Самосожжение как метафора и поступок в субкультурах поздней Российской империи

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.639

Ключевые слова:

метафора, самопожертвование, самосожжение, старообрядцы, радикализм, ритуал

Аннотация

Исследуется историческая преемственность между самосожжениями старообрядцев и радикальными устремлениями русских революционеров, эстетикой жертвенности в гражданской поэзии 1880‑х гг., модернизме и авангарде начала ХХ в. Актуальность обусловлена поиском метафоры, объединяющей разные сферы российской политической и культурной жизни рубежа веков. Основными источниками стали сочинения русских публицистов Г. П. Федотова, Д. С. Мережковского, картины русских передвижников Г. Г. Мясоедова, И. Е. Репина, стихи С. Надсона, К. Фофанова, В. Брюсова, Н. Клюева, Вяч. Иванова, А. Блока, романы М. Горького и А. Н. Толстого. Экстремальная символика самопожертвования объединяла различные слои русской культуры, прежде всего субкультуры народников и литературной богемы. Наиболее развернутая метафора всесторонней ритуализации интеллигентской субкультуры была дана в мемуарах О. Мандельштама «Шум времени». Виртуальное самосожжение стало реальностью в тюремном самосожжении М. Грачевского и М. Ветровой. В основе методологии исследования – историко-сопоставительный анализ поэтических метафор, визуальных мотивов и персонажей картин на историческую тему и социально-психологических установок политических радикалов как проявлений подобного ритуалу сюжета о самопожертвовании. Несмотря на исчерпанность самосожжений старообрядцев, этот феномен стал вызовом для радикальной части интеллигенции, а в качестве метафоры – элементом эстетики как русской гражданской поэзии, так и русского символизма. Культ самосожжения как события внутреннего мира в поэзии привел к предельной интенсивности переживания лирического автора и его героев, которое было воплощено в метафоре саморазрушения. После революции эта метафора была использована русскими философами и литераторами скорее для осуждения экстремизма, присущего русской ментальности, и для анализа провала культуртрегерской миссии русской интеллигенции.

Биография автора

Valery Maroshi

доктор филологических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет.

630126, Россия, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

ORCID 0000-0003-0024-9490

maroshi@mail.ru

Библиографические ссылки

Andreev, L. N. (1990–1996). Sobranie sochinenii v 6 t. [Collected Works. 6 Vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura.

Belyi, A. (1991). Simfonii [Symphonies]. Leningrad, Khudozhestvennaya literatura. 526 p.

Benn, J. (2007). Burning for the Buddha. Honolulu, Univ. of Hawai’i Press. 362 p.

Biggs, M. (2005). Dying without Killing: Self-Immolations, 1963–2002. In Making Sense of Suicide Missions. Oxford, Oxford Univ. Press, pp. 173–208.

Blok, A. A. (1960–1965). Sobranie sochinenii v 8 t. [Collected Works. 8 Vols.]. Moscow, Leningrad, Khudozhestvennaya literatura.

Bryusov, V. Ya. (1973–1975). Sobranie sochinenii v 7 t. [Collected Works. 7 Vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura.

Bunin, I. A. (1965–1968). Sobranie sochinenii v 9 t. [Collected Works. 9 Vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura.

Burlyuk, D., Burlyuk, N. (2002). Stikhotvoreniya [Poems]. St Petersburg, Akademicheskii proekt. 584 p.

Chulkov, G. I. (1998). Valtasarovo tsarstvo [The Kingdom of Belshazzar]. Moscow, Respublika. 607 p.

Crosby, K., Holland, J., Rhee, J. (1977). Suicide by Fire: A Contemporary Method of Political Protest. In Intern. J. of Social Psychiatry. Vol. 23. Iss. 1, pp. 60–69.

Erlich, V. (1964). The Double Image: Concepts of the Poet in Slavic Literatures. Baltimore, Johns Hopkins Press. 160 p.

Etkind, A. (1998). Khlyst (Sekty, literatura i revolyutsiya) [The Khylst (Sects, Literature, and Revolution)]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 688 p.

Fedotov, G. P. (1927). Tragediya intelligentsii [The Tragedy of the Intelligentsia]. In Versty. No. 2, pp. 145–185.

Fedotov, G. P. (1938). Pis’ma o russkoi kul’ture. I. Russkii chelovek [Letters about Russian Culture. I. Russian Man]. In Russkie zapiski. No. 3, pp. 239–260.

