Национальная специфика социальной рекламы о коронавирусе в России и Китае

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.657

Ключевые слова:

социальная реклама, COVID‑19, пандемия, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, Россия, Китай

Аннотация

Актуальность проблемы противостояния коронавирусной инфекции позволила сложиться целому научному блоку – «ковидной» гуманитаристике, которая объединила ученых разных стран, изучающих социальное, психологическое и языковое поведение людей в новой кризисной ситуации. Филологическая ветвь направления обращается к проблемам языкового существования в период борьбы с COVID‑19. В статье рассматривается реакция на пандемию в русской и китайской социальной рекламе. Сопоставительный анализ выявил тематическое сходство рекламного текста двух стран. Социальная реклама как действенный инструмент взаимодействия государства с населением страны стала естественной площадкой для воспитательной гигиены, распространения научного знания о поведении людей в период пандемии. В рекламе России и Китая заложен мощный мобилизационный ресурс для укрепления социальной солидарности, для пропаганды общности коллективной судьбы, для выражения благодарности медикам, для поднятия уровня коллективистской культуры, которая облегчает реализацию антиковидных мер, укрепляет веру в государственную заботу. Тематическое сходство рекламного текста двух стран имеет разное национальное осмысление. Выявлена высокая степень идеологизированности и образности китайского рекламного текста. Исследуемый материал русской рекламы дает возможность проследить динамику использования лингвокреативных приемов на разных этапах коронавирусного времени, развитие шоковых методов воздействия рекламного текста на целевую аудиторию. Особое место Китая как эпицентра распространения вируса нового типа спровоцировало наличие тем, специфических только для китайского рекламного дискурса.

Биография автора

Irina Vepreva

доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-2230-1985

irina_vepreva@mail.ru

Библиографические ссылки

Agamben, G. (N. d.). The Invention of an Epidemic. In Foucault, M., Agamben, G., Nancy, J. L. et al. Coronavirus and Philosophers. In Europ. J. of Psychoanalysis [website]. URL: https://www.journal-psychoanalysis.eu/coronavirus-and-philosophers/ (accessed: 25.12.2021).

Balashova, L. V. (2020). Militarnaya metafora kak sposob formirovaniya kontsepta COVID-19 v rechi V. V. Putina [Military Metaphor as a Way of Forming a COVID-19 Concept in Vladimir Putin’s Speech]. In Kommunikativnye issledovaniya. Vol. 7. No. 4, pp. 777–800. DOI 10.24147/2413-6182.2020.7(4).777-800.

Epifanova, T. V., Zakaurtseva, T. A. (2020). Sotsial’nye dvizheniya v period pandemii COVID-19: noveishaya istoriya protestov [Social Movements during the COVID-19 Pandemic: A Modern History of Protests]. In Vestnik Diplomaticheskoi akademii Ministerstva inostrannykh del Rossii. Rossiya i mir. No. 4 (26), pp. 69–78.

Epstein, M. N. (2021). Pandemiya: filosofskii diagnoz [The Pandemic: A Philosophical Diagnosis]. In Koinon, Vol. 2. No. 1, pp. 20–37. DOI 10.15826/koinon.2021.02.1.001.

Harman, G. (2020). Lockdown and the Sense of Threat. In Baykuş: Felsefe Yazıları [website]. May 6. URL: https://baykusfelsefe.com/2020/05/06/tecrit-ve-tehdit-lockdownand-the-sense-of-threat-graham-harman/ (accessed: 25.12.2021).

Khlopunova, O. V., Tsakanyan, A. A. (2020). Reklama v SMI: mekhanizmy vliyaniya i effekty [Advertising in the Media: Mechanisms of Influence and Effects]. In Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva. Vol. 1. No. 4, pp. 1−7.

Kosova, D. A. (2015). Shokovaya reklama v kommercheskoi sfere: rossiiskii i zarubezhnyi opyt [Shock Advertising in the Commercial Sphere: Russian and Non-Russian Experience]. In Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. No. 2 (18), pp. 82−90. DOI 10.12737/11602.

Kotel’nikova, N. N., Leontovich, O. A. (2020). Epidemiya koronavirusa cherez prizmu russkogo i kitaiskogo yazykovogo soznaniya [The Coronavirus Epidemic through the Prism of Russian and Chinese Linguistic Consciousness]. In Uchenye zapiski Natsional’nogo obshchestva prikladnoi lingvistiki. No. 4 (32), pp. 81–97.

Krongaus, M. A. (2020). Screenlife v epokhu karantina [Screen Life in the Age of the Coronavirus Lockdown]. In Kommunikativnye issledovaniya. Vol. 7. No. 4, pp. 735–744. DOI 10.24147/2413-6182.2020.7(4).735-744.

Lassan, E. (2020). Predislovie priglashennogo redaktora [From the Guest Editor]. In Kommunikativnye issledovaniya. Vol. 7. No. 4, pp. 731–734.

Malabou, С. (2020). To Quarantine from Quarantine: Rousseau, Robinson Crusoe, and “I”. In Critical Inquiry [website]. March 23. URL: https://critinq.wordpress.com/2020/03/23/to-quarantine-from-quarantinerousseau-robinson-crusoe-and-i/ (accessed: 25.12.2021).

Mayakovski, V. V. (1959). Polnoe sobranie sochinenii v 13 t. [Complete Works. 13 Vols.]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury. Vol. 12. 716 p.

Popova, O. V. (2020). Pandemiya i figura filosofa [The Pandemic and the Figure of the Philosopher]. In Chelovek. Vol. 31. No. 6, pp. 11–30. DOI 10.31857/S023620070013079-3.

