Эволюция московского концептуализма: от раннего Кабакова до позднего Пепперштейна

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.588

Ключевые слова:

художественные направления в современном искусстве, московский концептуализм, Павел Пепперштейн, «Инспекция “Медицинская герменевтика”», концепт, интерпретация

Аннотация

Рассматриваются наиболее значимые стратегии, приемы и концепты, которые формировались в московской художественной среде начиная с конца 70‑х гг. XX в. до сегодняшнего дня. В центре внимания автора – творчество художника и литератора Павла Пепперштейна, принадлежавшего к группе младших концептуалистов. Художник присваивает некоторые концептуальные стратегии, унаследованные от своего отца В. Пивоварова, а также И. Кабакова и А. Монастырского, и развивает их в особой манере, придавая им характерные черты и личную печать. Цель исследования – показать и расширить контекст работы художника через анализ его сотрудничества с другими московскими концептуалистами и соцартистами и обратить особое внимание на переплетения, влияния и различия их художественной поэтики. Особое внимание уделяется группе «Инспекция “Медицинская герменевтика”», которую Пепперштейн основал в 1987 г. вместе с С. Ануфриевом и Ю. Лейдерманом. Помимо жанров изобразительного искусства (в первую очередь графики, инсталляций и перформансов), основная деятельность этой группы состояла из производства многочисленных теоретических текстов, которые касались вопросов эстетического, философского и лингвистического дискурса в концептуальном искусстве, а также взаимоотношений искусства и его интерпретации.

Биография автора

Jelena Kusovac

доктор филологических наук, доцент, Белградский университет.

11000, Сербия, Белград, Студенческая пл., 1.

ORCID 0000-0003-3865-3165

jelena.kusovac@gmail.com

Библиографические ссылки

Al’bert, Yu. (Ed.). (2014). Moskovskii kontseptualizm. Nachalo. Katalog vystavki [Moscow Conceptualism. The Beginning. Exhibition Catalogue]. Moscow, Privolzhskii filial Gosudarstvennogo tsentra sovremennogo iskusstva. 271 p.

Bachstein, I. Kabakov, I. Monastyrskii, A. (2010). Trialog o komnatakh [Trialogue about Rooms]. In Sborniki MANI. Vologda, Biblioteka Moskovskogo kontseptualizma. 248 p.

Bobrinskaya, E. (1994). Kontseptualizm [Conceptualism]. Moscow, Galart. 216 p.

Bobrinskaya, E. (2013). Chuzhie? Neofitsial’noe iskusstvo: mify, strategii, kontseptsii [Strangers? Unofficial Art: Myths, Strategies, Concepts]. Moscow, Breus. 496 p.

Druskin, Ya. (2000). Zvezda bessmyslitsy [Тhe Nonsense Star]. In “Sborishche druzei, ostavlennykh sud’boyu”. L. Lipavskii, A. Vvedenskii, Ya. Druskin, D. Kharms, N. Oleinikov: “chinari” v tekstakh, dokumentakh i issledovaniyakh v 2 t. Moscow, Ladomir. Vol. 1, pp. 323–416.

Gandlevskii, S. (1993). Dmitrii Aleksandrovich Prigov. Mezhdu imenem i imidzhem [Dmitry Aleksandrovich Prigov. Between Name and Image]. In Literaturnaya gazeta. No. 19. May 12, pp. 3–7.

Grois, B. (1979). Moskovskii romanticheskii kontseptualizm [Moscow Romantic Conceptualism]. In A–Ya. Zhurnal neofitsial’nogo iskusstva. Paris, N. Y., Moscow, A–Ya. No. 1, pp. 3–11.

Huizinga, J. (2011). Chelovek igrayushchii. Opyt opredeleniya igrovogo elementa kul’tury [Homo ludens. Experience in Determining the Playful Element of Culture]. St Petersburg, Izdatel’stvo Ivana Limbakha. 416 p.

Kabakov, I. (2003). O khudozhnike-personazhe [About the Character-Artist]. In Zerkalo. Tel-Aviv, S. n. No. 21–22.

Kabakov, I. (2008). 60–70e… Zapiski o neofitsial’noi zhizni v Moskve [60s–70s... Notes on Unofficial Life in Moscow]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 365 p.

Leiderman, Yu. (2015). Pesnya “Tovarishch” [The Tovarishch Song]. In Nigilist. Produktivna Ruinatsiya [website]. November 22. URL.: http://www.nihilist.li/2015/11/22/pesnya-tovarishh/ (accessed: 20.12.2020).

Monastyrskii, A. (2008). V dialoge s V. Zakharovym i Yu. Leidermanom. O terminologii moskovskogo kontseptualizma [In Dialogue with V. Zakharov and Yu. Leiderman: On the Terminology of Moscow Conceptualism]. In Khudozhestvennyi zhurnal [website]. No. 70. December. URL: http://xz.gif.ru/numbers/70/on-terms/ (accessed: 20.12.2020).

Monastyrskii, A. (Ed.). (1999). Slovar’ terminov moskovskoi kontseptual’noi shkoly [Glossary of Terms of the Moscow Conceptual School]. Moscow, Ad Marginem, 221 p.

Pepperstein, P. (2001). Glyadya na vodopad. Bivis i Bat-Khed na MTV [Looking at the Waterfall. Beavis and Butt-Head on MTV]. In Neprikosnovennyi zapas [website]. No. 4. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2001/4/pepper.html (accessed: 20.12.2020).

Pepperstein, P. (2014). Vstupitel’naya stat’ya [Preface]. In Viktor Pivovarov. Katalog v 2 kn. Moscow, Artguide Ed., Muzei MAGMA. Book 1, pp. 7–14.

Ryklin, M. (1992). Terrorologiki [Terrorologicians]. Tartu, Moscow, Eidos. 114 p.

Shestakov, V. P. (2002). Filosofiya i tennis [Philosophy and Tennis]. In Voprosy filosofii. No. 8, pp. 42–51.

Tupitsyn, V. (1997). “Drugoe” iskusstva [The “Other” of Art]. Moscow, Ad Marginem. 352 p.

Viktor Pivovarov. Katalog v 2 kn. [Victor Pivovarov. Catalogue. 2 Books]. (2014). Moscow, Artguide Editions, Muzei MAGMA. Book 1. 197 p.

Wittgenstein, L. (1994). Filosofskie raboty [Philosophical Investigations]. Moscow, Gnozis. 612 p.

Zlydneva, N. (2008). Izobrazhenie i slovo v ritorike russkoi kul’tury XX veka [Image and Word in the Rhetoric of Russian Culture of the 20th Century]. Moscow, Indrik. 304 p.

Загрузки

Опубликован

2021-06-21

Как цитировать

Kusovac, J. (2021). Эволюция московского концептуализма: от раннего Кабакова до позднего Пепперштейна. Quaestio Rossica, 9(2), 435–450. https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.588

Выпуск

Раздел

Problema voluminis