Театр невесомости Драгана Живадинова

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.591

Ключевые слова:

Драган Живадинов, постгравитационный театр, «Ноордунг: 1995–2045», технологический субститут, культурализация космоса, космизация искусства

Аннотация

В статье предпринята попытка осветить затею создания театра невесомости словенского концептуального художника Драгана Живадинова. Для этого автор обращается к русским философским (Н. Федоров, К. Циолковский, А. Чижевский) и художественным источникам (К. Малевич), а также к провидческим исследованиям передвижения во Вселенной словенского ученого Германа Поточника Ноордунга, под влиянием которых формировалось космокинетическое творчество Д. Живадинова. Опираясь на наследие космистов и супрематистов, Д. Живадинов создает свой беспредметный антимиметический театр с пустым, освобожденным от весомости телом актера, которое в конечном итоге должен заменить технологический субститут, с экваториальной орбиты передающий в космос память об актере. Исследуются положения постгравитационного театра, основанные на трех алгоритмах с цифровой памятью об актере – биологическом (запись телесных координат), биографическом (запись профессиональной биографии) и биомехатроническом (запись генетической структуры), которые после смерти актеров будут управляться «умботом» как на сцене, так и в космосе. В центре внимания – спектакль «Биомеханика Ноордунг», осуществленный в стратосфере в самолете «Ил‑76 МДК», в котором вследствие резких перепадов давления во время полета возникало состояние невесомости как репетиция будущего освобождения тела от силы притяжения. В этих условиях актеры могли выступать в состоянии левитации, которая воспринималась как уникальный абстрактный театральный показ. Соединив учение о биомеханике Мейерхольда, задуманное в 1920‑е гг. как система упражнений актера с телом, с исследованиями Ноордунга о гравитации и способах ее преодоления, представленными рисунками вращающейся космической станции, Живадинов осуществил идею театрализации космоса. Этим спектаклем он показал, что абстрактное произведение искусства может стать по-настоящему абстрактным, лишь если оно восторжествует над силой земного притяжения, то есть потеряет свою гравитационную ориентацию и проявит себя в условиях невесомости.

Биография автора

Kornelija Ičin

доктор филологических наук, профессор, Белградский университет.

11000, Сербия, Белград, Студенческая пл., 1.

ORCID 0000-0002-0943-4660

kornelijaicin@gmail.com

Библиографические ссылки

Biryukov, Yu. (2003). Osnovopolagayushchii vklad K. E. Tsiolkovskogo v razvitie teoreticheskoi kosmonavtiki [K. E. Tsiolkovsky’s Fundamental Contribution to the Development of Theoretical Cosmonautics]. In K. E. Tsiolkovskij – sovremennyi vzglyad na ego tvorchestvo (k 145-letiyu so dnya rozhdeniya). Moscow, Institut istorii estestvoznaniya i tekhniki imeni S. I. Vavilova, pp. 56–67.

Chizhevskii, A. (1977). Stranitsy vospominanij o K. E. Tsiolkovskom [Pages from Memoirs about K. E. Tsiolkovsky]. In Khimiya i zhizn’. No. 1, pp. 23–32.

Fyodorov, N. (1906). Filosofiya obshchego dela v 2 t. [Common Cause Philosophy. 2 Vols.]. Vol. 1. Vernyj, Tipografiya Semirechenskogo oblastnogo pravleniya. 731 p. (1913). Vol. 2. Moscow, Pechatnya A. I. Snegirevoi. 473 p.

Gacheva, A. (1990). Russkii pokhoronnyi obryad i uchenie N. F. Fedorova [The Russian Funeral Rite and the Teaching of N. F. Fyodorov]. In Obshchee delo. Sbornik dokladov, predstavlennyj na I Vsesoyuznye Fedorovskie chteniya. Moscow, Komitet kosmonavtiki DOSAAF SSSR, pp. 205–220.

Hrvatin, Е. (2002). Biomechanics in Weightlessness. In PAJ: A J. of Performance and Art. Vol. 24. No. 2, pp. 102–107.

Kabakov, I., Groys, B. (2010). Dialogi [Dialogues]. Vologda, Biblioteka Moskovskogo kontseptualizma Germana Titova. 346 p.

Kazyutinskii, V. (2003). Kosmicheskaya filosofiya K. E. Tsiolkovskogo: za i protiv [The Cosmic Philosophy of K. E. Tsiolkovsky: Pro et Contra]. In K. E. Tsiolkovskii – sovremennyi vzglyad na ego tvorchestvo (k 145-letiyu so dnya rozhdeniya). Moscow, Institut istorii estestvoznaniya i tekhniki imeni S. I. Vavilova, pp. 77–92.

