«Разумеется, я еврей, но я советский еврей»: множественная идентичность в воспоминаниях
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.634Ключевые слова:
множественная идентичность, советские евреи, антисемитизм, идиш, устная историяАннотация
Рассматривается тема множественной идентичности через сосуществование советской (вненациональной, гражданской) и этнической идентичностей на примере евреев в СССР. Источниковой базой служат личные интервью российских сибирских евреев, проведенные автором, дополненные опубликованными интервью, собранными другими исследователями. В качестве ключевого вопроса заявлено выявление причин актуализации советской и еврейской составляющих множественной идентичности. В качестве методологического используется концепт «советского простого человека», сформулированный группой Ю. Левады (принадлежность человека к социальной системе и советскому режиму и его способность стать частью системы), а также утверждение, что для еврейской идентичности в советское время конфессиональная принадлежность перестала быть значимой. Показано, что для евреев, не являвшихся активистами национального движения, доминирование какой-либо идентичности было ситуационным. Понятие «советского» включало прежде всего интернационализм, атеизм и отсутствие права на исключительность или уникальность. Этническая идентичность могла конструироваться через позитивные и негативные эмоции и переживания. Источником негативных эмоций выступало внешнее окружение, наиболее часто негатив проявлялся как реакция на бытовой и государственный антисемитизм. Позитивные переживания формировались внутри семьи или через личный выбор человека. Часто встречавшимися способами формирования позитивного настроя были «коллекционирование евреев», а также исполнение максимы «либо лидер, либо одиночка». Для большинства информантов обращение к «советскому» было интуитивно понятным и неотрефлексированным. Также присутствуют маркеры, которые могут трактоваться как исключительно еврейские: традиция имянаречения в честь умерших родственников, семейное использование идиша, связь пищевых кодов и религиозной традиции (кашрут). В активном общении идиш не сохранился и в позднесоветские годы использовался как «язык для своих». Соблюдение некоторых религиозных практик (прежде всего шаббата и пищевых запретов) оказалось нормативным в силу семейного воспитания даже для нерелигиозных евреев.
Библиографические ссылки
Belova, O. (2012). “Mne priyaten etot obychai…”, ili Kak my vybiraem traditsiyu [“I Like This Custom…”, or How We Choose a Tradition]. In “Staroe” i “novoe” v slavyanskoi i evreiskoi kul’turnoi traditsii. Sbornik statei. Moscow, Probel-2000, pp. 190–210.
Cheshko, S. V. (2000). Raspad SSSR: etnopoliticheskii analiz [The Collapse of the USSR: An Ethnopolitical Analysis]. Moscow, Institut etnologii i antropologii RAN. 398 p.
Gerasimova, V. A. (2019). Evreiskie obshchiny Zapadnoi Sibiri v XIX–XXI vv.: sotsiokul’turnyi oblik [Jewish Communities in Western Siberia in the 19th–21st Centuries: A Sociocultural Image]. In Nauchnyi dialog. No. 6, pp. 305–320. DOI 10.24224/2227-1295-2019-6-305-320.
Gerasimova, V. A., Kliueva, V. P. (2020). Antisemitizm v pozdnem SSSR v predstavlenii sibirskikh evreev: predvaritel’nye nablyudeniya [Anti-Semitism in the Late USSR in the Perception of Siberian Jews: Preliminary Observations]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. No. 65, pp. 165–170. DOI 10.17223/19988613/65/21.
Gitelman, Z., Chervyakov, V. V., Shapiro, V. D. (2001). Natsional’noe samosoznanie rossiiskikh evreev (stat’ya tret’ya) [The National Identity of Russian Jews (3rd Article)]. In Diaspory. No. 2–3, pp. 224–262.
Gudkov, L. D. (2007). “Sovetskii chelovek” v sotsiologii Yuriya Levady [The “Soviet Man” in Yuri Levada’s Sociology]. In Obshchestvennye nauki i sovremennost’. No. 6, pp. 16–30.
Kostyrchenko, G. V., Yakovlev, A. N. (Eds). (2005). Gosudarstvennyi antisemitizm v SSSR. Ot nachala do kul’minatsii, 1938–1953 [State Anti-Semitism in the USSR. From the Beginning to the Culmination, 1938–1953]. Moscow, Materik. 590 p.
Levada, Yu. A. (Ed.). (1993). Sovetskii prostoi chelovek: opyt sotsial’nogo portreta na rubezhe 90-kh [The Soviet Common Man: An Attempt at Creating a Sociological Portrait at the Turn of the 1990s]. Moscow, Mirovoi okean. 300 p.
Mokienko, V. M., Nikitina, T. G. (1998). Tolkovyi slovar’ yazyka Sovdepii [An Explanatory Dictionary of the Language of the Sovdepiya]. St Petersburg, Folio-Press. 701 p.
Nam, I. V., Naumova, N. I., Rabinovich, V. Yu. (2020). “Byt’ evreem”: institutsionalizatsiya etnichnosti sibirskikh evreev v usloviyakh revolyutsii i grazhdanskoi voiny [“To be Jewish”: The Institutionalisation of Jewish Identity in Siberia during the Revolution and the Civil War]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. No. 64, pp. 53–64. DOI 10.17223/19988613/64/7.
