Эволюция мифологического образа медведя в культуре восточных славян

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.3.623

Ключевые слова:

образ медведя в российской культуре, медвежий культ, восточные славяне, скоморохи-медведчики

Аннотация

Представлен исторический анализ эволюции мифологического образа медведя в религиозном сознании восточных славян X–XVII вв. Авторы подчеркивают, что тотемистические представления наших предков о медведях-проводниках в царство мертвых начали распространяться в восточнославянских землях лишь с середины X в. под влиянием верований и культов соседних финно-угорских и летто-литовских племен и не были характерны для традиционного восточнославянского язычества. Опираясь на памятники древнерусской письменности и материалы археологических раскопок древнерусских языческих святилищ, авторы очерчивают период зарождения и становления на всех восточнославянских землях мифа о сверхъестественном предке-медведе – защитнике человеческого рода. С помощью археозоологических материалов с раскопок древнерусских поселений домонгольской эпохи, а также нескольких древнерусских письменных документов ими определен период превращения в народном сознании восточных славян мифологического образа медведя из властителя судеб и проводника царства мертвых в одного из лесных бесов. Подчеркивается, что миф о сверхъестественном предке-медведе породил обычай водить дрессированных медведей по улицам древнерусских городов для их очищения от нечистой силы, а также в целях народных гаданий. Авторы приходят к выводу о том, что в сознании наших предков образ медведя прошел несколько этапов: от представления о нем как о племенном тотеме до образа одного из доброжелательных духов, защитника людей от нечистой силы. Отголоски древних языческих воззрений о медведе – языческом божестве сохранились в представлениях восточнославянских народов вплоть до начала XX в. и нашли свои отражения в народных сказках, легендах, преданиях, традициях.

Биографии авторов

Mikhail Kozlov

доктор исторических наук, профессор, Севастопольский государственный университет.

299053, Россия, Республика Крым, Севастополь, ул. Университетская, 33.

ORCID 0000-0002-3535-8796

kmn_75@mail.ru

Snezhana Shendrikova

доктор исторических наук, профессор, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского.

298635, Россия, Республика Крым, Ялта, ул. Севастопольская, 2а.

snezhanashendrikova@rambler.ru

Библиографические ссылки

Abramovich, D. I. (Ed.). (1991). Kiєvo-Pechers’kii paterik [The Kiev Pechersk Patericon]. Kiїv, Chas. 278 р.

Afanas’ev, A. N. (1865). Poeticheskie vozzreniya slavyan na prirodu v 3 t. [The Poetic Views of the Slavs on Nature. 3 Vols.]. Moscow, Tipografiya A. Gracheva. Vol. 1. 800 р.

Argov, A. V. (2013). Russkoe skomoroshestvo i sovremennaya kul’tura [Russian Bards and Modern Culture]. In Kazanskaya nauka. No. 3. рр. 234–237.

Barsukov, N. P. (1882). Istochniki russkoi agiografii [Sources of Russian Hagiography]. St Petersburg, Tipografiya M. M. Stasyulevicha. XII p., 616 columns, XVIII p.

Bibalaeva, L. N. (2010). O vliyanii totemizma na religioznye predstavleniya drevnikh slavyan [On the Influence of Totemism on the Religious Ideas of the Ancient Slavs]. In Uchenye zapiski Kazanskoi gosudarstvennoi akademii veterinarnoi meditsiny imeni N. E. Baumana. Vol. 204, рр. 32–35.

Borovskii, Ya. E. (1982). Mifologicheskii mir drevnikh kievlyan [The Mythological World of the Ancient People of Kiev]. Kiev, Naukova dumka. 104 р.

Buslaev, F. I. (Ed.). (1861). Istoricheskaya khrestomatiya tserkovno-slavyanskogo i drevnerusskogo yazykov [Historical Anthology of Church Slavonic and Old Russian Languages]. Moscow, Universitetskaya tipografiya. II, VIII р., 1632 columns.

Chubur, A. A., Starodubtsev, G. Yu., Gorobets, L. V. (2018). Arkheozoologicheskie nablyudeniya po materialam raskopok feodal’noi usad’by “Gorodishche Zhideevka” [Archaeo-Zoological Observations Based on the Excavations of the Feudal Estate Settlement of Zhideevka]. In Materialy i issledovaniya po arkheologii Dneprovskogo Levoberezh’ya. K 25-letiyu Kurskogo gosudarstvennogo oblastnogo muzeya arkheologii. Sbornik nauchnykh trudov. Kursk, S. n., рр. 147–158.

