Вербально-визуальная архитектура и символы священной истории в газетах русской эмиграции в Болгарии

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.595

Ключевые слова:

поэтика газеты, празднование Пасхи, культовый образ, изобразительное пространство, «три семантические функции языка», русская эмиграция в Болгарии, священная история

Аннотация

В работе апробируется новый аналитический подход, сводящий к необходимому минимуму историческую контекстуализацию подхода и его объектов. Применяя его к праздничной эстетической активности неклерикальной общности в позднюю модерность, автор различает искреннюю и утонченную приверженность к священному и культивирование мистицизма, оживляющего глубоко традиционные формы священного. С опорой на теорию культового образа Ханса Бельтинга, на методику анализа «архитектуры газеты» Димитрия Георгиева и на теорию византийской мозаичной декорации Отто Демуса, учитывая теории праздника Роже Кайуа, Мирче Элиаде и Иозефа Пипера, автор определяет свой центральный объект как визуально-вербальные праздничные газетные композиции, подход – как архитектурно-литературный анализ газеты. В итоге газетный номер рассматривается как типографическая проекция праздничного хронотопа и как потенциальный визуально-вербальный религиозный ансамбль у грани между культовым образом и искусством. Формы газетной выразительности, в том числе художественная литература, в пасхальных номерах размещаются в координатной сетке таких оппозиций, как «апелляция/экспрессия vs репрезентация», «аниконизм vs иконизм», «тождесказательность vs иносказательность». На их основе и на основе анализа пасхальной композиции 1925 г. газеты «Русь» предлагается понятие «степени иллюстративности», или «степени опосредованности присутствия священного». Сущность понятия раскрывается на примере классификации и анализа элементов пасхальных композиций 1924–1925 («Русь», ред. И. Каллиников), 1933–1935 («Голос труда») и 1934 («Русь», ред. Н. Бутов) гг., но образцы были выбраны после рассмотрения более широкого круга источников 1922–1936 гг. Текущие исторические события воспринимались сквозь ментальную призму, которая интегрировала их в христианскую священную историю. Визуальные и вербальные элементы газетного оформления сочетались, а художественные и нехудожественные тексты сопрягались согласно логике, напоминающей о литургических функциях слова и о его связи с архитектурно-литургическим ансамблем, варьирующей от нежесткой и условной привязки до настоящей вмещенности. Исследование служит поэтологическим подступом (при альтернативной возможности социологического подхода) к вопросу о газете как гезамткунстверке в культуре русских эмигрантов Болгарии.

Биография автора

Yordan Lyutskanov

кандидат филологических наук, доцент, Институт литературы Болгарской академии наук.

1113, Болгария, София, бул. Шипченски проход, 52, стр. 17.

ORCID 0000-0002-6363-1585

yljuckanov@gmail.com

Библиографические ссылки

Averintsev, S. S. (1983). Mezhdu “iz”yasneniem” i “prikroveniem”: situatsiya obraza v poezii Efrema Sirina [Between “Clarification” and “Veiling”: The Situation of the Image in the Poetry of Efrem the Syrian]. In Grintser, P. A. (Ed.). Vostochnaya poetika: spetsifika khudozhestvennogo obraza. Moscow, Nauka, pp. 223–260.

Averintsev, S. S. (2006). Mistitsizm [Mysticism]. In Averintsev, S. A. Sofiya-Logos. Slovar‘. Kiev, Dukh i litera, pp. 311–313.

Bel’ting, Kh. (2002). Obraz i kul‘t: istoriya obraza do epokhi iskusstva [Image and Cult: The History of the Image before the Epoch of Art]. Moscow, Progress – Traditsiya. 540 p.

Belyi, A. (1921). Ofeira [Otheira]. Moscow, Knigoizdatel‘stvo pisatelei v Moskve. 200 p.

Bühler, K. (2011). Theory of Language: The Representational Function of Language. Amsterdam, Philadelphia, John Benjamins. 616 p.

Bychkov, V. V. (1991). Malaya istoriya vizantiiskoi estetiki [A Brief History of Byzantine Aesthetics]. Kiev, Put‘ k istine. 406 p.

