«Жажда мучения» vs страдание «правды ради»: полемика о старообрядческой жертвенности на переломе эпох

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.638

Ключевые слова:

жертвенность, мученичество, самосожжение, увещание, старообрядчество, патриарх Иоаким, Феофан Прокопович, народная религиозность, Петровская эпоха

Аннотация

Описывается полемика о старообрядческой жертвенности конца XVII – начала XVIII в., вызванная многочисленными случаями самосожжений и других вариантов «самогубительной смерти». Основным объектом обличений со стороны российской государственной и церковной власти была система сакрализации староверами собственных страданий: создание и распространение соответствующих нарративов, апелляция к народной религиозности и почитание новомучеников. Рассматривая разножанровые старообрядческие сочинения и созданные властью постановления, увещания и другие тексты, предназначенные для всенародного внимания, как части одного дискурсивного поля, автор приходит к выводу о закреплении в Петровскую эпоху рациональных методов борьбы со старообрядческими мучениками на понятийном уровне в рамках курса на сбережение податного населения. Наиболее оригинальные объяснения «бума» почитания старообрядцами новомучеников были предложены Феофаном Прокоповичем в толковании на блаженство изгнанных «правды ради» (1722), послужившем основой увещания «О недействительности самовольного страдания». Активное дисциплинарное вмешательство власти в жертвенный дискурс и превратное толкование самопожертвования, распространявшееся среди староверов, заставляли их лидеров высказываться о благочестии как непременном условии спасения. Стремление разных участников дискурса высказываться на эту тему породило если не особый язык, то целый набор переживаний, воплощенных в генетически различной риторике.

Биография автора

Alexey Popovich

лаборант-исследователь, Лаборатория эдиционной археографии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-0658-8795

alexeypopowich@mail.ru

Библиографические ссылки

Belyankin, Yu. S. (2012). Tserkov’ i gosudarstvo v polemike so staroobryadtsami vo vtoroi polovine XVII v. (na primere deyatel’nosti Moskovskogo Pechatnogo dvora) [Church and State in their Polemics with Old Believers in the Second Half of the 17th Century (with Reference to the Activities of the Moscow Printing House)]. Dis. … kand. ist. nauk. Moscow, S. n. 289 p.

Biokhronika Petra Velikogo (1672–1725 gg.) [The Biochronicle of Peter the Great (1672–1725)]. [website]. (N. d.). URL: https://spb.hse.ru/humart/history/peter/biochronic/246798653 (accessed: 10.08.2021).

Buganov, V. I. (1969). Moskovskie vosstaniya kontsa XVII veka [Moscow Uprisings of the Late 17th Century]. Moscow, Nauka. 440 p.

Crummey, R. O. (2011). Old Believers in a Changing World. DeKalb, Northern Illinois Univ. Press. XIII, 267 p.

Demidova, L. D. (2015). Ob istokakh traditsii pochitaniya muchenikov za veru [On the Origins of the Tradition of Venerating Martyrs for the Faith]. In Religioznye i politicheskie idei v proizvedeniyakh deyatelei russkoi kul’tury XVI–XXI vv. Novosibirsk, Izdatel’stvo Sibirskogo otdeleniya RAN, pp. 41–57.

Dmitriev, L. A. (1973). Zhitiinye povesti russkogo Severa kak pamyatniki literatury XIII–XVII vekov. Evolyutsiya zhanra legendarno-biograficheskikh skazanii [Hagiographic Stories of the Russian North as Literary Aretfacts of the 13th–17th Centuries. The Evolution of the Genre of Legendary Biographical Legends]. Leningrad, Nauka. 303 p.

Eleonskaya, A. S. (1978). Utverzhdenie tsennosti zhizni (“Otrazitel’noe pisanie” inoka Evfrosina) [Assertion of the Value of Life (“The Opposite Scripture” of Monk Evfrosin)]. In Eleonskaya, A. S. Russkaya publitsistika vtoroi poloviny XVII veka. Moscow, Nauka, pp. 186–231.

Gur’yanova, N. S. (1996). “Opisanie o nelepykh sluchayakh i neobychnykh pustynnomu zhitiyu deistvakh, vnesshikhsya ot svoevol’nikov” [“Description of the Absurd Cases and Unusual Hermit Activities from the Svoevol’niki]. In Russkoe obshchestvo i literatura pozdnego feodalizma. Novosibirsk, Sibirskii khronograf, pp. 225–246.

Joachim, patriarch (1683). Slovo blagodarstvennoe o izbavlenii tserkvi ot otstupnikov [A Sermon of Thanks for the Deliverance of the Church from Apostates]. Moscow, Pechatnyi dvor. 128 p.

