Ethical Reflections on Self-Sacrifice in Russian Monasticism

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.636

Ключевые слова:

философия, этика, самопожертвование, религия, культура, ниптический, аскетический

Аннотация

Автор анализирует проблематику самопожертвования как высшей формы любви с акцентом на византийском восприятии этических принципов самопожертвования, пришедшем в пространство русской культуры через переводы ниптической (аскетической) литературы, продолжающей традицию античной философии. С опорой на исторический источник – труд Евсевия Кесарийского – рассмотрены случаи принесения в жертву собственной жизни из милосердной любви к ближнему и новый, аксиологически христианский взгляд на жертвоприношения. Жертвоприношение и самопожертвование понимаются здесь не в качестве «жертвы системы», но скорее как жертва из любви к ближнему. Христианский подход к смерти в некотором роде позитивен: смерть осмысляется либо через осознанное жертвоприношение или самопожертвование, либо через духовную борьбу – аскезу. Проблематика самопожертвования рассматривается в связи с понятиями мученичества и мук совести, в которых коренится самая суть аскетической жизни. Ключевая цель работы – сопоставить на основании конкретных примеров греческое и русское понимание самопожертвования. Главный источник – ниптические тексты, авторы которых, основываясь на собственном опыте, призывают читателей к духовной борьбе и принесению своей жизни в жертву Богу. Их идеи проникли в русскую культуру через сборник «Добротолюбие», оказавший значительное влияние на распространение в России исихастской традиции в конце XVIII – начале XIX в. Примерами духовной борьбы в среде российского монашества, из любви приносившего жизнь в жертву Богу и перенесшего византийское понимание духовной борьбы со страстями и стремления к добродетелям в русскую культурную среду, были Паисий Величковский, Назарий Кондратьев, Серафим Саровский, оптинские старцы Моисей, Лев и Макарий.

Биография автора

Ján Zozuľak

PhD, профессор, Университет Константина Философа в Нитре.

94901, Словакия, Нитра, Tr. A. Hlinku, 1.

ORCID 0000-0001-5263-1224

jzozulak@ukf.sk

Библиографические ссылки

Actes de Lavra. Part 1. Des origines à 1204. (1970). In Lemerle, P. (Ed.). Archives de l´Athos. No. 5. Paris, Éd. P. Lethielleux. 457 p.

Anikin, D. A. (2017). Obraz zhertvy v istorii: strategii kul’turnoi reprezentatsii i konkurentsiya narrativov [The Image of the Victim in History: The Strategy of Cultural Representation and Competition of Narratives]. In Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul’tury. Vol. 4. No. 29, pp. 64–70. DOI 10.24411/2079-1100-2017-00006.

Apophthegmata Patrum. (1858). In Patrologiae cursus completes. 167 t. Paris, S. n. Vol. 65, pp. 72–440.

Aristotelis (2010). Ethica Nicomachea. Cambridge, Cambridge Univ. Press. 280 p.

Athanasii (1857a). Contra gentes. In Patrologiae cursus completes. 167 t. Paris, S. n. Vol. 25, pp. 4–96.

Athanasii (1857b). Epistula ad episcopos Aegypti et Libyae. In Patrologiae cursus completes. 167 t. Paris, S. n. Vol. 25, pp. 537–593.

Athanasii (1857c). Vita Antonii. In Patrologiae cursus completes. 167 t. Paris, S. n. Vol. 26. pp. 837–976.

Deseille, P. (1997). La spiritualité orthodoxe et la philocalie. Paris, Bayard éd. 282 p.

Dorothei (1860). Expositiones et doctrinae diverae. In Patrologiae cursus completes. 167 t. Paris, S. n. Vol. 88, pp. 1612–1836.

Eliade, M. (1965). Le sacré et le profane. Paris, Gallimard. 187 p.

Eusebii Pamphili (1857). Ecclesiasticae historiae. In Patrologiae cursus completes. 167 t. Paris, S. n. Vol. 20, pp. 45–906.

Florovsky, G. (2006). Puti russkogo bogosloviya [The Ways of Russian Theology]. Kharvest, Izdatel’stvo Belorusskogo ekzarkhata. 608 p.

Gizha, A. V. (2019). Kontsepty zhertvennosti i sakral’nosti v postsovremennom diskurse: filosofskii aspekt [Concepts of Self-Sacrifice and Sacredness in Postmodern Discourse: The Philosophical Aspect]. In Observatoriya kul‘tury. Vol. 16. No. 6, pp. 564–577. DOI 10.25281/2072-3156-2019-16-6-564-577.

Herzen, A. I. (1954–1966). Byloe i dumy. Chast’ IV [My Past and Thoughts. Part 4]. In Herzen, A. I. Sobranie sochinenii v 30 t. Moscow, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. Vol. 9, pp. 133–171.

Hunger, H. (1978). Die Hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. 2 t. München, Beck. Vol. 2. 528 S.

Kabasilas, N. (1865). Perí tis en Christó zoís [A Life in Christ]. In Patrologiae cursus completes. 167 t. Paris, S. n. Vol. 150, pp. 493–725.

Karamanidou, A. (2016). European Enlightenment and Orthodox Christian Illumination. The Potential Survival of Hesychasm in the Movement of Kollyvades. In Constantine’s Letters. Vol. 9. No. 1, pp. 158–182. DOI 10.17846/CL.2016.9.1.158-182.