Potapchuk, E. Yu., Labzina, Yu. E., Markova, M. A., Mamaeva, D. M. (2021). Spetsifika sotsial’noi reklamy v usloviyakh pandemii COVID-19: mezhdunarodnyi kontekst [The Peculiarities of Social Advertising in the Context of the COVID-19 Pandemic: International Context]. In Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. No. 8 (88), pp. 59–67. DOI 10.24158/spp.2021.8.7.

Priemysheva, M. N. (Ed.). (2021). Russkii yazyk koronavirusnoo epokhi [The Russian Language of the Coronavirus Era]. St Petersburg, Institut lingvisticheskikh issledovanii RAN. 610 p.

Priemysheva, M. N. (Ed.). (2021). Slovar’ russkogo yazyka koronavirusnoi epokhi [A Vocabulary of the Russian Language of the Coronavirus Era]. St Petersburg, Institut lingvisticheskikh issledovanii RAN. 550 p.

Radbil, T. B. (2020). “Samoizolyatsiya” kak noveishii russkii kul’turnyi kontsept: kognitivno-diskursivnyi aspekt [“Self-Isolation” as the Newest Russian Cultural Concept:

Cognitive-Discursive Aspect]. In Kommunikativnye issledovaniya. Vol. 7. No. 4, pp. 759–774. DOI 10.24147/2413-6182.2020.7(4).759-774.

Ryumin, R. V. (2012). Sotsial’naya reklama kak rechevoi zhanr [Social Advertising as a Speech Genre]. Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. Tomsk, S. n. 23 p.

Severskaya, O. I. (2020). Kovidioty na karantikulakh: koronavirusnyi slovar’ kak diagnosticheskoe pole aktual’nykh diskursivnykh praktik [Covidiots on Coronacation: Coronaviral Lexicon as a Diagnostic Field for Relevant Discursive Practices]. In Kommunikativnye issledovaniya. Vol. 7. No. 4, pp. 887–906. DOI 10.24147/2413-6182.2020.7(4).887-906.

Shomova, S. A. (2011). Shokovye tekhnologii sovremennoi reklamy [Shock Technologies of Modern Advertising]. In Mediaskop. No. 4, pp. 11.

Skvortsov, I. P. (2012). K voprosu o sootnoshenii kollektivizma i individualizma v otechestvennoi sotsial’noi kul’ture [On the Question of the Correlation of Collectivism and Individualism in Russian Social Culture]. In Gumanitarnye i sotsial’no-ekonomicheskie nauki. No. 1 (62), pp. 27−30.

Sokolova, O. V. (2020). Yazykovye tekhnologii “antivirusnoi” sotsial’noi reklamy: ot “ispanskogo grippa” do “COVID-19” [The Language Technologies of “Anti-Virus” Social Advertising: From “Spanish Flu” to “COVID-19”]. In Voprosy psikholingvistiki. No. 4 (46), pp. 102−121. DOI 10.30982/2077-5911-2020-46-4-102-121.

Sorokin, Yu. A., Tarasov, E. F. (1990). Kreolizovannye teksty i ikh kommunikativnaya funktsiya [Creolised Texts and Their Communicative Function]. In Optimizatsiya rechevogo vozdeistviya. Moscow, Nauka, pp. 180–186.

Sukhomlinova, V. V. (2018). Al’ternativnyi kollektivizm: glubinnye kharakteristiki traditsionnogo kitaiskogo obshchestva [Alternative Collectivism: The Deep Characteristics of Traditional Chinese Society]. In Manuskript. No. 9 (95), pp. 93−99. DOI 10.30853/manuscript.2018-9.20.

Tikhomirova, L. S., Kyrkunova, L. G., Myalitsina, I. P. (2016). Shokovaya reclama kak raznovidnost’ sotsial’noi reklamy [Shock Advertising as a Kind of Social Advertising]. In Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki. No. 6, pp. 138−143. DOI 10.17238/issn2227-6564.2016.6.138.

Umerenkova, A. V. (2021). Kul’turno-relevantnyi kontent diskursa sotsial’noi reklamy (na materiale russko- i angloyazychnoi reklamy po bor’be s koronavirusom) [The Culturally Relevant Content of the Social Advertising Discourse (Based on the Material of Russian- and English-Language Anti-Coronavirus Advertising)]. In Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika. No. 1, pp. 39–48. DOI 10.18384/2310-712X-2021-1-39-48.

Van Bavel, J. J., Baicker, K., Boggio, P. S. et al. (2020). Using Social and Behavioral Science to Support COVID-19 Pandemic Response. In Nature: Human Behaviour. Vol. 4. May, pp. 460–471. DOI 10.1038/s41562-020-0884-z.Epub2020Apr30.

Yakimova, E. V. (2021). Pandemiya COVID-19: pervye opyty mezhdistsiplinarnogo analiza v diskurse sotsial’nykh nauk. (Obzor) [The COVID-19 Pandemic: The First Experiences of Interdisciplinary Analysis in the Discourse of Social Sciences. (Overview)]. In Sotsial’nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11: Sotsiologiya. No. 2, pp. 13–31. DOI 10.31249/rsoc/2021.02.02.

Zaitseva, I. P. (2020). “Koronapsikhoz”, “koronaskeptiki”, “covidism”, “covidophobia” i drugie sotsiolingvisticheskie markery 2020 g. [“Corona Psychosis”, “Corona Skeptics”, “Covidism”, “Covidophobia” and the Other Sociolinguistic Markers of 2020]. In Kommunikativnye issledovaniya. Vol. 7. No. 4, pp. 801–813. DOI 10.24147/2413-6182.2020.7(4).801-813.

Загрузки

Опубликован

2022-03-26

Как цитировать

Vepreva, I. (2022). Национальная специфика социальной рекламы о коронавирусе в России и Китае. Quaestio Rossica, 10(1), 35–52. https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.657

Выпуск

Раздел

Problema voluminis