COVID‑19 и опыт виртуальной коммуникации греко-католического владыки с паствой

Авторы

  • Anna Petrikova

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.660

Ключевые слова:

интернет-коммуникация, социальная сеть, дискурс, жанр, ключевые слова, пандемия

Аннотация

Представлены коммуникативно-прагматический анализ текстов и статистический анализ ключевых слов религиозного дискурса. Объект исследования – дискурс восточно-католической церкви византийской литургической традиции в Словакии. Предмет исследования – ключевые слова и основные темы в корпусе публикаций архиепископа М. Хаутура в социальных сетях. Методология исследования базируется на принципах дискурс-анализа, компьютерной лингвистики, лингвистики 2.0, квантитативной лингвистики. Для реализации обозначенной цели используется лингвистический инструмент Sketch Engine, конкордансер четвертого поколения, обеспечивающий быстрый поиск и статистическую обработку данных. Выборка материала для корпуса осуществлена из интернет-коммуникации М. Хаутура в профиле с названием «Vladyka Milan odpovedá» («Владыка Хаутур отвечает») за 2020–2021 гг. При помощи метода Simple maths выделены ключевые слова на базе двух корпусов – главного и фонового. Web-коммуникация архиепископа подчеркивает современную тенденцию в активном общении посредством социальных сетей представителей не только светского мира, но и духовенства. В результате автоматической обработки материалов фонового корпуса Slovak Web 2011 (skTenTen11) были выделены следующие ключевые слова: isus (Иисиус), Christ (Христос), pandémia (пандемия), kovid (ковид), bohorodička (Богородица), cerkov (церковь), vakcinácium (вакцинация), eparchia (епархия). Они имеют самый высокий коэффициент семантической близости (Score) слов из исследуемого и фонового корпусов. Руководствуясь лингвистическим критерием вычленения ключевых слов, автор на их основе выделяет когнитивные составляющие дискурсивного поля, например, дискурсивные доминанты: жизнь человека, церковь земная и небесная, семья.

Биография автора

Anna Petrikova

кандидат филологических наук, доцент, Прешовский университет.

080 01, Словакия, Прешов, ул. 17 ноября, 15.

ORCID 0000-0003-0949-7167

anna.petrikova@unipo.sk

Библиографические ссылки

Asmus, N. G. (2005). Lingvisticheskie osobennosti virtual’nogo kommunikativnogo prostranstva [Linguistic Features of Virtual Communicative Space]. Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. Chelyabinsk, S. n. 22 p.

Bol‘shakova, E. I., Klyshinskii, E. S. et al. (2011). Avtomaticheskaya obrabotka tekstov na estestvennom yazyke i komp‘yuternaya lingvistika [The Automatic Processing of Natural Language Texts and Computational Linguistics]. Moscow, Moskovskii institut elektroniki i matematiki. 272 p.

Carpena, P., Bernaola-Galván, P. et al. (2009). Level Statistics of Words: Finding Keywords in Literary Texts and Symbolic Sequences. In Physical Rev. Vol. 79, 035102(R). DOI 10.1103/PhysRevE.79.035102.

Devitt, A. (2009). Refusing Form in Genre Study. In Giltrow, J., Stein, D. (Eds.). Genres in the Internet: Issues in the Theory of Genre. Amsterdam, John Benjamins Publ., pp. 28–45.

Goroshko, E. I. (2011) “Chirikayushchii” zhanr 2.0 Twitter, ili Chto novogo poyavilos’ v virtual’nom zhanrovedenii? [The “Tweeting” Genre 2.0 Twitter, or What’s New in Virtual Genre Studies?]. In Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 3, pp. 11–20.

Grigor‘ev, A. N., Lande, D. V. et al. (2007). InfoStream. Monitoring novostei iz Internet: tekhnologiya, sistema, servis. Nauchno-metodicheskoe posobie [InfoStream. Monitoring News from the Internet: Technology, System, Service. Scientific and Methodological Guide]. Kiev, Start98. 40 p.

InfoStream. Tekhnologiya monitoringa novostei [InfoStream. News Monitoring Technology] [official website]. URL: http://infostream.ua/RUS/ (accessed: 12.09.2021).

Jenkins, H. (2006). Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. N. Y., N. Y. Univ. Press. 318 p.

Kompantseva, L. F. (2009). Internet-lingvistika: kognitivno-pragmaticheskii i lingvokul‘turologicheskii podkhody [Internet Linguistics: Cognitive-Pragmatic and Linguocultural Approaches]. Lugansk, Znanie. 528 p.

Lande, D. V. (2009). Vizualizatsiya statistiki vkhozhdeniya slov [A Visualisation of the Statistics of Occurrence of Words]. In MegaLing‘2009. Gorizonty prikladnoi lingvistiki i lingvisticheskikh tekhnologii. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii, 21–26 sentyabrya 2009 g., Ukraina, Kiev. Kiev, Dovіra, pp. 63–64.

Mustajoki, A., Zorikhina-Nil‘sson, N. et al. (2020). COVID-19: katastrofa v yazykovom izmerenii raznykh stran [COVID-19: A Disaster in the Linguistic Dimension of Different Countries]. In Quaestio Rossica. Vol. 8. No. 4, pp. 1369–1390. DOI 10.15826/qr.2020.4.533.

Pandemia. In Google [official website]. URL: https://www.google.com/ (accessed: 12.01.2022).

Sketch Engine [official website]. URL: https://app.sketchengine.eu/#dashboard?corpname=user%2FAnna_Pet%2Fkorpus_vladyka_chautur (accessed: 22.02.2022).

Slovak Web Corpus Crawled by SpiderLing in 2011. Encoded in UTF-8, Cleaned and Deduplicated. (N. d.). In SpiderLing [website]. URL: https://www.zerotohero.ca/en/sk/settings (accessed: 12.01.2021).

Voiskunskii, A. E. (2001). Razvitie rechevogo obshcheniya kak rezul‘tat primeneniya Interneta [The Development of Verbal Communication as a Result of the Use of the Internet]. In Voiskunskii, A. V. (Ed.). Sotsial‘nye i psikhologicheskie posledstviya primeneniya informatsionnykh tekhnologii. Materialy mezhdunarodnoi internetkonferentsii, prokhodivshei 20.03–14.05.2001 na informatsionno-obrazovatel‘nom portale www.auditorium/ru. Moscow, Moskovskii obshchestvennyi nauchnyi fond, pp. 232–242.

Wesch, M. (N. d.). Web 2.0... the Machine is us/ing us. In YouTube [official website]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=NLlGopyXT_g (accessed: 25.10.2021).

Yagunova, E. V. (2010). Eksperiment i vychisleniya v analize klyuchevykh slov khudozhestvennogo teksta [An Experiment and Calculations in the Analysis of Keywords in a Literary Text]. In Filosofiya yazyka. Lingvistika. Lingvodidaktika. No. 1, pp. 83–89.

Zaitsev, M. L. (2017). Rasprostranenie mediakontenta posredstvom sotsial‘nykh setei [The Distribution of Media Content through Social Networks]. In Malyshev, A. A. (Ed.). Medialingvistika. Materialy II mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. St Petersburg, Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet, pp. 64–65.

Загрузки

Опубликован

2022-03-26

Как цитировать

Petrikova, A. (2022). COVID‑19 и опыт виртуальной коммуникации греко-католического владыки с паствой. Quaestio Rossica, 10(1), 84–95. https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.660

Выпуск

Раздел

Problema voluminis