Протестное восприятие современного искусства: истоки и символы публичного ресентимента

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.589

Ключевые слова:

современное искусство, протесты против искусства, дискурс оскорбления, ресентимент, Джок Стёрджес, провокация в искусстве

Аннотация

Особенности протестов против оскорбительного содержания произведений искусства исследуются в контексте одного из самых значительных открытий общества модерна – публичной сферы и ее исторических трансформаций. Искусство берет на себя роль одного из самых чувствительных индикаторов состояния ценностей и символов, что делает его уязвимым, формируя пространство проявления протестов различной природы. Проводится разграничение между конфликтами вокруг искусства, имеющими этиологию внутри просвещенческой парадигмы, и современными типами конфликтов, в которых доминирует обвинение искусства в оскорблении публики, социальных групп. Инициатива протестов в современной культуре исходит от воспринимающей искусство публики, в отличие от предшествующей властной доминанты. В центре конфликтов в связи с искусством находится дискурс оскорбления, так как содержание протеста в этом случае в наибольшей степени нагружено символическими коннотациями (этическими, религиозными, политическими, этническими). Анализируются состояние оскорбленности и его генезис в современной культуре. Доказывается, что источник негодования находится не внутри искусства, а за его пределами, в публичной сфере, при этом произведение воспринимается как медиум или символ этого источника. Для системного описания протестов против искусства предлагается концепция ресентимента как психической и ценностной установки (М. Шелер), в которой делается акцент на значении долговременности установки, ставшей следствием вытеснения аффектов. Благодаря торможению ответного импульса происходит перенос реакции на другой объект. Это объясняет смещение негативной реакции от действительной причины страданий на объекты символической природы, в данном случае – на мир искусства. С опорой на фазы развития ресентимента и его структурные элементы, выделенные Ч. Паком (тематику, социальную среду, акторов), с применением дискурс-анализа материалов публичной сферы осуществлен анализ выставки фотографа Джока Стёрджеса «Без смущения» (Москва, 2016–2017). Мотиватором протеста стала не сама выставка, а содержание поста блогера, дискурс вокруг него и другие способы репрезентации биографии и творчества фотографа в публичной сфере. Для формирования ресентиментного конфликта необходимы предварительная формулировка дискурса оскорбления и дальнейшее распространение группами публики, способными консолидировать аффекты и превратить их в действия. Провокационное искусство, нарушая границы эстетических конвенций поля искусства, входя в соприкосновение c публичным пространством, рискует стать объектом замещенного протеста.

Биографии авторов

Carolina-Joanna Gomes

кандидат философских наук, ассистент, Уральский государственный медицинский университет.

620028, Россия, Екатеринбург, ул. Репина, 3.

ORCID 0000-0002-0706-6606

gomeskjoanna@gmail.com

Tatyana Kruglova

доктор философских наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-4014-2877

tkruglowa@mail.ru

Библиографические ссылки

Artists Rights. NCAC + CDT [website]. (2020). URL: http://www.artistrights.info/listof-cases (accessed: 27.12.2020).

Bez smushcheniya 2.0, 18+ [Absence of Shame 2.0, 18+]. (2017). In Tsentr fotografii imeni brat‘ev Lyum‘er [website]. URL: http://www.lumiere.ru/exhibitions/archive/id-225/ (accessed: 27.12.2020).

DiMaggio, P. et al. (2000). The Role of Religion in Public Conflicts over the Arts in the Philadelphia Area, 1965–1997. In Working Papers. P. 1–40.

Donchenko, D. (2017). Analysis of Comments of Users of Social Networks to Assess the Level of Social Tension. In Procedia Computer Science. Vol. 119, pp. 359–367. DOI 10.1016/j.procs.2017.11.195.

Ehrenstein, D. (2012). The Last Temptation of Christ: Passion Project. In The Criterion Collection [website]. March 13. URL: https://www.criterion.com/current/posts/2191-thelast-temptation-of-christ-passion-project (accessed: 27.12.2020).

Elkin, L. (2017). Showing Balthus at the Met Isn’t about Voyeurism, It’s about the Right to Unsettle. In Frieze [website]. December 17. URL: https://www.frieze.com/article/showingbalthus-met-isnt-about-voyeurism-its-about-right-unsettle (accessed: 25.02.2020).

Goldstein, R. J. (1989). Censorship of Political Caricature in Nineteenth-Century France. Kent, Ohio, L., Kent State Univ. Press. XII, 300 p.

Golla, R. (2017). Conversations with Vladimir Nabokov. S. l., Univ. Press of Mississippi. 256 p.