Dubov, I. V. (1990). Novye istochniki po istorii Drevnei Rusi [New Sources on the History of Old Rus’]. Leningrad, Izdatel’stvo Leningradskogo universiteta. 176 р.

Durkheim, E. (1912). Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, Les Presses universitaires de France. 143 р.

Fedorov, G. B. (1953). Slavyane Podnestrov’ya [The Slavs of Transnistria]. In Po sledam drevnikh kul’tur. Drevnyaya Rus’. Moscow, Nauka, рр. 121–154.

Golubkova, O. V. (2002). Pochitanie medvedya v svyazi s kul’tami zhenskikh bozhestv u vostochnykh slavyan (k voprosu o sravnitel’noi identifikatsii pravoslaviya i yazychestva) [The Veneration of the Bear in Connection with the Cults of Female Deities among the Eastern Slavs (on the Question of the Comparative Identification of Orthodoxy and Paganism)]. In Problemy mezhetnicheskogo vzaimodeistviya narodov Sibiri. Novosibirsk, Izdatel’stvo Instituta arkheologii i etnografii Sibirskogo otdeleniya RAN, рр. 49–52.

Gorbanenko, S. A. (2003). Do іstorії tvarinnitstva u slov’yan Lіvoberezhzhya Dnіpra ostann’oї chvertі I tis. n. e. [On the History of Animal Husbandry in the Slavs of the Left Bank of the Dnieper, Last Quarter of the First Millennium CE]. In Arheologіya. No. 2, рр. 113–122.

Gottlieb, J. (1799). Opisanie vsekh obitayushchikh v Rossiiskom gosudarstve narodov v 4 ch. [Description of All Peoples Living in the Russian State. 4 Parts]. St Petersburg, Izdatel’stvo Ivana Glazunova. Part 1. 250 р.

Gura, A. V. (1997). Simvolika zhivotnykh v slavyanskoi narodnoi traditsii [The Symbolism of Animals in the Slavic Folk Tradition]. Moscow, Indrik. 912 р.

Jung, C. G. (2004). Dusha i mif. Shest’ arkhetipov [Soul and Myth. Six Archetypes], Minsk, Kharavest. 398 р.

Kagarov, E. G. (1913). Kul’t fetishei, rastenii i zhivotnykh v Drevnei Gretsii [The Cult of Fetishes, Plants, and Animals in Ancient Greece]. St Petersburg, Senatskaya tipografiya. 327 р.

Kagarov, E. G. (1918). Religiya drevnikh slavyan [Religion of the Ancient Slavs]. Moscow, Prakticheskie znaniya. 73 р.

Karpov, A. V. (2008). Yаzychestvo, khristianstvo, dvoeverie. Religioznaya zhizn’ Drevnei Rusi v IX–XI vv. [Paganism, Christianity, Dual Faith. The Religious Life of Ancient Russia in the 9th–11th Centuries]. St Petersburg, Aleteiya. 435 р.

Kotlyarevskii, A. A. (1893). Sobranie sochinenii v 3 t. [Collected Works. 3 Vols.]. St Petersburg, Tipografiya M. M. Stasyulevicha. Vol. 3. Pogrebal’nye obychai drevnikh slavyan. 493 р.

Kovaleva, I. (1995). Mif: povestvovanie, obraz i imya [Myth: Narration, Image, and Name]. In Literaturnoe obozrenie. No. 3, рр. 92–94.

Kozlov, M. N. (2020). Sluzhiteli yazycheskogo kul’ta v religioznoi i politicheskoi zhizni vostochnykh slavyan (IX–XI vv.) [Officiants of the Pagan Cult in the Religious and Political Life of the Eastern Slavs (9th–11th Centuries)]. Moscow, INFRA-M. 173 р.

Kroitor, R. V., Koloda, V. V. (2015). Zhivotnovodstvo pozdnikh severyan na slavyanokhazarskom pogranich’e (chast’ 1) [Livestock Breeding of the Late Northerners on the Slavic-Khazar Borderlands (Part 1)]. In Drevnosti. Iss. 13, рр. 212–227.

Kroitor, R. V., Koloda, V. V. (2016). Zhivotnovodstvo pozdnikh severyan na slavyanokhazarskom pogranich’e (chast’ 2) [Livestock Breeding of the Late Northerners on the Slavic-Khazar Borderlands (Part 2)]. In. Drevnosti. Iss. 14, рр. 122–132.

