Кинематограф Алексея Федорченко: между культурным мифотворчеством и игрой с документом

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.592

Ключевые слова:

современный кинематограф, Алексей Федорченко, художественное сознание, мифотворчество, документ, мокьюментари

Аннотация

Представлено исследование корпуса фильмов Алексея Федорченко с целью обнаружения доминанты его художественного мира. Художественный мир Федорченко складывается из установок документального кино с его ориентацией на факт, достоверностью архивных источников, доверием физической реальности и обращением к законам искусства представления, где свободная игра с реальностью в ее самых разнообразных формах (от документирования до мистификации) становится доминирующей. Режиссер создает свой целостный мир (игрового и неигрового кино), основанный на мифотворчестве как средстве миропонимания, миростроения, миропереживания. Первым методологическим основанием анализа фильмов служит культурологическая концепция, в которой искусство понимается не только как самосознание культуры, но и как предмет, зависящий от всех подсистем культуры (материальной и духовной). Автор обнаруживает культуроцентристскую доминанту художественного сознания А. Федорченко, ориентированного на рефлексивное отношение к культуре (традиции). Данный тип художественного сознания не игнорирует природу и миметическое следование ей, но доминирующим, определяющим исток художественного творения становится сознательное отношение к культуре как материалу, требующему интерпретации. В качестве исходного материала и пространства культуры в кинематографе Федорченко выступает миф как авторский способ освоения и репрезентации культуры. Режиссер не занимается экранизацией мифов, он творит их, используя логику мифологического нарратива, особенности мифологического пространства и времени. Вторым методологическим основанием статьи являются классические концепции мифа А. Лосева, Р. Барта, М. Элиаде. Основные источники исследования – документальные и игровые фильмы режиссера, а также фильмы в жанре мокьюментари, представляющие собой документальные мистификации. Результаты исследования определяют то, как документальные исторические события приобретают характеристики мифа, а мифотворчество становится ключом к пониманию истории.

Биография автора

Lilia Nemchenko

кандидат философских наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0003-1486-2886

lilit99@list.ru

Библиографические ссылки

Aronson, O. (2003). Metakino [Metakino]. Moscow, Ad Marginem. 264 p.

Barthes, R. (1996). Mifologii [Mythologies]. Moscow, Izdatel’stvo imeni Sabashnikovykh, 312 p.

Efremova, E. (2015). “Zdes’ budet gorod-sad”: utopicheskii obraz goroda v zavodskoi gazete Uralmasha [Here Will be a Garden-City: Utopian Image of a City in the Uralmash Plant Newspaper]. In Quaestio Rossica. No. 4, pp. 57–82. DOI 10.15826/qr.2015.4.126.

Eliade, M. (2001). Aspekty mifa [Aspects of Myth]. 2nd Ed., new and update, Moscow, Akademicheskii proekt. 240 p.

Fedorchenko, A., Loevskii, O. (2019). Mifologizatsiya – eto ukhod ot istiny, a mok’yumentari k nei stremitsya [Mythologisation is a Departure from the Truth, and Mockumentary Strives for It]. In Peterburgskii teatral’nyi zhurnal [official website]. No. 2 (96). URL: http://ptj.spb.ru/archive/96/memory-place/mifologizaciya-eto-uxod-otistiny-amokyumentari-knej-stremitsya/ (accessed: 18.12.2020).

Kruglova, T. A. (2018). Vpered ili nazad k mechte: o kinofil’me A. Fedorchenko “Pervye na Lune” [Towards or Back to the Dream: About A. Fedorchenko’s Film First on the Moon]. In Filologicheskii klass. No. 1 (51), pp. 129–135.

Lipovetsky, M. (2020). Serial’naya retrotopiya [Serial Retrotope]. In Abasheva, M. P., Litovskaya, M. A., Savkina, I. L., Chernyak, M. A. (Eds.). Kul’t-tovary. Kommertsializatsiya istorii v massovoi kul’ture. Moscow, Yekaterinburg, Kabinetnyi uchenyi, pp. 286–299.

Losev, A. F. (2001). Dialektika mifa [The Dialectic of Myth]. Moscow, Mysl’. 558 p.

Medvedev, A. (2020). Mok’yumentari v epokhu postpravdy. Mok’yumentari kak zhanr i priem [Mockumentary in the Post-Truth Era. Mockumentary as a Genre and a Technique]. In Effekt khudozhestvennoi dostovernosti. Materialy nauchnoi konferentsii. Yekaterinburg, 3 dekabrya 2019 g. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta, pp. 97–111.

Mikhailova, T. (2012). The Smoke of the Fatherland: Body as Territory, Sexuality as Identity on Silent Souls by Aleksei Fedorchenko. In KinoKultura. New Russian Cinema [website]. Iss. 36. URL: http://www.kinokultura.com/2012/36-mikhailova.shtml (accessed: 18.01.2021).

Nemchenko, L. M. (2018). Mok’yumentari: semantika i pragmatika (na materiale fil’mov A. Fedorchenko i M. Mestetskogo) [Mockumentary: Semantics and Pragmatics (Based on the Films of A. Fedorchenko and M. Mestetsky)]. In Filologicheskii klass. No. 1 (51), pp. 136–141.

Nemchenko, L. M. (2020). O sovetskom proshlom bez nostal’gii (na materiale teleserialov i blogov) [On the Soviet Past without Nostalgia (Based on TV Series and Blogs)]. In Abasheva, M. P., Litovskaya, M. A., Savkina, I. L., Chernyak, M. A. (Eds.). Kul’t-tovary. Kommertsializatsiya istorii v massovoi kul’ture. Moscow, Yekaterinburg, Kabinetnyi uchenyi, pp. 334–344.

Oushakine, S. (2009). Byvshee v upotreblenii: Postsovetskoe sostoyanie kak forma afazii [Previously Used: The Post-Soviet State as a Form of Aphasia]. In Novoe literaturnoe obozrenie. No. 100, pp. 760–792.

Shaburova, O. V. (2009). Nostal’giya: strategii kommertsializatsii, ili Sovetskoe v glamure [Nostalgia: Commercialisation Strategies, or the Soviet in Glamour]. In Kupina, N. A., Mikhailova, O. A. (Eds.). Sovetskoe proshloe i kul’tura nastoyashchego v 2 kn. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. Vol. 1, pp. 33–44.

Vertov, D. (1966). Stat’i. Dnevniki. Zamysly [Articles. Diaries. Plans]. Moscow, Iskusstvo, 320 р.

Zaks, L. A. (2019). Sovremennaya evolyutsiya/revolyutsiya kul’tury i formirovanie kul’turotsentristskoi paradigmy soznaniya (na primere filosofii i sotsiogumanitarnykh nauk) [Modern Evolution/Revolution of Culture and the Formation of a Culture-Centric Paradigm of Consciousness (with Reference to Philosophy, Social Studies, and the Humanities)]. In Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki. Vol. 14. No. 1 (185), pp. 154–166.

Загрузки

Опубликован

2021-06-21

Как цитировать

Nemchenko, L. (2021). Кинематограф Алексея Федорченко: между культурным мифотворчеством и игрой с документом. Quaestio Rossica, 9(2), 502–514. https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.592

Выпуск

Раздел

Problema voluminis