The Reflection of Dostoevsky’s Underground Man in Faulkner’s Sartoris

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.649

Ключевые слова:

Ф. Достоевский, У. Фолкнер, К. Г. Юнг, архетип, «человек из подполья»

Аннотация

Статья посвящена сравнительно-типологической характеристике «человека из подполья» в творчестве Ф. М. Достоевского и У. Фолкнера. На основе исследования феномена нравственного отчуждения – «подполья», нашедшего свое воплощение в характере героя-рассказчика повести «Записки из подполья» Достоевского, раскрыта специфика его отражения в романе Фолкнера «Сарторис». Актуальность исследования обусловлена важностью темы «подполья», не утратившей своей значимости ни в России, ни на Западе; образ «человека из подполья», являющегося, по общему признанию, архетипическим, стал частью словаря современной культуры, а повесть «Записки из подполья» справедливо называют прологом к литературе ХХ в. Научная новизна исследования состоит в том, что, несмотря на наличие массива работ по изучению феномена «подполья» в художественном мире Достоевского и широкого спектра направлений сопоставительного анализа произведений Достоевского и Фолкнера, проблема «подполья» в их творчестве в данном аспекте практически не рассматривалась. Методологическими обоснованиями настоящего исследования являются, кроме сравнительно-типологического метода, учение об архетипах, берущее начало в позднеантичной философии, теория архетипов, впервые разработанная К. Г. Юнгом, и архетипный подход в литературоведении. Как показывают результаты исследования, в архетипическом образе «человека из подполья» ярко выражена модель «подпольного» сознания (человекобожество, собственное несоответствие идеалу, жестокая самоказнь и эстетизация ее, нравственное отчуждение и духовный распад), о котором можно говорить в широком смысле (на стадии становления «подпольного» миросозерцания) и в узком смысле – при полном нравственном отчуждении героя в состоянии «подполья». Воплощенная в «Сарторисе» идеализация прошлого («героика» молодого Баярда, символическая «глухота» старого Баярда, «безмятежность» Нарциссы, инфантилизм и стремление укрыться от жизни в доме, окруженном виргинскими можжевельниками, ее брата Хореса) функционально сходна с ощущением «прекрасного и высокого» «человека из подполья» Достоевского и отражает человекобожество, приводящее героев романа к нравственному отчуждению («подполье» в широком смысле). В образе молодого Баярда «подпольная» матрица реализована в полной мере, что позволяет говорить о нем как о собственно «подпольном» герое («подполье» в узком смысле).

Биография автора

Yuri Romanov

кандидат филологических наук, доцент, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт».

61002, Украина, Харьков, ул. Кирпичева, 2.

ORCID 0000-0002-7819-3119

yu.aleks63@gmail.com

Библиографические ссылки

Abernathy, K. L. (2000). The Poetics of Suicide: A Search for Meaning. Dis. … Doctor of Philosophy in Literature. Ann Arbor, S. n. 284 p.

Anastas’ev, N. A. (1991). Vladelets Ioknapatofy (Uil’yam Folkner) [The Owner of Yoknapatawpha (William Faulkner)]. Moscow, Kniga. 416 p.

Averintsev, S. S. (1980). Arkhetipy [Archetypes]. In Mify narodov mira. Entsiklopediya v 2 t. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya. Vol. 1, pp. 110–111.

Banakh-Manikina, A. V. (2006). Obraz “sluchainogo semeistva” v vospriyatii U. Folknera (roman “Avessalom, Avessalom!”) [The Type of an “Accidental Family” as Perceived by W. Faulkner (the Absalom, Absalom! Novel)]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Byulleten’ operativnoi nauchnoi informatsii (teoreticheskie i prikladnye aspekty literaturovedeniya). No. 80, pp. 6–16.

Bloshteyn, M. R. (2004). “Anguish for the Sake of Anguish” – Faulkner and his Dostoevskian Allusion. In The Faulkner Journal. Vol. 19. No. 2, pp. 69–90.

Bodmer, M. J. (2013). Monumentalizing Flem’s Footprints: Flem Snopes as Archetypal Hero in William Faulkner’s Snopes Trilogy. Thesis … MA in English. Ann Arbor, S. n. 104 p.

Bricker, E. S. (1971). Duality in the Novels of William Faulkner and Fyodor Dostoevsky. Dis. … Doctor of Philosophy in English Language and Literature. Ann Arbor, S. n. 327 p.

Chapple, R. L. (1976/78). Character Parallels in Crime and Punishment and Sanctuary. In Germano-Slavica. A Canadian J. of Germanic and Slavic Comparative Studies. Vol. 2. No. 1, pp. 5–14.

Dostoevsky, F. Notes from the Underground. In The Project Gutenberg Literary Archive Foundation [website]. URL: http://www.gutenberg.org/files/600/600-h/600-h.htm#chap0103 (accessed: 08.10.2021).

Dostoevsky, F. M. (1972‒1990). Polnoe sobranie sochinenii v 30 t. [Complete Works. 30 Vols.]. Leningrad, Nauka. Vol. 5. 407 p.

Esaulov, I. A. (1998). Paskhal’nyi arkhetip v poetike Dostoevskogo [Easter Archetype in Poetics of Dostoevsky]. In Zakharov, V. N. (Ed.). Evangel’skii tekst v russkoi literature XVIII–XX vekov: tsitata, reministsentsiya, motiv, syuzhet, zhanr. Sbornik nauchnykh trudov. Petrozavodsk, Izdatel’sto Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Iss. 2, pp. 349–362. Faulkner, W. (1954). Sartoris. L., Chatto & Windus. 380 p.

Frank, J. (1986). Dostoevsky: The Stir of Liberation, 1860–1865. Princeton, N. J., Princeton Univ. Press. XV, 395 p.

