1610). Emblemas morales. Madrid, [Por Luis Sánchez]. 600 p.

Della Porta, G. (1602). De humana physiognomia. Neapoli, Longus. 285 p.

Della Porta, G. (1644). Della fisionomia dell’huomo. Venezia, Tomasini. 570 p.

Duran i Sanpere, A. (1971). Populäre Druckgraphik Europas. Spanien. Vom 15. bis zum 20. Jahrhundert. München, Callwey. 221 S.

Egmond, F. (2018). Einführung. In Egmond, F. (Hrsg.). Conrad Gessners “Thierbuch”. Die Originalzeichnungen. Darmstadt, Wbg ed., S. 7–33.

Emblemata. (1996). Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI. und XVII. Jahrhunderts / Hrsg. von A. Henkel, A. Schöne. Stuttgart, Weimar, Metzler. 2110 S.

Flamen, A. (1672). Devises et emblesmes d’amovr moralisez. Paris, Etienne Loyson. In Rijksstudio [website]. URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/collection/RP-P-1926-369 (accessed: 15.02.2021).

Fraenger, W. (1926). Deutsche Vorlagen zu russischen Volksbilderbogen des 18. Jahrhunderts. In Jahrbuch für historische Volkskunde. Vol. 2, S. 126–173.

Fraenger, W. (1996). Nemetskie obraztsy russkikh lubkov XVIII veka [German Templates for Eighteenth-Century Russian Popular Prints]. In Narodnaya kartinka XVII–XIX vekov. Materialy i issledovaniya. St Petersburg, Dmitrii Bulanin, pp. 189–217.

Galerie J. C. Martinez [website]. URL: http://www.jean-claude-martinez.fr/gravures/monstresdiables/ (accessed: 15.02.2021).

[Gheeraerts, M.] (1583). Animalium quadrupedum omnis generis verae et artificiosissimae delineationes / Pittore M. G. Brugense, Euerardus Hoeswinckel. [21] p.

Gesner, A. (1555). Icones avium omnium, quae in Historia avium Conradi Gesneri describuntur. Tiguri, Excudebat C. Froschoverus. 127 p.

Gesner, C. (1551). Conradi Gesneri medici Tigurini Historiae Animalium Lib. I. de Quadrupedibus viviparis. Tiguri, Excudebat C. Froschoverus. 1104 p.

Gesner, C. (1553). Icones animalium quadrupedum viviparorum et oviparorum, quae in historia animalium Conradi Gesneri describuntur. Tiguri, Excudebat C. Froschoverus. 64 p.

Gesner, C. (1554). Conradi Gesneri medici Tigurini Historiae Animalium Liber II. de Quadrupedibus oviparis. Tiguri, Excudebat C. Froschoverus. 110, 27 p.

Just, K. G. (1970/71). “Chamaeleonte mutabilior”: Literarische Marginalien zu einem Reptil. In Antaios. Bd. 12, S. 381–400.

Kadochigova, O. M. (Ed.). (2017). Biblioteka Imperatorskogo Tsarskosel’skogo (Aleksandrovskogo) litseya v Ekaterinburge v 2 t. [The Library of the Imperial Tsarskoye Selo (Alexander) Lyceum in Yekaterinburg. 2 Vols.]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. Vol. 2. Part 1. 572 p.

Karneev, A. (1890). Materialy i zametki po literaturnoi istorii Fiziologa [Materials and Remarks on the Literary History of the Physiologus]. St Petersburg, Imperatorskoe Obshchestvo lyubitelei drevnei pis’mennosti. 393, LV, [7] p.

Kluge, F. (1975). Etymologisches Wörterbuch der deutschen Sprache. 21. Auflage. Berlin, N. Y., De Gruyter. 915 S.

Le Brun, C. (1714). Voyage au Levant. Paris, Guillaume Cavelier. 408 p.

Mishina, E. A. (2020). Russkaya gravyura XVII – nachala XVIII veka [The Russian Engraving, 17th – Early 18th Centuries]. St Petersburg, ARS. 472 p.

O khameleone-zvere. Ottisk s doski pervoi poloviny XVIII v. [About the Chameleon Beast. Print from a Board of the First Half of the 18th Century] / Olsuf’ev, A. V. (177-). Moscow, S. n. 1 l. In NEB [internet-portal]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012062757/ (accessed: 15.02.2021).

[Perrault, C.] (1669). Description anatomique d’un cameleon, d’un castor, d’un dromadaire, d’un ours, et d’une gazelle. Paris, Frederic Leonard. 120 p.

Plinius Secundus Gaius. (1906). Naturalis Historia / Hrsg. K. Mayhoff. Lipsiae, Teubner. In Perseus Digital Library [website]. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=urn:cts:latinLit:phi0978.phi001.perseus-lat1:8.53 (accessed: 15.02.2021).

