Страх и детская виктимность в атеистическом дискурсе хрущевского периода

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.641

Ключевые слова:

антирелигиозная кампания Н. С. Хрущева, виктимность, страх, Центральная Россия, советское детство

Аннотация

Цель исследования состоит в том, чтобы показать возможности интерпретации антирелигиозной пропаганды периода оттепели как эмоционального нарратива. Автор предлагает взглянуть на использование виктимизированного образа верующих детей для формирования осуждающей общественной реакции в период антирелигиозной кампании Н. С. Хрущева. Борьба с религиозностью населения преимущественно сводилась к стратегии дискредитации верующих, противопоставлению их социальным нормам и образу идеального советского человека – строителя коммунизма. Образы детей-мучеников являются архетипичными для русской культуры, к ним неоднократно обращались в ХХ в. в сюжетах о пионерах-героях, а также в средствах визуальной пропаганды периода Великой Отечественной войны. Ключевой составляющей образа верующих детей по версии атеистической пропаганды стало чувство страха, которое возникало в результате особенностей религиозного воспитания, основанного на устрашении и запугивании. В статье на основе широкого круга источников – от идеологизированных пособий о вреде религии для детей до материалов визуальной пропаганды – анализируются основные составляющие образа верующих детей и молодежи. Изучение материалов социологических опросов, писем в прессу и общественных акций, направленных на «спасение» детей из религиозных семей, показывает высокую степень эффективности сформированных в рамках этой кампании стереотипов. Приписывание верующим табуированных эмоций позволит глубже изучить «эмоциональный диапазон» советской пропаганды, а также отследить механизм формирования эмоциональной составляющей образа Другого. Территориальные границы исследования представлены Центральной Россией – регионом, которому оказывалось повышенное внимание в СМИ в силу значительной сохранности архитектурных памятников, связанных в массовом сознании с традиционной русской религиозностью.

Биография автора

Galina Egorova

кандидат исторических наук, научный сотрудник, Международная лаборатория региональной истории России, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 

101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20.

ORCID 0000-0001-8557-0288

gsegorova@hse.ru

Библиографические ссылки

Arinin, E. I. (Ed.). (2018). Istoriya religii vo Vladimirskom krae (sovetskii period) [A History of Religions in Vladimir Region (the Soviet Period)]. Vladimir, Sherlok-press. 200 p.

Belyaev, K. I. (1959). Religiya i deti: Material v pomoshch’ lektoru [Religion and Children: A Lecturer’s Handbook]. Moscow, Moskovskoe gorodskoe otdelenie Obshchestva po rasprostraneniyu politicheskikh i nauchnykh znanii RSFSR. 25 l.

Bykova, G. G. (1963). Prichiny vozniknoveniya i proyavleniya religioznosti u podrostkov [The Causes of the Emergence and Manifestation of Religiosity in Adolescents]. In Sovetskaya pedagogika. No. 8. pp. 31–40.

Dobson, M. (2014). Child Sacrifice in the Soviet Press: Sensationalism and the “Sectarian” in the Post-Stalin Era. In Russian Rev. No. 2 (73), pp. 237–259. DOI 10.1111/russ.10728.

Dubovka, A. (1963). Kto iz detej verit v boga? [Which Children Believe in God?]. In Nauka i religiya. No. 2, pp. 74–77.

Fedorov, A. V. (2013). Opyt germenevticheskogo analiza sovetskikh audiovizual’nykh mediatekstov antireligioznoi tematiki na zanyatiyakh v studencheskoi auditoria [An Attempt at an Hermeneutic Analysis of Soviet Audiovisual Media Texts on Anti-Religious Themes in Classes with Students]. In Innovatsii v obrazovanii. No. 7, pp. 78–94.

Fitzpatrick, Sh. (2004). Happiness and Toska: An Essay in the History of Emotions in Pre-war Soviet Russia. In Australian J. of Politics and History. Vol. 50. No. 3, pр. 357–371. DOI 10.1111/j.1467-8497.2004.00339.x.

Ioann Lestvichnik, revd. (N. d.). Lestvitsa, ili Skrizhali dukhovnye. Slovo 21. O malodushnoi boyazlivosti, ili strakhovanii [The Venerable Ladder, or Spiritual Tablets. Word 21. About Cowardly Fearfulness, or Insurance]. In Azbuka very [website]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/26 (accessed: 05.05.2020)

Kostyukov, I. (1962). Plutni lukavogo [Tricks of the Deceiver]. In Krokodil. No. 3, p. 8.

Kostyukov, I. (1964). Bozh’i ugodniki [God’s Saints]. In Krokodil. No. 24, p. 4.

Metodika vyyavleniya otnosheniya detei k religii v 1–4 klassakh. V pomoshch’ uchitelyu [Methods of Identifying Children’s Attitudes towards Religion in Grades 1–4. A Teacher’s Handbook]. (1967). Moscow, Moskovskaya gorodskaya organizatsiya obshchestva “Znanie” RSFSR, Dom nauchnogo ateizma. 16 p.

Netyl’ko, A. M. (1963). Ob individual’nom podkhode v ateisticheskom vospitanii uchashchikhsya [On the Individual Approach in the Atheistic Education of Students]. In Sovetskaya pedagogika. No. 6, pp. 31–36.

Nikol’skaya, T. K. (2009). Russkii protestantizm i gosudarstvennaya vlast’ v 1905–1991 godakh [Russian Protestantism and the State in 1905–1991]. St Petersburg, Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge. 353 p.

Nikol’skii, A. (1964). Kak komplektuyut komandy [How Teams are Completed]. In Krokodil. No. 2, pp. 8–9.