Kuraev, I. (2020). Glinyanye zverinye lapy i kol’tsa [Clay Animal Paws and Rings]. In Blog Istoricheskogo muzeya [website]. June 26. URL: https://blog.mediashm.ru/?p=3390 (accessed: 18.09.2020).

Lebedev, A. N. (1877). Khramy Vlas’evskogo prikhoda v g. Yaroslavle [Temples of Vlasyevsky Parish in Yaroslavl]. Yaroslavl, Tipografiya Gubernskoi zemskoi upravy. 32 р.

Levkievskaya, E. E. (2003). Mify russkogo naroda [Myths of the Russian People]. Moscow, AST. 527 р.

Marus, R. (2003). Kul’t medvedya u vostochnykh slavyan [The Cult of the Bear among the Eastern Slavs]. In Rossiya i ATR. No. 3(41), рр. 96–100.

Materialy dlya istorii drevnerusskoi pokayannoi distsipliny [Materials for the History of Ancient Russian Penitential Discipline]. (1912). In ChOIDR. Vol. 3, рр. 1–27.

Mokshina, E. N. (2012). Obraz medvedya v religioznykh i mifologicheskikh predstavleniyakh finno-ugorskikh narodov (mordvy, mariitsev, udmurtov, komi i dr.) [The Image of the Bear in Religious and Mythological Representations of the Finno-Ugric Peoples (Mordovians, Mari, Udmurt, Komi, etc.)]. In Finno-ugorskii mir. No. 3/4, рр. 97–101.

Petrukhin, V. (2003). Mify finno-ugrov [Myths of the Finno-Ugric Peoples]. Moscow, AST, Tranzitkniga. 463 р.

Poslanie prepodobnogo Feodosiya Pecherskogo k knyazyu Izyaslavu o vere varyazhskoi [Message from St Feodosii of the Caves to Prince Izyaslav about the Varangian Faith]. (1868). In Makarii (archbishop of Kharkov). Istoriya russkoi tserkvi [v 12 t.]. St Petersburg, Tipografiya Yu. A. Bokrama. Vol. 2, рр. 337–342.

Pouchenie Daniila, mitropolita vseya Rusi [The Teaching of Daniil, Metropolitan of All Russia]. (1981). In Pamyatniki literatury Drevnei Rusi. Konets XV – pervaya polovina XVI v. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, рр. 520–533.

Rotkirkh, T. (1890). Litovsko-yazycheskie ocherki. Istoricheskie issledovaniya Teobal’da [Lithuanian-Pagan Essays. Theobald’s Historical Research]. Vilna, Tipografiya O. Zavdoznogo. 201 р.

Rusanova, I. P., Rybakov, B. A. (Eds.). (1993). Slavyane i ikh sosedi v kontse I tysyacheletiya do n. e. – pervoi polovine I tysyacheletiya n. e. [Slavs and Their Neighbours in the Late 1st Millennium BCE – First Half of the 1st Millennium CE]. Moscow, Nauka. 335 р.

Rybakov, B. A. (1953). Stol’nyi gorod Chernigov i udel’nyi gorod Vshchizh [The Capital City of Chernihiv and the Apanage City of Vschizh]. In Po sledam drevnikh kul’tur. Drevnyaya Rus’. Moscow, Nauka, рр. 76–120.

Rybakov, B. A. (1981). Yazychestvo drevnikh slavyan [The Paganism of the Ancient Slavs]. Moscow, Nauka. 608 р.

Sakharov, I. P. (1989). Skazaniya russkogo naroda [Tales of the Russian People], Moscow, Khudozhestvennaya literature. 397 р.

Saxo Grammaticus. (2017). Deyaniya danov v 2 t. [Gesta Danorum. 2 Vols.]. / transl. by A. S. Dosaeva. Moscow, Russkaya panorama. Vol. 2. 616 р.

Shchapov, Ya. N. (Ed.). (1976). Drevnerusskie knyazheskie ustavy XI–XV vv. [Old Russian Princely Charters of the 11th–15th Centuries]. Moscow, Nauka. 241 р.

Shepard, P., Sanders, B. (1995). The Sacred Paw: The Bear in Nature, Myth, and Literature. N. Y., Viking. 366 р.