Nosenko, E. (2004). Byt’ ili chuvstvovat’? Osnovnye aspekty formirovaniya evreiskoi samoidentifikatsii u potomkov smeshannykh brakov v sovremennoi Rossii [To Be or To Feel? The Main Patterns of Jewish Self-Identification among the Offspring of Mixed Marriages in Today’s Russia]. Moscow, Institut vostokovedeniya RAN, Kraft+. 400 p.
Nosenko-Stein, E. (2013). “Peredaite ob etom detyam vashim, a ikh deti sleduyushchemu rodu”. Kul’turnaya pamyat’ u rossiiskikh evreev v nashi dni. [“Say It to Your Children, and Their Children to the Next Generation”: The Cultural Memory of the Russian Jewry Today]. Moscow, Institut vostokovedeniya RAN. 576 p.
Nosenko-Stein, E. (2014). V poiskakh samosti. Izuchenie evreiskoi identichnosti [In Search for One’s Self: A Study of Jewish Identity]. In Novoe literaturnoe obozrenie. No. 3, pp. 71–95.
Rabinovich, V. (2014). “Rabinovich” v menyayushchemsya obshchestve: opyt vklyuchennogo samonablyudeniya [“Rabinovich” in a Changing Society: An Attempt at Inclusive Self-Observation]. In Obratnaya svyaz’: kniga dlya chteniya. Sbornik statei i esse k 60-letiyu Mikhaila Rozhanskogo. St Petersburg, Irkutsk, Norma, Tsentr nezavisimykh sotsial’nykh issledovanii i obrazovaniya, pp. 400–404.
Ryvkina, R. (2005). Kak zhivut evrei v Rossii? Sotsiologicheskii analiz peremen [How do Jews Live in Russia? A Sociological Analysis of Changes]. Moscow, Dom evreiskoi knigi. 576 p.
Soboleva, M. (2017). The Concept of the “New Soviet Man” and Its Short History. In Canadian-American Slavic Studies. Vol. 51. No. 1, pp. 64–85. DOI 10.1163/22102396-05101012.
Schnirelman, V. (2005). Litsa nenavisti. Antisemity i rasisty na marshe [The Face of Hatred. Anti-Semites and Racists on the March]. Moscow, Academia. 359 p.
Shternshis, A. (2006). Soviet and Kosher: Jewish Popular Culture in the Soviet Union, 1923–1939. Bloomington, Indiana Univ. Press. 252 p.
Shternshis, A. (2007). Kaddish in a Church: Perceptions of Orthodox Christianity among Moscow Elderly Jews in the Early Twenty-First Century. In The Russian Rev. Vol. 66. No. 2, pp. 273–294. DOI 10.1111/j.1467-9434.2007.00442.x.
Shternshis, A. (2015). Salo on Challah: Soviet Jews’ Experience of Food in the 1920s–1950s. In Helman, A. (Ed.). Jews and Their Foodways. N. Y., Oxford Univ. Press, pp. 10–27. DOI 10.1093/acprof:oso/9780190265427.003.0002.
Steiner, E. (2009). Apologiya zastoinogo yunoshi [Apologia for a Stagnant Youth]. In Zerkalo. Literaturno-khudozhestvennyi zhurnal [website]. No. 3. URL: http://zerkalolitart.com/?p=3042 (accessed: 28.09.2020).
Voronkov, V., Chikadze, E. (1997). Leningradskie evrei: etnichnost’ i kontekst [Leningrad Jews: Ethnicity and Context]. In Voronkov, V., Zdravomyslova, E. (Eds). Biograficheskii metod v izuchenii postsotsialisticheskikh obshchestv. Materialy mezhdunarodnogo seminara (Sankt-Peterburg, 14–17 noyabrya 1996). Iss. 5. St Petersburg, Tsentr nezavisimykh sotsiologicheskikh issledovanii, pp. 74–78.
Vedenyapina, D. (2018). Evreiskaya obshchina kak klyuchevoi faktor v postroenii identichnosti rossiiskimi evreyami pokoleniya 20–40-letnikh [The Jewish Community as a Key Factor in Building the Identity of Russian Jews Aged 20–40]. In Vestnik obshchestvennogo mneniya. No. 3–4 (127), pp. 123–139. DOI 10.24411/2070-5107-2018-00018.
Yurchak, A. (2014). Eto bylo navsegda, poka ne konchilos’: Poslednee sovetskoe pokolenie [Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation]. Moscow, Neprikosnovennyi zapas. 664 p.
Zelenina, G. S. (2015). “U menya svoe khobbi – ya kollektsioniruyu evreev”: poiski identichnosti na dosuge [“I Have My Own Hobby – I Collect Jews”: The Search for Identity at My Leisure]. In Teoriya mody: odezhda, telo, kul’tura. No. 36, pр. 161–225. In Novoe literaturnoe obozrenie [website]. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/36_tm_2_2015/article/11410/ (accessed: 28.09.2020).