Pliny the Elder (1855). The Natural History / transl. by J. Bostock, H. T. Riley. L., Taylor and Francis. In Perseus Digital Library [website]. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=urn:cts:latinLit:phi0978.phi001.perseus-eng1:8.51 (accessed: 15.02.2021).

Rigoli, A., Amitrano Savarese, A. (Eds.). (1995). Fuoco Acqua Cielo Terra: Stampe popolari profane della “Civica Raccolta Achille Bertarelli”. Vigevano, Diakronia. 821 p.

Rovinskii, D. A. (Ed.). (1881). Russkie narodnye kartinki v 5 kn. [Russian Popular Prints. 5 Books]. St Petersburg, Imperatorskaya Akademiya nauk. [Salmon, Th.] (1765). Lo stato presente di tutti i paesi e popoli del mondo naturale, politico e morale. Venezia, G. Albrizzi. Vol. 25. 605 p.

Schruba, M. (2015). Russkie narodnye kartinki: zapadnoevropeiskie obraztsy i paralleli [Russian Popular Prints: Western European Paragons and Parallels]. In Waegemans, E. [et al.]. (Eds.). “A Century Mad and Wise”: Russia in the Age of the Enlightenment: Papers from the IX International Conference of the Study Group on Eighteenth-Century Russia, Leuven 2014. Groningen, Netherlands Russia Centre, pp. 421–434.

Seba, A. (1734). Locupletissimi rerum naturalium thesauri accurata descriptio. Amstelaedami, Apud Janssonio-Waesbergios [et al.]. Vol. 1. 178 p.

Symbola et emblemata / Jussu atque auspiciis sacerrimae suae majestatis augustissimi ac serenessimi imperatoris Moschoviae magni domini Czaris et magni ducis Petri Alexeidis totius magnae, parvae et albae Rossiae, nec non aliarum multarum potestatum atque dominiorum orientalium, occidentalium aquilonariumque supremi monarchae. (1705). Amstelaedami, Apud Henricum Wetstenium. 281 p.

Sytowa, A. S. (1984). Lubok. Russische Volksbilderbogen. 17. bis 19. Jahrhundert. Leningrad, Aurora, Kunstverlag. No. 1–178.

Tarkovskii, R. B. (1969). “Zrelishche zhitiya chelovecheskogo” [The Spectacle of Human Life]. In Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Leningrad, Nauka. Vol. 24, pp. 249–253.

Tarkovskii, R. B. (1992). Vinius Andrei Andreevich. In Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi. Iss. 3 (XVII v.). Part 1 (A–Z). St Petersburg, Dmitrii Bulanin, pp. 175–181.

Tempesta, A. (1650). Nuova raccolta de li Animali piu curiosi del mondo. Roma, [Rossi]. 198 p.

Tongiorgi Tomasi, L., Tongiorgi, P. (1984). Persistenze e “migrazioni” dell’imagine naturalistica. In Immagine e natura. L’immagine naturalistica nei codici e libri a stampa delle Biblioteche Estense e Universitaria. Secoli XV–XVII. Modena, Ed. Panini, pp. 173–180.

Topsell, E. (1607). The historie of foure-footed beastes. L., William Iaggard. 757 p.

Topsell, E. (1658). The History of Four-Footed Beasts and Serpents. L., E. Cotes. 1130 p.

Toschi, P. (1967). Populäre Druckgraphik Europas. Italien. Vom 15. bis zum 20. Jahrhundert. München, Callwey. 258 S.

Vallisneri, A. (1733). Istoria del camaleonte affricano, e di varj animali d’Italia. In Vallisneri, A. Opere fisico-mediche stampate e manoscritte / Raccolte da Antonio suo figliuolo. Venezia, Sebastiano Coleti, pp. 385–456.

Vasmer, M. (1986). Etimologicheskii slovar’ russkogo yazyka v 4 t. [An Etymological Dictionary of the Russian Language]. Moscow, Progress. Vol. 2. 671 p.

[Vondel, J. van den]. (1682). Vorstelijcke Warande der Dieren : waer in de zeden-rijcke philosophie, poëtisch, morael, en historiael, vermakelijck en treffelijck wort voorgestelt : mit exempelen uyt de oude historien, in prose : ende uytleggingen, in rijm verklaert. Amsterdam, Sander Wybrantsz [et al.]. [265] p.

Загрузки

Опубликован

2022-03-26

Как цитировать

Schruba, M. (2022). Западноевропейская традиция изображения хамелеона в русской народной картинке. Quaestio Rossica, 10(1), 96–115. https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.661

Выпуск

Раздел

Problema voluminis