Ivan Filippov (2005). Istoriya Vygovskoi staroobryadcheskoi pustyni [History of the Vyg Old Believer Hermitage]. Moscow, Tretii Rim. 377 p.

Kalugin, V. V. (2013). Kievskie fal’sifikatory nachala XVIII veka (“Trebnik 1329 g. mitropolita Feognosta”) [Kiev Falsifiers of the Early 18th Century (The 1329 Trebnik by Metropolitan Feognost)]. In Staroobryadchestvo v Rossii (XVII–XX vv.). Sbornik nauchnykh trudov. Iss. 5. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury, pp. 127–183.

Lavrov, A. S. (2000). Koldovstvo i religiya v Rossii: 1700–1740 gg. [Witchcraft and Religion in Russia: 1700–1740]. Moscow, Drevlekhranilishche. 575 p.

Lileev, M. I. (1895). Iz istorii raskola na Vetke i v Starodub’e [From the History of the Schism in Viatka and Starodubye]. Kiev, Tipografiya G. T. Korchak-Novitskogo. Iss. 1. XII, 596 p.

Makhotina, E. (2019). Melankholiya prikhodit v Rossiyu : Monastyri kak dolgauzy v Rossii v XVIII veke [Melancholia Arrives in Russia: Monasteries as Asylums in Eighteenth-Century Russia]. In Vivlioθika. E-Journal of Eighteenth-Century Russian Studies. Vol. 7, pp. 21–46. DOI 10.21900/j.vivliofika.v7.783.

Mal’tsev, A. I. (1982). Neizvestnoe sochinenie S. Denisova o tarskom “bunte” 1722 g. [S. Denisov’s Unknown Work about the Tara “Revolt” (1722)]. In Istochniki po kul’ture i klassovoi bor’be feodal’nogo perioda. Novosibirsk, Nauka, pp. 224–241.

Ob”yavlenie ot Svyateishego Pravitel’stvuyushchego Vserossiiskogo Sinoda vo uveshchanie obretayushchimsya vo vsem Rossiiskom gosudarstve raskol’nikam (5 iyulya 1725 g.) [Announcement from the Most Holy Governing All-Russian Synod in Exhortation to Schismatics Found throughout the Entire Russian State (5 July 1725)]. (1890). In Barsov, E. V. Novye materialy dlya istorii staroobryadchestva XVII–XVIII vekov. Moscow, Universitetskaya tipografiya, pp. 157–161.

Loparev, Kh. (Ed.). (1895). Otrazitel’noe pisanie o novoizobretennom puti samoubiistvennykh smertei. Vnov’ naidennyi staroobryadcheskii traktat protiv samosozhzheniya 1691 goda [Opposite Scripture on the Newly Invented Path of Suicidal Death: A Newly Found Old Believer Treatise against Self-Immolation (1691)]. St Petersburg, Tipografiya I. N. Skorokhodova. [4], 72, 160 p.

Pigin, A. V. (Ed.). (2010). Pamyatniki knizhnoi stariny Russkogo Severa: kollektsii rukopisei XV–XX vekov v gosudarstvennykh khranilishchakh Respubliki Kareliya [The Book Antiquities of Northern Russia: Manuscript Collections from the 15th–20th Centuries in the State Depositories of the Republic of Karelia]. St Petersburg, Dmitrii Bulanin. 604 p.

Panchenko, A. (2020). “Starye sekty” na novyi lad: problemy i perspektivy izucheniya russkikh religioznykh dissidentov XVIII–XX vv. [‘Old Sects’ in a New Light: How to Study Russian Religious Dissent, 1700–1900]. In Gosudarstvo, religiya, tserkov’ v Rossii i za rubezhom. No. 3 (38), pp. 7–37. DOI 10.22394/2073-7203-2020-38-3-7-37.

Panich, T. V. (2004). Kniga “Shchit very” v istoriko-literaturnom kontekste kontsa XVII veka [The Shield of Faith in the Historical and Literary Context of the Late 17th Century]. Novosibirsk, Sibirskii khronograf. 327 p.

Plyukhanova, M. B. (2000). O natsional’nykh sredstvakh samoopredeleniya lichnosti: samosakralizatsiya, samosozhzhenie, plavanie na korable [On National Means of Personal Self-Determination: Self-Sacralisation, Self-Immolation, Sailing on a Ship]. In Iz istorii russkoi kul’tury. 2nd Ed. Moscow, Yazyki russkoi kul’tury. Vol. 3, pp. 380–459.

Polnoe sobranie postanovlenii i rasporyazhenii po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya Rossiiskoi imperii [Complete Collection of Decrees and Orders for the Department of the Orthodox Confession of the Russian Empire]. (1869–1911). St Petersburg, Sinodal’naya tipografiya. Vol. 3. [10], 260 p. Vol. 4. [2], 16, 366 p.