Sobolev, V. Yu. (2015). Drevnerusskaya pogrebal’naya kul’tura novgorodskoi zemli: problemy i osobennosti formirovaniya [The Old Russian Funerary Culture of the Land of Novgorod: Issues and Features of Formation]. In Arkheologicheskie vesti. No. 21, рр. 352–367.

Sofonovich, F. (1992). Khronіka z lіtopistsіv starodavnіkh [Chronicle of the Ancient Chroniclers]. Kiїv, Naukova dumka. 334 р.

Tikhomirov, I. A. (1909). O nekotorykh yaroslavskikh gerbakh [On Some Yaroslavl Coats of Arms]. In Trudy tret’ego oblastnogo istoriko-arkheologicheskogo s’’ezda vo Vladimire. Vladimir, Tipografiya Gubernskogo pravleniya, рр. 35–40.

Timoshchuk, B. A., Rusanova, I. P. (2007). Yazycheskie svyatilishcha drevnikh slavyan [Pagan Shrines of the Ancient Slavs], Moscow, Ladoga. 303 р.

Tolstoy, N. I. (Ed.). (2012). Slavyanskie drevnosti. Etnolingvisticheskii slovar’ v 5 t. [Slavic Antiquities. An Ethnolinguistic Dictionary. 5 Vols.]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya. Vol. 3. 693 р.

Tret’yakov, P. N. (1948). Vostochnoslavyanskie plemena [East Slavic Tribes]. Moscow, Nauka. 250 р.

Tret’yakov, P. N. (1958). Gorodishcha-svyatilishcha levoberezhnoi Smolenshchiny [Sanctuary Sites of Left-Bank Smolensk Region]. In Sovetskaya arkheologiya. No. 4, рр. 170–186.

Tsalkin, V. I. (1956). Materialy dlya istorii skotovodstva i okhoty v Drevnei Rusi po dannym izucheniya kostnykh ostankov iz raskopok arkheologicheskikh pamyatnikov lesnoi polosy evropeiskoi chasti SSSR [Materials for the History of Cattle Breeding and Hunting in Ancient Russia according to the Study of Bone Remains from the Excavations of Archaeological Sites of the Forest Strip of the European Part of the USSR]. Moscow, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. 185 р.

Tyanina, E. L. (2018). Medvezhii kul’t v srednevekovom Novgorode v kontekste religioznogo pochitaniya medvedya v severnoi Evrazii [The Bear Cult in Medieval Novgorod in the Context of the Religious Veneration of the Bear in Northern Eurasia]. In Arkheologiya severa Rossii: Yugra – volost’ Novgoroda Velikogo v XI–XV vv. Svod istochnikov i issledovanii. Surgut, Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya Institut arkheologii Severa, рр. 304–311, DOI 10.31630/978-5-6040401-1-9-2018-1-304-311.

Vasil’ev, B. A. (1948). Medvezhii prazdnik [Bear Holiday]. In Sovetskaya etnografiya. No. 4, рр.78–104

Vlasova, Z. I. (2001). Skomorokhi i fol’klor [Bards and Folklore]. St Petersburg, Aleteiya. 524 р.

Zharnov, M. E. (1991). Zhivotnye v pogrebal’nom obryade kurganov periodov stanovleniya drevnerusskogo gosudarstva [Animals in the Funerary Rite of the Mounds of the Formation Periods of the Ancient Russian State]. In Sovetskaya arheologiya. No. 2, рр. 76–89.

Zhitie prepodobnogo ottsa nashego Avraamiya, arkhimandrita Rostovskogo [The Life of Our Reverend Father Avraamii of Rostov]. (1855). In Zhitiya svyatykh v 12 kn. Kiev, Izdatel’stvo Kievo-Pecherskoi Lavry. Book 2, рр. 224–227.

Zhitie Sergiya Radonezhskogo [The Life of Sergii of Radonezh]. (1885). In Pamyatniki drevnei pis’mennosti i iskusstva v 190 vyp. St Petersburg, Izdatel’stvo Imperatorskoi Akademii nauk, рр. 1–139.

Загрузки

Опубликован

2021-09-29

Как цитировать

Kozlov, M., & Shendrikova, S. (2021). Эволюция мифологического образа медведя в культуре восточных славян. Quaestio Rossica, 9(3), 997–1012. https://doi.org/10.15826/qr.2021.3.623

Выпуск

Раздел

Disputatio