Demus, O. (1964). Byzantine Mosaic Decoration: Aspects of Monumental Art in Byzantium. Boston, Boston Books & Art Shop. 178 p.

Falasca-Zamponi, S. (2017). The Ambiguity of the Sacred: Revisiting Roger Caillois’s L’Homme et le sacré. In J. for the Academic Study of Religion. Vol. 30. No. 1, pp. 3–21. DOI: 10.1558/jasr.32096.

Fedorov, A. (1928). Bezmolvnyi sud [The Wordless Court of Justice]. In Rus‘ (Sofia). No. 1503. April 15, p. 2.

Georgiev, D. (1982). Arkhitektura na vestnika: nyakoi tendentsii v grafichnoto oformyavane na vestnika [The Architecture of the Newspaper: Some Tendencies in Newspaper Graphic Design]. Sofia, Nauka i izkustvo. 496 p.

Groueff, S. (1998). Crown of Thorns: The Reign of King Boris III of Bulgaria, 1918–1943. Lanham, Madison Books. 412 p.

Jakobson, R. (1971). Shifters, Verbal Categories, and the Russian Verb. In Jakobson, R. Selected Writings. 5 Vols. Hague, Paris, N. Y., Mouton. Vol. 2. Word and Language, pp. 130–147.

Jakobson, R. (1981). Linguistics and Poetics. In Jakobson, R. Selected Writings. 5 Vols. Hague, Paris, N. Y., Mouton. Vol. 3. Poetry of Grammar and Grammar of Poetry, pp. 18–51.

K napadeniyu na Ego Velichestvo [About the Assault on His Majesty]. (1925). In Rus‘ (Sofia). No. 614. April 19, p. 4.

Karpov, M. (1933). Edinstvennye [The Only Ones]. In Golos truda (Sofia). No. 437/26. April 16, p. 3.

Karpov, M. (1934). Dalekaya vesna [Far Spring]. In Golos truda (Sofia). No 75. Apr. 8, pp. 2–3.

Khristos Voskrese [Christ is risen!]. (1925). In Rus‘ (Sofia). No. 614. Apr. 19, p. 1.

Kripal, J. (2006). Mysticism. In Segal, R. (Ed.). Blackwell Companion to the Study of Religion. Malden, Blackwell, pp. 321–336.

Ljuckanov, J. (2020). The Russian Émigré Community in Interwar Bulgaria: Attempt at a Typology of Transformations, with Focus on the “Aestheticization” of Newspaper. In Convivium: Exchanges and Interactions in the Arts of Medieval Europe, Byzantium, and the Mediterreanean. Vol. 7. Iss. Supplementum, pp. 100–121.

Luboshitzky, D., Gaber, L. (2001). Holidays and Celebrations as a Spiritual Occupation. In Australian Occupational Therapy J. Vol. 48. No. 2, pp. 66–74.

[No title]. (1924). In Rus‘ (Sofia). No. 326. April 27, p. 1.

Orem, S. (1927). Breshko-Breshkovskii i ego romany [Breshko-Breshkovskii and His Novels]. In Rus‘ (Sofia). No. 1265. July 1, p. 2.

Pskovskii, A. (1925). Voskresenie (Paskhal‘naya noch‘) [Resurrection (An Easter Night)]. In Rus‘ (Sofia). No. 614. April 19, pp. 3–4.

Romanov, P. (1925). Slaboe serdtse [A Weak Heart]. In Rus‘ (Sofia). No. 614. Apr. 19, p. 4.

Rosenthal, B. G. (2002). New Myth, New World: From Nietzsche to Stalinism. University Park, Pennsylvania State Univ. Press. 482 p.

Zahn, J. (2017). Joseph Pieper on the Festival in the Light of Culture. In The Catholic Social Science Rev. Vol. 22, pp. 249–266. DOI 10.5840/cssr20172220.

Загрузки

Опубликован

2021-06-21

Как цитировать

Lyutskanov, Y. (2021). Вербально-визуальная архитектура и символы священной истории в газетах русской эмиграции в Болгарии. Quaestio Rossica, 9(2), 547–561. https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.595

Выпуск

Раздел

Problema voluminis