Страх и детская виктимность в атеистическом дискурсе хрущевского периода
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.641Ключевые слова:
антирелигиозная кампания Н. С. Хрущева, виктимность, страх, Центральная Россия, советское детствоАннотация
Цель исследования состоит в том, чтобы показать возможности интерпретации антирелигиозной пропаганды периода оттепели как эмоционального нарратива. Автор предлагает взглянуть на использование виктимизированного образа верующих детей для формирования осуждающей общественной реакции в период антирелигиозной кампании Н. С. Хрущева. Борьба с религиозностью населения преимущественно сводилась к стратегии дискредитации верующих, противопоставлению их социальным нормам и образу идеального советского человека – строителя коммунизма. Образы детей-мучеников являются архетипичными для русской культуры, к ним неоднократно обращались в ХХ в. в сюжетах о пионерах-героях, а также в средствах визуальной пропаганды периода Великой Отечественной войны. Ключевой составляющей образа верующих детей по версии атеистической пропаганды стало чувство страха, которое возникало в результате особенностей религиозного воспитания, основанного на устрашении и запугивании. В статье на основе широкого круга источников – от идеологизированных пособий о вреде религии для детей до материалов визуальной пропаганды – анализируются основные составляющие образа верующих детей и молодежи. Изучение материалов социологических опросов, писем в прессу и общественных акций, направленных на «спасение» детей из религиозных семей, показывает высокую степень эффективности сформированных в рамках этой кампании стереотипов. Приписывание верующим табуированных эмоций позволит глубже изучить «эмоциональный диапазон» советской пропаганды, а также отследить механизм формирования эмоциональной составляющей образа Другого. Территориальные границы исследования представлены Центральной Россией – регионом, которому оказывалось повышенное внимание в СМИ в силу значительной сохранности архитектурных памятников, связанных в массовом сознании с традиционной русской религиозностью.
Библиографические ссылки
Arinin, E. I. (Ed.). (2018). Istoriya religii vo Vladimirskom krae (sovetskii period) [A History of Religions in Vladimir Region (the Soviet Period)]. Vladimir, Sherlok-press. 200 p.
Belyaev, K. I. (1959). Religiya i deti: Material v pomoshch’ lektoru [Religion and Children: A Lecturer’s Handbook]. Moscow, Moskovskoe gorodskoe otdelenie Obshchestva po rasprostraneniyu politicheskikh i nauchnykh znanii RSFSR. 25 l.
Bykova, G. G. (1963). Prichiny vozniknoveniya i proyavleniya religioznosti u podrostkov [The Causes of the Emergence and Manifestation of Religiosity in Adolescents]. In Sovetskaya pedagogika. No. 8. pp. 31–40.
Dobson, M. (2014). Child Sacrifice in the Soviet Press: Sensationalism and the “Sectarian” in the Post-Stalin Era. In Russian Rev. No. 2 (73), pp. 237–259. DOI 10.1111/russ.10728.
Dubovka, A. (1963). Kto iz detej verit v boga? [Which Children Believe in God?]. In Nauka i religiya. No. 2, pp. 74–77.
Fedorov, A. V. (2013). Opyt germenevticheskogo analiza sovetskikh audiovizual’nykh mediatekstov antireligioznoi tematiki na zanyatiyakh v studencheskoi auditoria [An Attempt at an Hermeneutic Analysis of Soviet Audiovisual Media Texts on Anti-Religious Themes in Classes with Students]. In Innovatsii v obrazovanii. No. 7, pp. 78–94.
Fitzpatrick, Sh. (2004). Happiness and Toska: An Essay in the History of Emotions in Pre-war Soviet Russia. In Australian J. of Politics and History. Vol. 50. No. 3, pр. 357–371. DOI 10.1111/j.1467-8497.2004.00339.x.
Ioann Lestvichnik, revd. (N. d.). Lestvitsa, ili Skrizhali dukhovnye. Slovo 21. O malodushnoi boyazlivosti, ili strakhovanii [The Venerable Ladder, or Spiritual Tablets. Word 21. About Cowardly Fearfulness, or Insurance]. In Azbuka very [website]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/26 (accessed: 05.05.2020)
Kostyukov, I. (1962). Plutni lukavogo [Tricks of the Deceiver]. In Krokodil. No. 3, p. 8.
Kostyukov, I. (1964). Bozh’i ugodniki [God’s Saints]. In Krokodil. No. 24, p. 4.
Metodika vyyavleniya otnosheniya detei k religii v 1–4 klassakh. V pomoshch’ uchitelyu [Methods of Identifying Children’s Attitudes towards Religion in Grades 1–4. A Teacher’s Handbook]. (1967). Moscow, Moskovskaya gorodskaya organizatsiya obshchestva “Znanie” RSFSR, Dom nauchnogo ateizma. 16 p.
Netyl’ko, A. M. (1963). Ob individual’nom podkhode v ateisticheskom vospitanii uchashchikhsya [On the Individual Approach in the Atheistic Education of Students]. In Sovetskaya pedagogika. No. 6, pp. 31–36.
Nikol’skaya, T. K. (2009). Russkii protestantizm i gosudarstvennaya vlast’ v 1905–1991 godakh [Russian Protestantism and the State in 1905–1991]. St Petersburg, Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge. 353 p.
Nikol’skii, A. (1964). Kak komplektuyut komandy [How Teams are Completed]. In Krokodil. No. 2, pp. 8–9.