Kutyrev, V. A. (1997). Noosfera kak utopiya i kak real’nost’ [The Noosphere as Utopia and as Reality]. In Strategiya vyzhivaniya: kosmizm i ekologiya. Moscow, Editorial URSS, pp. 169–178.

Leiderman, Yu. (1995). Kosmokineticheskii Kabinet Noordung [Cosmokinetic Office Noordung]. In Khudozhestvennyi zhurnal [website]. No. 8. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/65/article/1404 (accessed: 08.12.2020).

Linnik, Yu. (1995). Russkii kosmizm i russkii avangard [Russian Cosmism and Russian Avant-Garde]. Petrozavodsk, Svyatoi ostrov. 82 p.

Malevich o sebe. Sovremenniki o sebe. Pis’ma. Dokumenty. Vospominaniya. Kritika v 2 t. [Malevich about Himself. Contemporaries about Him. Letters. Documents. Memories. Criticism. 2 Vols.]. (2004). Moscow, RA. Vol. 1. 584 p.

Malevich, K. (1995–2004). Bog ne skinut. Iskusstvo, tserkov’, fabrika [God Will Not Be Overthrown. Art, Church, Factory]. In Malevich, K. Sobranie sochinenii v 5 t. Moscow, Gileya. Vol. 1. Stat’i, manifesty, teoreticheskie sochineniya i drugie raboty. 1913–1929, pp. 236–265.

Malevich, K. (1995–2004). Suprematizm. 34 risunka [Suprematism. 34 Patterns]. In Malevich, K. Sobranie sochinenii v 5 t. Moscow, Gileya. Vol. 1. Stat’i, manifesty, teoreticheskie sochineniya i drugie raboty. 1913–1929, pp. 185–189.

Proshechkin, E. (1990). Russkii kosmizm Fedorova i Tsiolkovskogo: protivorechiya i skhodstvo [The Russian Cosmism of Fedorov and Tsiolkovsky: Contradictions and Similarities]. In Obshchee delo. Sbornik dokladov, predstavlennyi na I Vsesoyuznye Fedorovskie chteniya. Moscow, Komitet kosmonavtiki DOSAAF SSSR, pp. 167–170.

Subetto, A. (1997). Russkii kosmizm i sfernoe uchenie [Russian Cosmology and Sphere Teachings]. In Strategiya vyzhivaniya: kosmizm i ekologiya. Moscow, Editorial URSS, pp. 42–55.

Tsiolkovsky, K. (1928). Volya vselennoi [The Will of the Universe]. Kaluga, publ. by the author. 23 p.

Tsiolkovsky, K. (1929). Rastenie budushchego. Zhivotnoe kosmosa. Samozarozhdenie [The Plant of the Future. The Animal of Space. Spontaneous Generation]. Kaluga, publ. by the author. 32 p.

Tsiolkovsky, K. (1930). Nauchnaya etika [Scientific Ethics]. Kaluga, Tipografiya Oblastnogo soveta narodnogo khozyaistva. 70 p.

Tsiolkovsky, K. (2001). Ocherki o Vselennoi [Essays on the Universe]. Kaluga, Zolotaya alleya. 384 p.

Uspensky, P. (1911). Tertium organum. Klyuch k zagadkam mira [Tertium organum. А Key to the Mysteries of the World]. St Petersburg, Tipografiya “Trud”. 264 p.

Vernadsky, V. (1978). Zhivoe veshchestvo [Living Substance]. Moscow, Nauka. 358 p.

Živadinov, D. (2010a). Kozmizem/transhumanizem. In Živadinov, D. 50 koordinat postgravitacijske umetnosti. In Scribd [internet-portal]. URL: https://www.scribd.com/document/31097592/50-kordinat (accessed: 08.12.2020).

Živadinov, D. (2010b). Postgravitacijska umetnost. In Živadinov, D. 50 koordinat postgravitacijske umetnosti. In Scribd [internet-portal]. URL: https://www.scribd.com/document/31097592/50-kordinat (accessed: 08.12.2020).

Загрузки

Опубликован

2021-06-21

Как цитировать

Ičin, K. (2021). Театр невесомости Драгана Живадинова. Quaestio Rossica, 9(2), 487–501. https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.591

Выпуск

Раздел

Problema voluminis