Garin, I. I. (1997). Mnogolikii Dostoevskii [The Many Faces of Dostoevsky]. Moscow, Terra. 396 p.

Guerard, A. J. (1976). The Triumph of the Novel: Dickens, Dostoevsky, Faulkner. N. Y., Oxford Univ. Press. 365 p.

Gwynn, F. L., Blotner, J. L. (1957). Faulkner in the University: A Classroom Conference. In College English. Vol. 19. No. 1, pp. 1–6.

Howe, I. (1951). The Southern Myth and William Faulkner. In American Quarterly. Vol. 3. No. 4, pp. 357–362.

Jung, C. G. (2010). Four Archetypes: (from Vol. 9, Part 1 of the Collected Works of C. G. Jung). Princeton, N. J., Princeton Univ. Press. IX, 175 p.

Kellog, J. D. (1975). Dark Prophets of Hope: Dostoevsky, Sartre, Camus, Faulkner. Chicago, Loyola Univ. Press. VIII, 200 p.

Kerr, E. M. (1985). William Faulkner’s Yoknapatawpha. A Kind of Keystone in the Universe. N. Y., Fordham Univ. Press. 438 p.

Kinney, A. F. (Ed.). (1985). Critical Essays on William Faulkner: The Sartoris Family. Boston, G. K. Hall. 374 p.

Kostyakov, V. A. (1973). Folkner i Dostoevskii [Faulkner and Dostoevsky]. In Amerikanskaya literatura. Problemy romantizma i realizma. Krasnodar, S. n. Iss. 2, pp. 86–99.

Miller, B. B. (1977). William Faulkner’s Thomas Sutpen, Quentin Compson, Joe Christmas: A Study of the Hero-archetype. Dis. … Doctor of Philosophy in Literature. Ann Arbor, S. n. VI, 157 p.

Nikolyukin, A. N. (1987). Uroki masterstva (Dostoevskii i Folkner) [Lessons of Pencraft (Dostoevsky and Faulkner)]. In Literaturnaya ucheba. No. 1, pp. 159–165.

Pisani, A. S. (1976). The Raging Impotence: Humour in the Novels of Dostoevsky, Faulkner and Beckett. Dis. … Doctor of Philosophy. Ann Arbor, S. n. 277 p.

Rabinowitz, P. J. (1978/1979). The Click of the Spring: The Detective Story as Parallel Structure in Dostoevsky and Faulkner. In Modern Philology. No. 76, pp. 355–369.

Romanov, Yu. A. (2016). “Podpol’e” gospodina Prokharchina [Mr. Procharčin’s “Underground”]. In Russian Literature. Vol. 86, pp. 67–78. DOI 10.1016/j.ruslit.2016.11.004.

Romanov, Yu. A. (2015). O traditsiyakh F. M. Dostoevskogo v tvorchestve U. Folknera [On F. M. Dostoevsky’s Traditions in W. Faulkner’s Works]. In Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 5, pp. 52–56.

Rommel, L. D. (2004). A Poetics of Shame, and the Literary Meaning of Kenosis. Dis. … Doctor of Philosophy in Literature. Ann Arbor, S. n. 298 p.

Rozanov, V. V. (1995). Odna iz zamechatel’nykh idei Dostoevskogo [One of Dostoevsky’s Great Ideas]. In Rozanov, V. V. O pisatel’stve i pisatelyakh. Sobranie sochinenii. Moscow: Respublika, pp. 487–494.

Saxton, B. (2012). Grotesque Subjects: Dostoevsky and Modern Southern Fiction, 1930–1960. Dis. … Doctor of Philosophy. Ann Arbor, S. n. 205 p.

Smith, J. (2016). Religious Feeling and Religious Commitment in Faulkner, Dostoyevsky, Werfel and Bernanos. L., Routledge. 306 p.

Sokhryakov, Yu. I. (1980). Traditsii Dostoevskogo v vospriyatii T. Vulfa, U. Folknera i D. Steinbeka [Dostoevsky’s Traditions in the Perception of T. Wolfe, W. Faulkner, and D. Steinbeck]. In Dostoevskii. Materialy i issledovaniya. Leningrad, Nauka. Iss. 4, pp. 144–158.

Stepanyan, K. A. (1986). K istorii povestvovatel’nykh form (na materiale proizvedenii F. M. Dostoevskogo i U. Folknera) [On the History of Narrative Forms (Based on the Works of F.M. Dostoevsky and W. Faulkner)]. In Kontekst 1985. Literaturno-teoreticheskie issledovaniya. Moscow, Nauka, pp. 74–101.

Stepanyan, K. A. (2010). Yavlenie i dialog v romanakh F. M. Dostoevskogo [The Manifestation of Christ and the Dialogue in F. M. Dostoevsky’s Novels]. St Petersburg, Kriga. 400 p.

Weisgerber, J. (1968). Faulkner’s Monomaniacs: Their Indebtedness to Raskolnikov. In Comparative Literature Studies. Vol. 5. No. 2, pp. 181–193.

Zakharov, V. N. (1998). Pravoslavnye aspekty etnopoetiki russkoi literatury [Orthodox Aspects of Ethno-Poetics of Russian Literature]. In Zakharov, V. N. (Ed.). Evangel’skii tekst v russkoi literature XVIII–XX vekov: tsitata, reministsentsiya, motiv, syuzhet, zhanr. Sbornik nauchnykh trudov. Petrozavodsk, Izdatel’sto Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Iss. 2, pp. 5–30.

Загрузки

Опубликован

2021-12-22

Как цитировать

Romanov, Y. (2021). The Reflection of Dostoevsky’s Underground Man in Faulkner’s Sartoris. Quaestio Rossica, 9(4), 1458–1472. https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.649

Выпуск

Раздел

Disputatio