Kireevsky, I. V. (1911). O neobkhodimosti i vozmozhnosti novykh nachal dlya filosofii [On the Necessity and Possibility for New Beginnings in Philosophy]. In Kireevsky, I. V. Polnoe sobranie sochinenii v 2 t. Moscow, Tipografiya Imperatorskogo Moskovskogo universiteta. Vol. 1, pp 1–7.

Kireevsky, I. V. (1979). Kritika i estetika [Criticism and Aesthetics]. Moscow, Iskusstvo. 439 p.

Krikonis, Ch. (1995). Apostolikoí Patéres. Klímis Rómis, Ignátios Antiocheías, Polýkarpos Smýrnis, Papías Ierapóleos kai didachí ton Apostólon [The Apostolic Fathers. Clement of Rome, Ignatius of Antioch, Polycarp of Smyrna, Papias of Hierapolis, and the Teachings of the Apostles]. Vol. 1. Thessaloniki, Univ. Studio Press. Vol. 1. 240 p.

Kroczak, J. (2021). Christian Ascetics of Late Antiquity as a Philosophy and Its Echo in the Culture of Old Rus’ (11th–13th Centuries). In Constantine’s Letters. Vol. 14. No. 1, pp. 39–47. DOI 10.17846/CL.2021.14.1.39-47.

Mantzarídis, G. (2000). Christianikí ithikí [Christian ethics]. Thessaloniki, P. Pournarás. 553 p.

Matsoukas, N. (2010). Istoría tis filosofías Archaías Ellinikís, Vyzantinís, Dytikoevropaïkís: Me sýntomi eisagogí sti filosofía [History of Ancient Greek, Byzantine, Western European Philosophy: With a Brief Introduction to Philosophy]. Thessaloniki, P. Pournarás. 776 p.

Minin, N. A. (2011). Prepodobnyi Nazarii, igumen Valaamskii. Zhizneopisanie. Dukhovnye nastavleniya [Saint Nazarius, Abbot of Valaam. Biography. Spiritual Instruction]. Valaam, Spaso-Preobrazhenskii Valaamskii monastyr’. 206 p.

Olshevskaya, L. A., Travnikov, S. N. (1999). Drevnerusskiye pateriki. Kievo-Pecherskii paterik. Volokolamskii paterik [Old Russian Patericons. The Kiev-Pechersk Patericon. The Volokolamsk Patericon]. Moscow, Nauka. 496 p.

Papadopoulos, S. (1999). O monachismós. “‘Oros dysanávaton”. [Monasticism “Mount impassable”]. Athína, Apostolikí Diakonía. 147 p.

Popovich, A. I. (2019). Zhertva vs zhertvennost’: telesnoe i svyatoe v pamyatnikakh knizhnosti Drevnei Rusi [Sacrifice vs Self-Sacrifice: The Profane and the Sacred in Old Russian Literature]. In Dergachevskie chteniya. Literatura regionov v svete geo- i etnopoetiki. Materialy XIII Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii (g. Yekaterinburg, 18–19 oktyabrya 2018 g.). Yekaterinburg, Ural’skoe otdelenie RAN, pp. 64–69.

Poppe, A. (2011). Studity na Rusi. Istoki i nachal’naya istoriya Kievo-Pecherskogo monastyrya [The Studites in Russia. The Origins and Initial History of the Kiev-Pechersk Monastery]. Kiev, Ruthenica. 150 p.

Sakharov, S. (1990). O Ágios Silouanós o Athonítis [Saint Siluan the Athonite]. Éssex Anglías, Ierá Moní Timíou Prodrómou. 542 p.

Tachiaos, A.-Ε. (1978). Mount Athos and the Slavic Literatures. In Cyrillomethodianum. Vol. 4, pp. 1–35.

Tachiaos, A.-Ε. (2006). Vyzántio, Slávoi, Ágion Óros. Anadromí se amoivaíes schéseis kai epidráseis [Byzantium, Slavs, Mount Athos. The Retrospection of Mutual Relationships and Influences]. Thessaloniki: Univ. Studio Press. 568 p.

Thomson, F. J. (1995). Saint Anthony of Kiev – the Facts and the Fiction. The Legend of the Blessing of Athos upon Early Russian Monasticism. In Byzantinoslavica. Vol. 56. No. 3, pp. 637–668.

Uspensky, B. A. (2016). Antonii Pecherskii i nachal’naya istoriya russkogo monashestva (Ryasofor v Drevnei Rusi) [St Anthony of Kiev and the Earliest History of Russian Monasticism (Novitiates in Old Rus’)]. In Slověne. Intern. J. of Slavic Studies. Vol. 5. No. 1, pp. 70–113.

Voulgarakis, I. (2000). Aftoktonía kai ekklisiastikí tafí [Suicide and Church Burial]. Athína, Armós. 144 p.

Zen’kovskii, V. V. (1948). Istoriya russkoi filosofii v 2 t. [The History of Russian Philosophy. 2 Vols.]. Paris, YMCA-Press. Vol. 1. 470 p.

Загрузки

Опубликован

2021-12-22

Как цитировать

Zozuľak, J. (2021). Ethical Reflections on Self-Sacrifice in Russian Monasticism. Quaestio Rossica, 9(4), 1226–1240. https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.636

Выпуск

Раздел

Problema voluminis