Figner, V. N. (1928–1930). Polnoe sobranie sochinenii v 6 t. [Complete Works. 6 Vols.]. Moscow, Vsesoyuznoe obshchestvo politicheskikh katorzhan i ssyl’no-poselentsev.

Fofanov, K. (2010). Stikhotvoreniya i poemy [Verses and Poems]. St Petersburg, Izdatel’stvo Pushkinskogo doma. 592 p.

Freidin, G. (1987). Coat of Many Colors: Osip Mandelstam and His Mythologies of Self-Presentation. Berkeley, Univ. of California Press. 421 p.

Freidin, G. (1991). Sidya na sanyakh: Osip Mandel’shtam i kharizmaticheskaya traditsiya russkogo modernizma [Sitting in a Sleigh: Osip Mandelstam and the Charismatic Tradition of Russian Modernism]. In Voprosy literatury. No. 1, pp. 9–31.

Garshin, V. M. (1910). Polnoe sobranie sochinenii v odnom tome [Complete Works in One Volume]. St Petersburg, Izdatel’stvo Tovarishchestva A. F. Marks. 568 p.

Gorky, M. (1960–1963). Sobranie sochinenii v 18 t. [Collected Works. 18 Vols.]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury.

Ivanov, V. I. (1994). Rodnoe i vselenskoe [The Native and the Universal]. Moscow, Respublika. 425 p.

Ivanov, V. I. (1995). Stikhotvoreniya. Poemy. Tragediya [v 2 kn.] [Verse. Poems. Tragedy. 2 Books]. St Petersburg, Akademicheskii proekt. Book 1. 480 p.

Ivanovskaya, P. S. (1926). Pervye tipografii “Narodnoi voli” [The First Printing Houses of Narodnaya Volya]. In Katorga i ssylka. No. 3 (24), pp. 32–57.

Kitts, M. (Ed.). (2018). Martyrdom, Self-Sacrifice, and Self-Immolation: Religious Perspectives on Suicide. N. Y., Oxford Univ. Press. 360 р.

Klyuev, N. (2009). Izbrannoe [Selected Works]. Moscow, Ob”edinennoe gumanitarnoe izdatel’stvo. 592 p.

Lotman, Yu. M., Mints, Z. G. (1996). O glubinnykh elementakh khudozhestvennogo zamysla. (K deshifrovke odnogo neponyatnogo mesta iz vospominanii o Bloke) [On the Deep Elements of the Artistic Idea (On Deciphering an Unclear Place in Memoirs about Blok)]. In Lotman, Yu. M. O poetakh i poezii. Analiz poeticheskogo teksta. St Petersburg, Iskusstvo-SPb., pp. 670–675.

Mandelstam, O. (1990). Sochineniya v 2 t. [Collected Works. 2 Vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. Vol. 2. Proza. 464 p.

Merezhkovskii, D. S. (1991). Bol’naya Rossiya [Sick Russia]. Leningrad, Izdatel’stvo Leningradskogo universiteta. 272 p.

Merezhkovskii, D. S. (1995). Tolstoi i Dostoevskii. Vechnye sputniki [Tolstoy and Dostoevsky. Eternal Companions]. Moscow, Respublika. 623 p.

Merezhkovskii, D. S., Gippius, Z. N. (1992). Stikhotvoreniya [Poems]. Tallinn, Aleksandra. 99 p.

Mikhailovskii, N. K. (1897). Sochineniya N. K. Mikhailovskogo v 6 t. [Works by N. K. Mikhailovsky. 6 Vols.]. St Petersburg, Tipografiya B. M. Vol’fa. Vol. 4. 1020 columns.

Nadson, S. Ya. (2001). Polnoe sobranie stikhotvorenii [The Complete Collection of Poems]. St Petersburg, Akademicheskii proekt. 504 p.

Plyukhanova, M. B. (2000). O natsional’nykh sredstvakh samoopredeleniya lichnosti: samosakralizatsiya, samosozhzhenie, plavanie na korable [On the National Means of Personal Self-Determination: Self-Sacralisation, Self-Immolation, and Sailing on a Ship]. In Iz istorii russkoi kul’tury. 2nd Ed. Moscow, Yazyki russkoi kul’tury. Vol. 3, pp. 380–459.

Pokrovskii, N. N. (1974). Antifeodal’nyi protest uralo-sibirskikh krest’yanstaroobryadtsev v XVIII v. [The Anti-Feudal Protest of the Ural-Siberian Old Believer Peasants in the 18th Century]. Novosibirsk, Nauka. 397 p.

