«Разумеется, я еврей, но я советский еврей»: множественная идентичность в воспоминаниях

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.634

Ключевые слова:

множественная идентичность, советские евреи, антисемитизм, идиш, устная история

Аннотация

Рассматривается тема множественной идентичности через сосуществование советской (вненациональной, гражданской) и этнической идентичностей на примере евреев в СССР. Источниковой базой служат личные интервью российских сибирских евреев, проведенные автором, дополненные опубликованными интервью, собранными другими исследователями. В качестве ключевого вопроса заявлено выявление причин актуализации советской и еврейской составляющих множественной идентичности. В качестве методологического используется концепт «советского простого человека», сформулированный группой Ю. Левады (принадлежность человека к социальной системе и советскому режиму и его способность стать частью системы), а также утверждение, что для еврейской идентичности в советское время конфессиональная принадлежность перестала быть значимой. Показано, что для евреев, не являвшихся активистами национального движения, доминирование какой-либо идентичности было ситуационным. Понятие «советского» включало прежде всего интернационализм, атеизм и отсутствие права на исключительность или уникальность. Этническая идентичность могла конструироваться через позитивные и негативные эмоции и переживания. Источником негативных эмоций выступало внешнее окружение, наиболее часто негатив проявлялся как реакция на бытовой и государственный антисемитизм. Позитивные переживания формировались внутри семьи или через личный выбор человека. Часто встречавшимися способами формирования позитивного настроя были «коллекционирование евреев», а также исполнение максимы «либо лидер, либо одиночка». Для большинства информантов обращение к «советскому» было интуитивно понятным и неотрефлексированным. Также присутствуют маркеры, которые могут трактоваться как исключительно еврейские: традиция имянаречения в честь умерших родственников, семейное использование идиша, связь пищевых кодов и религиозной традиции (кашрут). В активном общении идиш не сохранился и в позднесоветские годы использовался как «язык для своих». Соблюдение некоторых религиозных практик (прежде всего шаббата и пищевых запретов) оказалось нормативным в силу семейного воспитания даже для нерелигиозных евреев.

Биография автора

Vera Kliueva

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт проблем освоения Севера Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН.

625026, Россия, Тюмень, ул. Малыгина, 86.

ORCID 0000-0001-5594-3952

vormpk@gmail.com

Библиографические ссылки

Belova, O. (2012). “Mne priyaten etot obychai…”, ili Kak my vybiraem traditsiyu [“I Like This Custom…”, or How We Choose a Tradition]. In “Staroe” i “novoe” v slavyanskoi i evreiskoi kul’turnoi traditsii. Sbornik statei. Moscow, Probel-2000, pp. 190–210.

Cheshko, S. V. (2000). Raspad SSSR: etnopoliticheskii analiz [The Collapse of the USSR: An Ethnopolitical Analysis]. Moscow, Institut etnologii i antropologii RAN. 398 p.

Gerasimova, V. A. (2019). Evreiskie obshchiny Zapadnoi Sibiri v XIX–XXI vv.: sotsiokul’turnyi oblik [Jewish Communities in Western Siberia in the 19th–21st Centuries: A Sociocultural Image]. In Nauchnyi dialog. No. 6, pp. 305–320. DOI 10.24224/2227-1295-2019-6-305-320.

Gerasimova, V. A., Kliueva, V. P. (2020). Antisemitizm v pozdnem SSSR v predstavlenii sibirskikh evreev: predvaritel’nye nablyudeniya [Anti-Semitism in the Late USSR in the Perception of Siberian Jews: Preliminary Observations]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. No. 65, pp. 165–170. DOI 10.17223/19988613/65/21.

Gitelman, Z., Chervyakov, V. V., Shapiro, V. D. (2001). Natsional’noe samosoznanie rossiiskikh evreev (stat’ya tret’ya) [The National Identity of Russian Jews (3rd Article)]. In Diaspory. No. 2–3, pp. 224–262.

Gudkov, L. D. (2007). “Sovetskii chelovek” v sotsiologii Yuriya Levady [The “Soviet Man” in Yuri Levada’s Sociology]. In Obshchestvennye nauki i sovremennost’. No. 6, pp. 16–30.

Kostyrchenko, G. V., Yakovlev, A. N. (Eds). (2005). Gosudarstvennyi antisemitizm v SSSR. Ot nachala do kul’minatsii, 1938–1953 [State Anti-Semitism in the USSR. From the Beginning to the Culmination, 1938–1953]. Moscow, Materik. 590 p.

Levada, Yu. A. (Ed.). (1993). Sovetskii prostoi chelovek: opyt sotsial’nogo portreta na rubezhe 90-kh [The Soviet Common Man: An Attempt at Creating a Sociological Portrait at the Turn of the 1990s]. Moscow, Mirovoi okean. 300 p.

Mokienko, V. M., Nikitina, T. G. (1998). Tolkovyi slovar’ yazyka Sovdepii [An Explanatory Dictionary of the Language of the Sovdepiya]. St Petersburg, Folio-Press. 701 p.

Nam, I. V., Naumova, N. I., Rabinovich, V. Yu. (2020). “Byt’ evreem”: institutsionalizatsiya etnichnosti sibirskikh evreev v usloviyakh revolyutsii i grazhdanskoi voiny [“To be Jewish”: The Institutionalisation of Jewish Identity in Siberia during the Revolution and the Civil War]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. No. 64, pp. 53–64. DOI 10.17223/19988613/64/7.