Popovich, A. I. (2020a). “Izobrazhaya zhertvu”: pafos oblicheniya i muchenichestva v sochineniyakh Ivana Groznogo i Andreya Kurbskogo [“Playing the Victim”: The Message of Denunciation and Martyrdom in the Works of Ivan the Terrible and Andrey Kurbsky]. In Problemy istoricheskoi poetiki. Vol. 18. No. 4, pp. 67–98. DOI 10.15393/j9.art.2020.8743.

Popovich, A. I. (2020b). Osmyslenie konflikta s gosudarstvom cherez ponyatie zhertvy v staroobryadcheskikh sochineniyakh XVIII veka [Understanding the Conflict with the State through the Concept of Sacrifice in 18th-Century Old Believers’ Writings]. In Staroobryadchestvo v istorii i kul’ture Rossii: problemy izucheniya. (K 400-letiyu so dnya rozhdeniya protopopa Avvakuma). Moscow, Institut rossiskoi istorii RAN, pp. 129–142.

Prokopovich, F. (1722). Khristovy o blazhenstvakh propovedi tolkovanie [An Interpretation of Christ’s Sermons on the Beatitudes]. 1st Ed. St Petersburg, Tipografiya Aleksandro-Nevskogo monastyrya. 141 l.

Prokopovich, F. (1865). Pis’mo k Yakovu Markevichu – iz Peterburga ot 10 maya 1720 goda [A Letter to Yakov Markevich from St Petersburg (May 10, 1720)]. In Trudy Kievskoi dukhovnoi akademii. Vol. 1. Kiev, Tipografiya Kievo-Pecherskoi lavry, pp. 287–294.

PSZ [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Collection 1. Vol. 6.

Pul’kin, M. V. (2013). Samosozhzheniya staroobryadtsev (seredina XVII – XIX v.) [The Self-Immolation of Old Believers (mid-17th – 19th Centuries]. Moscow, Russkii fond sodeistviya obrazovaniyu i nauke. 336 p.

Pypin, A. N. (1883). Svodnyi staroobryadcheskii sinodik [Consolidated Old Believer Synodik]. 2nd Ed. St Petersburg, Tipografiya Dobrodeeva. [2], V, 60 p.

RGIA [Russian State Historical Archive]. Stock 796. List 2. Dos. 528.

Romanova, E. V. (2012). Massovye samosozhzheniya staroobryadtsev v Rossii v XVII–XIX vekakh [The Mass Self-Immolations of Old Believers in Russia in the 17th–19th Centuries]. St Petersburg, Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge. 288 p.

Shashkov, A. T. (2013). “Neoskvernyaemoe kreshchenie ognem” [“The Undefiled Baptism with Fire”]. In Shashkov, A. T. Izbrannye trudy. Yekaterinburg, Basko, pp. 163–179.

Voskresenskii, N. A., Anisimov, E. V. (Eds.). (2020). Zakonodatel’nye akty Petra I. Redaktsii i proekty zakonov, zametki, doklady, donosheniya, chelobit’ya i inostrannye istochniki. Sbornik dokumentov v 3 t. [Legislative Acts of Peter I. Versions and Drafts, Notes, Reports, Denunciations, Petitions and Foreign Sources. Collection of Documents. 3 Vols.] / introd. by D. O. Serov, archival introd. by A. A. Bogdanov. Moscow, Drevlekhranilishche. Vol. 2. Akty ob obshchestvennykh klassakh. Vol. 3. Akty o promyshlennosti i torgovli. 848 p.

Yukhimenko, E. M. (1994). Kargopol’skie “gari” 1683–1684 godov. (K probleme samosozhzhenii v russkom staroobryadchestve) [Kargopol “Fumes” of 1683–1684. (On the Issue of Self-Immolations in Russian Old Belief)]. In Staroobryadchestvo v Rossii. Sbornik nauchnykh trudov. Iss. 1. Moscow, Arkheograficheskii tsentr, pp. 64–119.

Zhivov, V. (2012). Dva etapa distsiplinarnoi revolyutsii v Rossii XVII i XVIII stoletiya [Two Stages of the Disciplinary Revolution in Russia: The Seventeenth and Eighteenth Centuries]. In Cahiers du monde russe. Vol. 53. No. 2–3, pp. 349–374. DOI 10.4000/monderusse.9386.

Загрузки

Опубликован

2021-12-22

Как цитировать

Popovich, A. (2021). «Жажда мучения» vs страдание «правды ради»: полемика о старообрядческой жертвенности на переломе эпох. Quaestio Rossica, 9(4), 1259–1277. https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.638

Выпуск

Раздел

Problema voluminis