Procopius Caesariensis. (1838). Historia Arcana. Pars 3. In Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. 50 Vols. Bonne, Impensis E. Weber. 752 p.

Prugavin, A. S. (1885). Samoistreblenie. Proyavleniya asketizma i fanatizma v raskole. (Ocherki, analogii, paralleli) [Self-Destruction. Manifestations of Asceticism and Fanaticism in the Schism. (Essays, Analogies, Parallels)]. In Russkaya mysl’. Book 1, pp. 79–111.

Pul’kin, M. V. (2013). Samosozhzheniya staroobryadtsev (seredina XVII – XIX v.) [The Self-Immolation of the Old Believers (mid-17th – 19th Centuries]. Moscow, Russkii fond sodeistviya obrazovaniyu i nauke. 336 p.

Pushkin, A. S. (1985–1987). Sochineniya v 3 t. [Works. 3 Vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura.

Repin, I. E. (1909). Gogol’ [Gogol]. In Novyi zhurnal dlya vsekh. Pamyati Gogolya. No. 5, pp. 12–15.

Romanova, E. V. (2012). Massovye samosozhzheniya staroobryadtsev v Rossii v XVII–XIX vekakh [The Mass Self-Immolations of the Old Believers in Russia in the 17th–19th Centuries]. St Petersburg, Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge. 288 p.

Rutherford, I. (2001). Pindar’s Paeans: A Reading of the Fragments with a Survey of the Genre. Oxford, Oxford Univ. Press. 546 p.

Salisbury, J. (2004). The Blood of Martyrs: Unintended Consequences of Ancient Violence. N. Y., L., Routledge. 266 р.

Shashkov, A. T. (1992). Samosozhzheniya kak forma sotsial’nogo protesta krest’yanstaroobryadtsev Urala i Sibiri v kontse XVII – nachale XVIII v. [Self-Immolation as a Form of Social Protest of the Old Believers of the Urals and Siberia in the Late 17th – Early 18th Centuries]. In Traditsionnaya dukhovnaya i material’naya kul’tura russkikh staroobryadcheskikh poselenii v stranakh Evropy, Azii i Ameriki. Novosibirsk, Nauka, pp. 294–300.

Shaw, B. D. (2006). Bad Boys: Circumcellions and Fictive Violence. In Violence in Late Antiquity: Perceptions and Practices. Aldershot, Ashgate, pp. 179–196.

Shklyarevskii, A. S. (1902). “Chtenie Polozheniya 19 fevralya 1861 g.”: istoricheskaya kartina G. G. Myasoedova [“Reading the Statement of 19 February 1861”: A Historical Picture by G. G. Myasoyedov]. Kiev, Tipografiya S. V. Kul’zhenko. 31 p.

Tolstoy, A. N. (1990). Khozhdenie po mukam [Purgatory]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. 783 p.

Vengerov, S. A. (1911). Sobranie sochinenii S. A. Vengerova v 5 t. [The Collected Works of S. A. Vengerov. 5 Vols.]. St Petersburg, Prometei. Vol. 1. Geroicheskii kharakter russkoi literatury. 205, [5] p.

Vessling, R. (2005). Smert‘ Nadsona kak gibel‘ Pushkina: “obraztsovaya travma” i kanonizatsiya poeta “bol‘nogo pokoleniya” [Nadson’s Death as Pushkin’s Death: “Exemplary Trauma” and the Canonisation of the Poet of the “Sick Generation”]. In Novoe literaturnoe obozrenie. No. 75, pp. 122–153.

Voloshin, M. (1991). Stikhotvoreniya. Stat’i. Vospominaniya sovremennikov [Poems. Articles. Memoirs of Contemporaries]. Moscow, Pravda. 480 p.

Yukhimenko, E. M. (1994). Kargopol’skie “gari” 1683–1684 godov. (K probleme samosozhzhenii v russkom staroobryadchestve) [The Kargopol “Fumes” of 1683–1684. (On the Issue of Self-Immolations in Russian Old Belief)]. In Staroobryadchestvo v Rossii. Sbornik nauchnykh trudov. Iss. 1. Moscow, Arkheograficheskii tsentr, pp. 64–119.

Загрузки

Опубликован

2021-12-22

Как цитировать

Maroshi, V. (2021). Самосожжение как метафора и поступок в субкультурах поздней Российской империи. Quaestio Rossica, 9(4), 1278–1297. https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.639

Выпуск

Раздел

Problema voluminis