O nedostatkakh nauchno-ateisticheskoi propagandy. Zapiska Otdela propagandy i agitatsii TsK KPSS po soyuznym respublikam ot 12.09.1958 [On the Shortcomings of Scientific and Atheistic Propaganda. Note of the Department of Propaganda and Agitation of the Central Committee of the CPSU for the Union Republics from 09.12.1958]. (1958). In Rossiiskoe ob”edinenie issledovatelei religii. URL: https://rusoir.ru/03print/03print-02/03print-02-239/ (accessed: 17.01.2021).

Ogryzko, I. I. (1970). Deti i religiya [Children and Religion]. 2nd Ed., corr. and add. Leningrad, Lenizdat. 151 p.

OR RNB [Department of Manuscripts of the National Library of Russia]. Stock 1152. Dos. 2487, 2494, 2521, 2553, 2620, 2667, 2676.

Orel, E. V. (2018). Sovetskaya psikhologiya religii v 60-70-kh gg. XX veka: zametki na polyakh [The Soviet Psychology of Religion in the 1960s–1970s: Marginalia]. In Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie. No. 75, pp. 102–110. DOI 10.15382/sturI201875.102-110.

Osipov, I. (1959). Vtoroe litso “uchitelya” Mokrova [The Second Face of “Teacher” Mokrov]. In Uchitel’skaya gazeta. No. 137, p. 2.

Panchenko, A. A. (2013). “Religioznye infektsii” i “dukhovnye kaleki”: tema detstva v sovetskoi ateisticheskoi propagande 1960-kh gg. [“Religious Infections” and “Spiritual Cripples”: The Topic of Childhood in Soviet Atheistic Propaganda of the 1960s]. In Balina, M. R., V’yugin, V. Yu. (Eds.). “Ubit’ Charskuyu…”: paradoksy sovetskoi literatury dlya detei, 1920-e – 1930-e gg. St Petersburg, Aleteiya, pp. 310–329.

Pochemu shkola otstupaet bez boya? [Why Does the School Retreat without a Fight?]. (1960). In Nauka i religiya. No. 9, pp. 3–5.

Pritchina, E. A. (1960). Zhenshchina i religiya [Woman and Religion]. Moscow, Sovetskaya Rossiya. 55 p.

Radina, K. D. (1955). Ateisticheskoe vospitanie detei v sem’e [The Atheistic Education of Children in the Family]. Leningrad, Vsesoyuznoe obshchestvo po rasprostraneniyu politicheskikh i nauchnykh znanii. 32 p.

Radina, K. D. (1961). Kakoi vred prinosit religiya detyam [What Harm Religion Does to Children]. Leningrad, Obshchestvo po rasprostraneniyu politicheskikh i nauchnykh znanii RSFSR. 47 p.

Radina, K. D. (1965). Osobennosti emotsional’nykh sostoyanii podrostkov, podverzhennykh religioznomu vliyaniyu [Features of the Emotional States of Adolescents Subjected to Religious Influence]. In Sovetskaya pedagogika. No. 8, p. 55.

RGASPI [Russian State Archive of Socio-Political History]. Stock 606. List 4. Dos. 163.

Romanov, A. (1963). Dukhovnyi skit predatelya [The Spiritual Skete of the Traitor]. In Nauka i religiya. No. 2, pp. 24–27.

Romanova, A. A. (2016). Pochitanie svyatykh detei kak fenomen russkoi svyatosti v XVII veke [The Veneration of Holy Children as a Phenomenon of Russian Holiness in the 17th Century]. In Nauchnyi dialog. No. 9 (57), pp. 205–216.

Romashova, M. (2015). “Defitsitnaya” babushka: sovetskii diskurs starosti i stsenarii stareniya [“Deficit” Grandmother: The Soviet Discourse of Old Age and Scenarios of Aging]. In Novoe literaturnoe obozrenie. No. 3, pp. 55–65.

Semenov, M. (1963). Bogomol’e vo Vladimire. Reportazh v paskhal’nuyu noch’ [A Prayer in Vladimir: A Report on Easter Night]. In Krokodil. No. 12, pp. 12–13.

Shamaro, A. (1961). “Brat vo Khriste” iz Lyudinovo [A “Brother in Christ” from Lyudinovo]. In Nauka i religiya. No. 9, pp. 79–81.

Shatrov, E. (1960). Babka Aksin’ya speshit v muzei [Grandma Aksinya Hurries to the Museum]. In Krokodil. No. 13, p. 8.

Shkola ne mozhet byt’ neitral’noi [School Cannot Be Neutral] (1961). In Nauka i religiya. No. 9, pp. 13–14.

Smolkin V. (2021). Svyato mesto pusto ne byvaet: istoriya sovetskogo ateizma [A Holy Place is Never Empty: The History of Soviet Atheism]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 552 p.

Sofronii, (Sakharov), archim. (2006). Videt’ Boga kak On est’ [Perceive God as He Is]. 3rd Ed., corr. Essex, Svyato-Ioanno-Predtechenskii monastyr’. 400 p.

Suveniry sueverii [Souvenirs of Superstition]. (1961). In Nauka i religiya. No. 6, p. 61.

Yudin, A. (1965). Individual’nyi podkhod v ateisticheskoi rabote [The Individual Approach in Atheistic Work]. In Kommunist. No. 15, pp. 59–60.

Загрузки

Опубликован

2021-12-22

Как цитировать

Egorova, G. (2021). Страх и детская виктимность в атеистическом дискурсе хрущевского периода. Quaestio Rossica, 9(4), 1317–1331. https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.641

Выпуск

Раздел

Problema voluminis