O nedostatkakh nauchno-ateisticheskoi propagandy. Zapiska Otdela propagandy i agitatsii TsK KPSS po soyuznym respublikam ot 12.09.1958 [On the Shortcomings of Scientific and Atheistic Propaganda. Note of the Department of Propaganda and Agitation of the Central Committee of the CPSU for the Union Republics from 09.12.1958]. (1958). In Rossiiskoe ob”edinenie issledovatelei religii. URL: https://rusoir.ru/03print/03print-02/03print-02-239/ (accessed: 17.01.2021).
Ogryzko, I. I. (1970). Deti i religiya [Children and Religion]. 2nd Ed., corr. and add. Leningrad, Lenizdat. 151 p.
OR RNB [Department of Manuscripts of the National Library of Russia]. Stock 1152. Dos. 2487, 2494, 2521, 2553, 2620, 2667, 2676.
Orel, E. V. (2018). Sovetskaya psikhologiya religii v 60-70-kh gg. XX veka: zametki na polyakh [The Soviet Psychology of Religion in the 1960s–1970s: Marginalia]. In Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie. No. 75, pp. 102–110. DOI 10.15382/sturI201875.102-110.
Osipov, I. (1959). Vtoroe litso “uchitelya” Mokrova [The Second Face of “Teacher” Mokrov]. In Uchitel’skaya gazeta. No. 137, p. 2.
Panchenko, A. A. (2013). “Religioznye infektsii” i “dukhovnye kaleki”: tema detstva v sovetskoi ateisticheskoi propagande 1960-kh gg. [“Religious Infections” and “Spiritual Cripples”: The Topic of Childhood in Soviet Atheistic Propaganda of the 1960s]. In Balina, M. R., V’yugin, V. Yu. (Eds.). “Ubit’ Charskuyu…”: paradoksy sovetskoi literatury dlya detei, 1920-e – 1930-e gg. St Petersburg, Aleteiya, pp. 310–329.
Pochemu shkola otstupaet bez boya? [Why Does the School Retreat without a Fight?]. (1960). In Nauka i religiya. No. 9, pp. 3–5.
Pritchina, E. A. (1960). Zhenshchina i religiya [Woman and Religion]. Moscow, Sovetskaya Rossiya. 55 p.
Radina, K. D. (1955). Ateisticheskoe vospitanie detei v sem’e [The Atheistic Education of Children in the Family]. Leningrad, Vsesoyuznoe obshchestvo po rasprostraneniyu politicheskikh i nauchnykh znanii. 32 p.
Radina, K. D. (1961). Kakoi vred prinosit religiya detyam [What Harm Religion Does to Children]. Leningrad, Obshchestvo po rasprostraneniyu politicheskikh i nauchnykh znanii RSFSR. 47 p.
Radina, K. D. (1965). Osobennosti emotsional’nykh sostoyanii podrostkov, podverzhennykh religioznomu vliyaniyu [Features of the Emotional States of Adolescents Subjected to Religious Influence]. In Sovetskaya pedagogika. No. 8, p. 55.
RGASPI [Russian State Archive of Socio-Political History]. Stock 606. List 4. Dos. 163.
Romanov, A. (1963). Dukhovnyi skit predatelya [The Spiritual Skete of the Traitor]. In Nauka i religiya. No. 2, pp. 24–27.
Romanova, A. A. (2016). Pochitanie svyatykh detei kak fenomen russkoi svyatosti v XVII veke [The Veneration of Holy Children as a Phenomenon of Russian Holiness in the 17th Century]. In Nauchnyi dialog. No. 9 (57), pp. 205–216.
Romashova, M. (2015). “Defitsitnaya” babushka: sovetskii diskurs starosti i stsenarii stareniya [“Deficit” Grandmother: The Soviet Discourse of Old Age and Scenarios of Aging]. In Novoe literaturnoe obozrenie. No. 3, pp. 55–65.
Semenov, M. (1963). Bogomol’e vo Vladimire. Reportazh v paskhal’nuyu noch’ [A Prayer in Vladimir: A Report on Easter Night]. In Krokodil. No. 12, pp. 12–13.
Shamaro, A. (1961). “Brat vo Khriste” iz Lyudinovo [A “Brother in Christ” from Lyudinovo]. In Nauka i religiya. No. 9, pp. 79–81.
Shatrov, E. (1960). Babka Aksin’ya speshit v muzei [Grandma Aksinya Hurries to the Museum]. In Krokodil. No. 13, p. 8.
Shkola ne mozhet byt’ neitral’noi [School Cannot Be Neutral] (1961). In Nauka i religiya. No. 9, pp. 13–14.
Smolkin V. (2021). Svyato mesto pusto ne byvaet: istoriya sovetskogo ateizma [A Holy Place is Never Empty: The History of Soviet Atheism]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 552 p.
Sofronii, (Sakharov), archim. (2006). Videt’ Boga kak On est’ [Perceive God as He Is]. 3rd Ed., corr. Essex, Svyato-Ioanno-Predtechenskii monastyr’. 400 p.
Suveniry sueverii [Souvenirs of Superstition]. (1961). In Nauka i religiya. No. 6, p. 61.
Yudin, A. (1965). Individual’nyi podkhod v ateisticheskoi rabote [The Individual Approach in Atheistic Work]. In Kommunist. No. 15, pp. 59–60.