Nosenko, E. (2004). Byt’ ili chuvstvovat’? Osnovnye aspekty formirovaniya evreiskoi samoidentifikatsii u potomkov smeshannykh brakov v sovremennoi Rossii [To Be or To Feel? The Main Patterns of Jewish Self-Identification among the Offspring of Mixed Marriages in Today’s Russia]. Moscow, Institut vostokovedeniya RAN, Kraft+. 400 p.

Nosenko-Stein, E. (2013). “Peredaite ob etom detyam vashim, a ikh deti sleduyushchemu rodu”. Kul’turnaya pamyat’ u rossiiskikh evreev v nashi dni. [“Say It to Your Children, and Their Children to the Next Generation”: The Cultural Memory of the Russian Jewry Today]. Moscow, Institut vostokovedeniya RAN. 576 p.

Nosenko-Stein, E. (2014). V poiskakh samosti. Izuchenie evreiskoi identichnosti [In Search for One’s Self: A Study of Jewish Identity]. In Novoe literaturnoe obozrenie. No. 3, pp. 71–95.

Rabinovich, V. (2014). “Rabinovich” v menyayushchemsya obshchestve: opyt vklyuchennogo samonablyudeniya [“Rabinovich” in a Changing Society: An Attempt at Inclusive Self-Observation]. In Obratnaya svyaz’: kniga dlya chteniya. Sbornik statei i esse k 60-letiyu Mikhaila Rozhanskogo. St Petersburg, Irkutsk, Norma, Tsentr nezavisimykh sotsial’nykh issledovanii i obrazovaniya, pp. 400–404.

Ryvkina, R. (2005). Kak zhivut evrei v Rossii? Sotsiologicheskii analiz peremen [How do Jews Live in Russia? A Sociological Analysis of Changes]. Moscow, Dom evreiskoi knigi. 576 p.

Soboleva, M. (2017). The Concept of the “New Soviet Man” and Its Short History. In Canadian-American Slavic Studies. Vol. 51. No. 1, pp. 64–85. DOI 10.1163/22102396-05101012.

Schnirelman, V. (2005). Litsa nenavisti. Antisemity i rasisty na marshe [The Face of Hatred. Anti-Semites and Racists on the March]. Moscow, Academia. 359 p.

Shternshis, A. (2006). Soviet and Kosher: Jewish Popular Culture in the Soviet Union, 1923–1939. Bloomington, Indiana Univ. Press. 252 p.

Shternshis, A. (2007). Kaddish in a Church: Perceptions of Orthodox Christianity among Moscow Elderly Jews in the Early Twenty-First Century. In The Russian Rev. Vol. 66. No. 2, pp. 273–294. DOI 10.1111/j.1467-9434.2007.00442.x.

Shternshis, A. (2015). Salo on Challah: Soviet Jews’ Experience of Food in the 1920s–1950s. In Helman, A. (Ed.). Jews and Their Foodways. N. Y., Oxford Univ. Press, pp. 10–27. DOI 10.1093/acprof:oso/9780190265427.003.0002.

Steiner, E. (2009). Apologiya zastoinogo yunoshi [Apologia for a Stagnant Youth]. In Zerkalo. Literaturno-khudozhestvennyi zhurnal [website]. No. 3. URL: http://zerkalolitart.com/?p=3042 (accessed: 28.09.2020).

Voronkov, V., Chikadze, E. (1997). Leningradskie evrei: etnichnost’ i kontekst [Leningrad Jews: Ethnicity and Context]. In Voronkov, V., Zdravomyslova, E. (Eds). Biograficheskii metod v izuchenii postsotsialisticheskikh obshchestv. Materialy mezhdunarodnogo seminara (Sankt-Peterburg, 14–17 noyabrya 1996). Iss. 5. St Petersburg, Tsentr nezavisimykh sotsiologicheskikh issledovanii, pp. 74–78.

Vedenyapina, D. (2018). Evreiskaya obshchina kak klyuchevoi faktor v postroenii identichnosti rossiiskimi evreyami pokoleniya 20–40-letnikh [The Jewish Community as a Key Factor in Building the Identity of Russian Jews Aged 20–40]. In Vestnik obshchestvennogo mneniya. No. 3–4 (127), pp. 123–139. DOI 10.24411/2070-5107-2018-00018.

Yurchak, A. (2014). Eto bylo navsegda, poka ne konchilos’: Poslednee sovetskoe pokolenie [Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation]. Moscow, Neprikosnovennyi zapas. 664 p.

Zelenina, G. S. (2015). “U menya svoe khobbi – ya kollektsioniruyu evreev”: poiski identichnosti na dosuge [“I Have My Own Hobby – I Collect Jews”: The Search for Identity at My Leisure]. In Teoriya mody: odezhda, telo, kul’tura. No. 36, pр. 161–225. In Novoe literaturnoe obozrenie [website]. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/36_tm_2_2015/article/11410/ (accessed: 28.09.2020).

Загрузки

Опубликован

2021-12-22

Как цитировать

Kliueva, V. (2021). «Разумеется, я еврей, но я советский еврей»: множественная идентичность в воспоминаниях. Quaestio Rossica, 9(4), 1187–1204. https://doi.org/10.15826/qr.2021.4.634

Выпуск

Раздел

Problema voluminis