Gomes, K.-Dzh. (2020). Diskurs oskorbitel’nosti v publichnykh konfliktakh vokrug iskusstva: kul’turfilosofskii analiz [Discourse of Offensiveness in Public Conflicts around Art: A Cultural-Philosophical Analysis]. Avtoref. dis. … kand. filos. nauk. Yekaterinburg, S. n. 34 p.

Gomes, K.-Dzh., Kruglova, T. A. (2020). Kontsept “resentiment” kak perspektivnyi teoreticheskii resurs analiza protestov protiv oskorbitel’nogo iskusstva [The Concept of ‘Ressentiment’ as a Promising Theoretical Resource for the Analysis of Protests against Offensive Art]. In Koinon. Vol. 1. No. 1–2, pp. 104–124. DOI 10.15826/koinon.2020.01.1–2.005.

Miro, L. (2016). Vystavka dlya pedofilov v Moskve [Exhibition for Pedophiles in Moscow]. In Lena Miro: “Menya chitayut krasivye lyudi!” [internet-blog]. URL: https://lena-miro.ru/1093813.html (accessed: 27.12.2020).

Mironova, А. (2016). “Rebenok imeet pravo na zashchitu ot sal’nykh vzglyadov” [“A child has a right to protection from greasy looks”]. In Gazeta.Ru [website]. Oct. 10. URL: https://www.gazeta.ru/comments/column/mironova/10222121.shtml (accessed: 27.12.2020).

Mitchell, W. J. T. (2005). What Do Pictures Want? The Lives and Loves of Images. Chicago, Univ. of Chicago Press. 408 p.

Nietzsche, F. (2007). Po tu storonu dobra i zla. Prelyudiya k filosofii budushchego. K genealogii morali. Polemicheskoe sochinenie [Beyond Good and Evil. Prelude to a Philosophy of the Future Genealogy of Morality. A Polemical Essay]. Moscow, Akademicheskii proekt. 396 p.

Pak, Ch.-U. (1997). Resentiment, otsenka, znanie i sotsial’noe deistvie v uchenii Maksa Shelera: opyt issledovaniya sotsiologii chuvstv [Ressentiment, Appraisal, Knowledge and Social Action in the Teachings of Max Scheler: Research Experience in the Sociology of Feelings]. In Sotsiologicheskii zhurnal. No. 4. pp. 151–164.

Khudozhestvennaya fotografiya v stile “nyu” pod zapretom u Roskomnadzora [‘Nude’ Art Photography Banned by Roskomnadzor]. (2015). In Roskomsvoboda [website]. July 27. URL: https://roskomsvoboda.org/12087/ (accessed: 27.12.2020).

Ryklin, M. (2006). Svastika, krest, zvezda. Proizvedenie iskusstva v epokhu Upravlyaemoi demokratii [Swastika, Cross, and Star. Works of Art in the Era of Managed Democracy]. Moscow, Logos. 208 p.

Scheler, M. (1999). Resentiment v strukture moralei [Ressentiment in the Structure of Morals]. St Petersburg, Nauka, Universitetskaya kniga. 232 p.

Tema dnya. Oskorbitel’na li obnazhennaya natura v iskusstve? [Topic of the Day. Is Nudity Offensive in Art?]. (2017). In Radio “Kul’tura” [website]. November 27. URL: www.cultradio.ru/brand/episode/id/62322/episode_id/1569221/ (accessed: 27.12.2020).

Tepper, S. J. (2011). Not Here, Not Now, Not That! Protest over Art and Culture in America. Chicago, Univ. of Chicago Press. 384 p.

The Arts Under Attack: Jock Sturges Photos Vandalized in Bookstores. (1997). In NCAC Censorship News [website]. No. 67. URL: https://ncac.org/censorship-news-articles/thearts-under-attack-jock-sturges-photos-vandalized (accessed: 25.02.2021).

Razrabotchikam/Newsfeed.search [Developers/Newsfeed.search]. (2020). In VKontakte [website]. URL: https://vk.com/dev/newsfeed.search (accessed: 27.12.2020).

Voina Miro [Miro’s War]. (2016). In The New Times [website]. No. 32 (420). URL: https://newtimes.ru/articles/detail/116293 (accessed: 27.12.2020).

Zayavlenie OP RF po povodu vystavki Dzhoka Sterdzhesa [Statement of the Public Chamber of the Russian Federation on the Jock Sturges Exhibition]. (2016). In Obshchestvennaya palata Rossiiskoi Federatsii [website]. URL: https://www.oprf.ru/documents/495/2447/newsitem/36144 (accessed: 27.12.2020).

Загрузки

Опубликован

2021-06-21

Как цитировать

Gomes, C.-J., & Kruglova, T. (2021). Протестное восприятие современного искусства: истоки и символы публичного ресентимента. Quaestio Rossica, 9(2), 451–470. https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.589

Выпуск

Раздел

Problema voluminis